"Хранители воинской славы"

Автор: Реуцкова Елена Павловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Гапкинская СОШ"
Населённый пункт: хутор Гапкин, Константиновский район, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Хранители воинской славы"
Дата публикации: 18.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гапкинская средняя общеобразовательная школа» Константиновский район хутор Гапкин Центральная 40 Методическая разработка на конкурс методических разработок «Хранители воинской славы» Тематическая экспозиция «Казачий быт» Составитель: руководитель музейной комнаты, учитель географии Реуцкова Елена Павловна 2015 год
Пояснительная записка. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине – формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной жизненной позиции, осознания своего места в обществе; воспитание у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Она оставила след почти в каждой семье. Труден и длителен был путь нашего народа к победе. Люди проливали кровь, голодали, отдавали фронту последнее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях, о потерях и победах. Поэтому необходимо формировать у школьников историческую память, расширять кругозор, воспитывать чувство уважения к русскому солдату, воспитывать патриота и гражданина Гражданско-патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса и как межпредметная форма деятельности и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса. Предлагаемый материал может использоваться на уроках истории, литературы, при подготовке и проведении мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне для учащихся 6 – 11 классов.

«Навеки в памяти ваши имена…».

Цели:
 формировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего народа;  воспитывать ответственность, потребность личного участия в мероприятиях, посвящённых празднованию памятных дат;  воспитывать чувство уважения к русскому солдату;  воспитывать патриота и гражданина.
Оборудование:
1. Фонограммы песен: «Вставай, страна, огромная», «День Победы», «Священная война». 2. Фотографии героев встречи. 3. Презентационный материал.
Учитель:
70 лет назад началась Великая Отечественная война. 22 июня в полдень было передано правительственное сообщение: «От советского Информбюро. Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз». ( Звучит песня: «Вставай, страна, огромная!»)
Ученик:
Память, память, за собою позови В те далёкие промчавшиеся дни, Ты друзей моих погибших оживи, А друзьям живущим молодость верни. Память, память, ты ее можешь, ты должна На мгновенье эти стрелки повернуть, Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.
Учитель:
1418 дней и ночей продолжалась эта кровопролитная битва. Количественные потери в этой войне точно не известны и сейчас. До сих пор остаётся огромное количество пропавших без вести, «неизвестных солдат». Согласно статистике 1998 года, Генштаб Вооружённых сил России приводит сведения о погибших: общие безвозвратные потери Красной (Советской) Армии составили 11 944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести, пленено 4 559 000. В общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан. Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских военнослужащих. В армию и на флот было призвано 490 000 женщин. По другим сведениям, общие потери могут составлять 29 592 749 человек. (Звучит фонограмма песни: «Священная война»)
Ученик:
Война – это тяжёлая, страшная и грязная работа. О некоторых, кто выполнял её, повествует наша сегодняшняя встреча.
Ученик:
Орлов Михаил Тимофеевич – заслуженный учитель школы РСФСР, первый в районе педагог, которому присвоено это почётное звание.
Начинал он свою педагогическую деятельность в х. Белянском. Крестьянская хатёнка, несколько расшатанных столов, на которых красными каплями застыли арбузные семечки. Работал не меньше, чем хлеборобы в поле. Вставал, бывало, с зарёй, тетрадку в руки – и по дворам. Около ста мальчишек и девчонок с потёртыми сумками приходили на занятия. А через год – два эти дети писали и читали лучше своих родителей. Знания прочно входили в жизнь земледельцев и их детей.
Ученик:
Шло время. Радовали М.Т. Орлова успехи жадных до книг ребятишек. Старательностью и прилежанием платили они ставшему им близким человеку… А 22 июня 1941 года вместо привычного: «Здравствуйте, дети! Садитесь», учитель сказал им, не скрывая волнения: «Война, ребята. Ухожу на фронт». Тяжёлые и длинные фронтовые дороги. С горечью смотрел М.Т. Орлов на сожжённые фашистами сёла и города, на разбитые школьные здания.
Не менее тяжёлой была и фронтовая жизнь. Воевал Михаил Тимофеевич на Миус-фронте, где были страшные бои, был ранен. В мае 1942 года проходил лечение в госпитале г. Ростова н/Д, на Военведе. После выздоровления воевал на юго-западном фронте, принимал участие в освобождении нашей области, Украины, Польши, Прибалтики, Чехословакии и дошёл до Берлина в звании сержанта – командира сапёрного отделения. После Победы до октября 1945 года проходил службу в качестве старшего писаря в штабе полка. Награждён многими боевыми наградами: - Орден Отечественной войны II степени, - Орден «Красной Звезды», - медаль «За боевые заслуги», - медаль «За взятие Кенигсберга», - медаль «За взятие Берлина», - медаль Жукова, - медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Отгремели грозные годы. В октябре 1945 года вернулся Михаил Тимофеевич теперь уже в хутор Новая Жизнь, где работала его жена Мария Ильинична. Ребята во все глаза рассматривали орден Красной Звезды и медали фронтовика, а он стоял в классе и горевал: «Вот ведь, нечисть какая. Парты даже подожгли». Да, эти фашистские «молодчики», уничтожили всё: парты, наглядные пособия, доски. Чудом уцелело только помещение. Восстанавливали разрушенное все: и стар, и млад. Всем хотелось поскорее наверстать всё то, что отняла война. Михаил Тимофеевич – Человек, который по праву пользовался авторитетом среди товарищей по профессии. Ни физик, ни покоритель
космоса, а всего лишь рядовой 2,5 – миллионной армии советских преподавателей, он нёс людям знания, мир, доброту, обогащая их память и разум. В мирное время Орлов М.Т. был отмечен медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, юбилейными медалями 20, 30, 40, 50, 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Ученик:
В семье Орловых было четыре брата: Николай, Михаил, Владимир и Вениамин. До войны три брата Михаил, Владимир и Вениамин окончили Константиновское педагогическое училище. С 1934 года Михаил Тимофеевич работал в Усть-Быстрянской школе, с 1937 года вместе с женой Марией Ильиничной в Калининской школе. А 1940 по 1978 годы (исключая военные годы) работал в Новожизненской школе. Орлов Михаил Тимофеевич (16.11.1914-12.02. 2000г) ветеран Великой Отечественной войны, Заслуженный Учитель РСФСР.
Ученик:
Из воспоминаний М.Т. Орлова: «Шла война. Я воевал в отдельном сапёрном батальоне. Часто командир дивизии отдавал приказ нашему командиру батальона о выделении нескольких сапёров (лучших) для сопровождения дивизионной разведки. В обязанности сапёров входило, двигаясь впереди разведчиков к передовой подготовить проходы в минных полях и проволочных заграждениях. Часто и мне приходилось сопровождать разведку. Однажды идя на задание, не веря своим глазам, я увидел трёх своих бывших учеников – С. Буланова, В. Заруднева и К. Шепелева. Окончилась война, Сергей Буланов и я возвратились домой. Но В. Зарудневу и К Шепелеву не пришлось дожить до радостного дня Победы над врагом – они погибли.
Я снова стал работать в школе х. Новая Жизнь, а Сергей Буланов – в колхозе х. Гапкина кузнецом».
Ученик:
Из воспоминаний М.Т Орлова: «Наши войска после ожесточённых боёв с фашистской армией в Восточной Пруссии (ныне Калининградская область) одержали полную победу. Все чувствовали приближение радостного дня – окончания войны. Но предстояло ещё одолеть лютого врага в Берлине, где была сосредоточена огромная отборная армия, оснащённая современной военной техникой. На помощь нашим войскам, штурмующим Берлин, перебрасывались войска из Восточной Пруссии, в том числе и нашу 96 Гвардейскую Краснознамённую дивизию. Все танки, бронемашины, «Катюши» и другие виды военной техники пошли к Берлину своим ходом, а пехота и другие рода войск перебрасывались по железной дороге. В городе Инстербурге на железнодорожной станции производилась посадка в вагоны. Создалась очередь, и наш батальон только на третий день дождалась своей посадки. Имея свободное время в апрельские тёплые и солнечные дни, я и решил заняться сочинением стихов». Г. Инстербург, Восточная Пруссия. 12 апреля 1945 года
Ученик:

«На память моей любимой дочке!»
Дорогая моя дочка, Как ты поживаешь? Чтоб вернулся я с победой Ты мне пожелаешь. Папа твой сейчас на фронте Гонит злую вражью рать. Может быть и мне придётся
В поле бранном умирать. Бой идёт уж третьи сутки, Не смолкает гул и лязг. Солнце яркое закрыто, Пылью, дымом здесь у нас. Наша Армия могуча, Бьёт презренного врага. И теперь уже не ступит, Здесь фашистская нога. Украинские народы Ждут, нас поджидают. Красная Армия идёт, Всех освобождает. Бомбы свищут, пыль клубится Солнце закрывают. А твой папа во лесочке, Письмо составляет. Оставайся, моя дочка, Будь жива, здорова. Если я домой вернусь, Заживём мы снова.
Ученик:
Орлов Николай Тимофеевич (1913 г. р.) По профессии он был механиком. Во время войны был танкистом. Был тяжело ранен, долго лечился в госпитале г. Краснодара.

Ученик:
Орлов Владимир Тимофеевич (1917-2008). В 1936 году окончил Константиновское педагогическое училище. Участник Великой Отечественной войны. В 1943 году был направлен на учёбу в Военно – Медицинскую Академию в г. Самарканд, которую впоследствии перевели в г. Ленинград. По профессии – военный врач.

Ученик:
Орлов Вениамин Тимофеевич (1919-1942гг.)
После окончания Константиновского педагогического училища работал учителем в школе совхоза №36, Тацинского района. Погиб в Севастополе, в 1942 году. Материал предоставлен дочерью М. Т. Орлова - Аллой Михайловной Дерезко (Орловой). На фото маленькая Алла в станице Богоявленской (1943 год), после освобождения от немцев. За освобождение этой станицы погибло 975 солдат и офицеров, которые похоронены в братской могиле станицы Богоявленской (Константиновский район, Ростовская область).
Используемый материал: 1. Материалы из личного архива дочери М.Т. Орлова – Аллы Михайловны Дерезко (Орловой). 2. « Воспитываем патриота и гражданина». 5 – 11 классы. Волгоград, 2009 г. 3. Научно-методический журнал «ЗДВ». №3 – 2011 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гапкинская средняя общеобразовательная школа» Константиновский район хутор Гапкин Центральная 40 Методическая разработка «Казачий быт» Составитель: руководитель музейной комнаты, учитель географии Реуцкова Елена Павловна 2015 год

Пояснительная записка.
Память о прошлом воспитывает поколения. Без прошлого нет настоящего и будущего. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь, порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуры. А культура включает знания. Необходимо обогащать знания детей историей своей Родины. Чтобы полюбить свою Родину, её хорошо надо узнать. Донская земля - наша малая родина. Она протянулась почти на 500 км с севера на юг и с запада на восток. У этой большой земли яркая и богатая история. Она знала нашествия кочевников, казачьи и крестьянские восстания. Много событий Великой Отечественной войны связано с историей донской земли. Здесь сложилась своеобразная культура, характерная для данного региона. Необходимо знакомить детей с историей далёкого прошлого нашего края, способствовать развитию познавательного интереса к истории своей семьи. Велика наша страна, и каждый уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история нашего государства. И чем лучше дети её будут знать, тем лучше и быстрее поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий свою Родину, не способен на предательство. Данный материал может использоваться на уроках истории, географии, литературы, технологии, внеклассных мероприятиях для
учащихся 1-11 классов. Занятия можно проводить непосредственно в комнате казачьего быта.
Казачий быт.

Цель:
Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся через знакомство с предметами казачьего быта.
Задачи:
- познакомить детей с организацией внутреннего пространства казачьего дома; - формировать эмоционально – положительное отношение к предметам казачьего быта; - дать представление о народных промыслах, познакомить с историей их возникновения; - воспитывать патриотизм, способствовать нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Учитель:
Если спросят сын иль дочка: «Кем мой прадед был, скажи?» Рассказать ведь им придётся, Лучше чётко, от души. И не мямлить, и не мяться Мол, не помню, хоть убей! Вот обязан ты заняться Родословною своей! Ведь не дань капризной моде Предков знать на 300 лет.
Нет без прошлого сегодня, Без него и завтра нет! Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон, Ты кормилец наш, Дон Иванович! Донская земля! Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому, трудовому, творческому… Она знала нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города и станицы. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие наши предки. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил корпуса заводов и фабрик. Строил для того, чтобы ещё могущественнее была наша страна, ещё счастливее жили люди. («Память о прошлом воспитывает поколения», «Без прошлого нет настоящего и будущего»). Если скажут слово родина, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка – скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног. У большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина…
Родина бывает разная, Но у всех она одна! З. Александрова. - Как ты понимаешь, что такое Родина? С чего она начинается для тебя? У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет. «Милая, родная донская степь. Я видел Кавказ и Карпаты, дунайскую равнину и волжский Плёс, отроги Урала, золотые пески Болгарии и озёрный край Моравии, но ничего не встретил ближе и дороже, чем эти неоглядные, изрезанные косыми балками, вздыбленные крутыми холмами, вроде бы и совсем неприметные места, где родился и рос. Уезжая за тридевять земель от родных мест, я всегда вспоминал степное разнотравье с пряным ароматом чебреца (его не спутаешь ни с чем другим на свете) и скупые краски этой степи…», - так пишет о своём крае наш земляк писатель В. Моложавенко. Да, действительно, без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Знание истории своего края, его прошлого помогает лучше ценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда, к культуре своего народа. (Звучит казачья песня, на её фоне учитель говорит) В низенькой светёлке со створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонёчек то совсем замрёт, То дрожащим светом стены обольёт. Новая светёлка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Шли столетия, а крестьянская изба (а на Дону – хата, курень) с её домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов. Осмотрите, ребята, внимательно нашу комнату. Знакомы ли вам находящиеся здесь предметы? (ответы детей) За всеми этими предметами скрывается интересная, познавательная жизнь простого казака. Эта наглядность собранных предметов помогает представить картину казачьего быта. Самым популярным материалом считалась издавна древесина. Дерево – один из наиболее распространённых материалов для изготовления посуды и утвари, для небогатых крестьянских и казачьих хозяйств. Для изготовления посуды умело использовали не только древесину разных пород дерева, но также кору, бересту, луб. В подклетях казачьих куреней, особенно на Нижнем Дону, в большом количестве можно было увидеть
плетёные корзинки, короба, сапетки,

сундучки
. Эти бытовые изделия хорошо вентилировались, что при хранении продуктов имело немаловажное значение. В них хранили зерно, рыбу, овощи. На обеденном столе самой почётной посудой с древних времён была солоница. Соль ценилась дорого, её берегли. Необходимость её в
хозяйстве могла сравниться только с хлебом, что нашло отражение в ряде пословиц: «Хлеб-соль ешь, а правду режь», «Без соли, без хлеба – худая беседа». Вместе с караваем хлеба соль с солоницей участвовали в торжественных ритуалах, хлебом-солью встречали самых почётных гостей. В каждой крестьянской семье хлеб ценился на вес золота, потому что хлеб был основной пищей простого труженика. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали и просили у него прощения. На свете я видел хлеба немало. Крестьянка его из печи вынимала И клала на стол, осеняя крестом. Он отдыхал, накрытый холстом. В горнице пахло сильно и сладко. Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка: Ни крошки, ни корки – ломоть до конца. Большое распространение на Дону получает и глиняная посуда: кувшины, махотки, горшки. В казачьем быту керамическая посуда занимала значительное место: ценились, прежде всего, её практические свойства. Её любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пище. Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые – для молока, тёмные – для пива и кваса, с узким горлышком – для постного масла, чёрная керамика – для приготовления пищи в печи.
Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы и названия:
Кубышки
– узкогрудые посудины с широко раздутыми боками;
Махотки
– низкие кувшины с широким горлом, по-русски «крынка»;
Макитры
– большие широкие горшки;

Кувшины
– вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой. Стены в куренях украшали коврами. У ковра стояли топчан или скамья, на которых спали. Гораздо позже появились кровати. Кровать стала украшением куреня. На ней была перина из пуха птиц. Застилали постель вязаными покрывалами или из ткани. Одеяла шили сами казачки из ваты или из шерсти овец, а верх его был из цветных лоскутов (лоскутное одеяло). На кровати гора подушек под накидками. На спинке кровати – занавеска.
Иконы. В казачьих куренях на самом почётном месте, в красном углу, были иконы, украшенные вышитыми рушниками, перед которыми висели лампадки.
Икона – это образ Христа Спасителя, Его Пречистой Матери, ангелов или святых. Через икону мы общаемся с Тем, Кто изображён на ней. Поэтому, когда христиане с глубоким благоговением молятся перед иконой и целуют её, то они обращаются не к доске, краскам и творчеству иконописца, но к Тому, о Ком икона свидетельствует. Священные изображения напоминают, что мы не одиноки, рядом – Бог и Его святые. Икона побуждает человека к общению с миром небесным, предостерегает от греха, приближает к познанию Всевышнего. Заключение. Итак, сегодня мы познакомились с особенностями народного крестьянского быта, традициями обустройства жилья. Узнали, как выглядят многие предметы народного быта. Многое уже ушло из нашего нынешнего обихода. Но мы должны с вами сохранить эти свидетельства о жизни наших предков. Этот уходящий мир тысячами нитей связан с днём сегодняшним. И без этих связей мы не ощущали бы себя россиянами, имеющими многовековую историю. «Плох тот человек, который не помнит, не ценит, не любит своей истории» (В.Васнецов). Не все экспонаты нашей музейной комнаты сегодня были охвачены нашими рассказами. А это значит, что у нас с вами, ребята, есть возможность ещё не один раз встретиться здесь и познакомиться с историей этих предметов. Но это будет уже другая история…
Используемая литература: 1. «История донского края» Н.В. Елжова, г. Волгодонск, 2006. 2. «Природа и история родного края», Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., «Издательство Баро-Пресс»,2003. 3. «Православная культура», Л.Л. Шевченко, Москва, 2010.