Мастерская творческого письма "Весна"

Авторы: Бородачева Любовь Николаевна, Дементьева Евгения Александровна
Должности: учитель биологии, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастерская творческого письма "Весна"
Дата публикации: 20.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастерская

творческого

письма
«
ВЕСНА
»
Авторы

-

разработчики

:

учителя

высшей

категории

Бородачева

Л

.

Н

.(

учитель

биологии

),

Дементьева

Е

.

А

.(

учитель

русского

языка

и

литературы

)

МБОУ

СОШ

9

Г

.

Камышина

Волгоградской

области

2015


Цель:
через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений о весне подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе.
Задачи:
 Продолжить работу над умением составлять небольшое связное высказывание.  Продолжить работу над формированием умений и навыков работы с текстом.  Развивать навыки работы над исследованием текста.  Способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся.  Активизировать и развивать умение учащихся работать в группе  Продолжить работу над эстетическим воспитанием учащихся, учить умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника.
Оборудование :
индивидуальные технологические карты, тексты о весне, аудиозаписи с песнями о весне и «звуками весны»
1. Индуктор
УЛ: Дорогие участники, попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в нашей мастерской, разгадав загадки: УБ: Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, УЛ: Движения полна, зовут меня ... ( весна) УБ: Зеленоглаза, весела, Девица- красавица. Нам в подарок принесла, То, что всем понравится: УЛ: Зелень - листьям, Нам - тепло, Волшебство, чтоб все цвело. УБ: Вслед ей прилетели птицы Песни петь все мастерицы. УЛ: Догадались, кто она? Эта девица - ...(Весна)
Итак, тема нашей мастерской – весна. Ход работы в ней мы предлагаем вам отражать в индивидуальных листах ( технологических картах). Сделаем первую запись.
2.Самоконструкция

-
А теперь подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВЕСНА. Запишите 3 сущ., 3 глагола, 3 прилагательных (можно больше). - Дополните их другим словом, чтобы получилось словосочетание. - А теперь подумайте, на кого или что похожа весна. С чем или с кем вы сравнили бы весну(запишите в таблицу) - Зачитайте ваши записи в группе. Поделитесь своими мыслями, ассоциациями. Понравившиеся слова и словосочетания других участников запишите в свой словарь. - Составьте на основе всех этих записей текст о весне. ( время 5 минут. ЗВУЧИТ МУЗЫКА П.ЧАЙКОВСКОГО.)
3. Социализация первичного продукта ( первого текста)
-Представьте свое «произведении» в группе. Что вам показалось очень удачным, что интересным, неожиданным. Выберите один текст(лучший ) от группы для представления всей мастерской.
4. Коррекция первичного продукта
- По-моему, получилось оригинально. Вот что значит благодатная тема для творчества. Действительно, прекрасные мгновения весны рисовали художники, о весне писали ученые , поэты. Мы предлагаем вам несколько разных текстов о весне. Познакомьтесь с ними и выпишите понравившиеся слова, словосочетания из них (внесите их таблицу). - Конечно же, весна была и остаётся неиссякаемым источником вдохновения для музыкантов. Да и сама она полна волшебных звуков. Сейчас прозвучат «Звуки весны» и песни о весне. Послушайте внимательно эту музыку, ответьте на вопросы в таблице. (ЗВУКИ ВЕСНЫ И ПЕСНИ О ВЕСНЕ) - Вот теперь, наверное, полные мыслей, эмоций, впечатлений, мы, надеюсь, готовы к новому этапу творчества. Напишите новый текст на тему: «Весенние мелодии» или «Письмо весны ко мне» ( или допишите 1-ый)
Социализация вторичного продукта ( второго текста)

-Представьте его в группе и в мастерской.
5.Рефлексия
-Уважаемые участники мастерской, наше совместное творчество завершается. Поразмышляйте над всем произошедшим сегодня, продолжив фразы (см. технологическую карту- лист) УБ: Огромное спасибо за работу. Мы говорили о весне. Я бы хотела вам пожелать, чтобы вы замечали в любом времени года, да и вообще в окружающем обычном мире прекрасное и необычное. Ул:Я бы хотела, чтобы вы развивали в себе творческие способности, стремились записывать свои наблюдения и размышления. Чтобы вы однажды вслед за Пушкиным могли сказать: «И пробуждается поэзия во мне…»

Мастерская творческого письма.

1.

Тема занятия
______________________________________________________
2.
Заполни таблицу Весна Слова – ассоциации (3 существительных, 3 прилагательных, 3 глагола) Словосочетания с ними Сравнения (весна как… весна похожа на…) Мой словарь Из словаря других
3.

Составь текст №1 «Весна»
(5 и более предложений)
4.
Прочитай текст, заполни таблицу. № текста Понравившиеся слова и словосочетания 1. 2. 3.

5.

Прослушай « звуки весны» и песни о весне.
Заполни таблицу, ответив на вопросы. «Звуки весны» Песни о весне Какая музыка свойственна весне? Какова главная мысль песен, каким настроением они наполнены?
6.

Составь текст №2 на тему (по выбору)

«Весенние мелодии», «Письмо весны».

7.

Рефлексия.
Мне понравилось (что делать?) _______________________________________ __________________________________________________________________ Я радуюсь тому, что _______________________________________________ __________________________________________________________________ Теперь я __________________________________________________________ __________________________________________________________________ У меня ________________ настроение, потому что ______________________ __________________________________________________________________
Булат Окуджава Весна Небо синее, как на картинке. Утро майское. Солнце. Покой. Улыбается жук на тростинке, словно он именинник какой. Все устали от долгой метели, раздражительны все потому... Что бы там о зиме вы ни пели, но длиннее она ни к чему… Слава Богу, что кущи и рощи наполняются звоном опять. Пусть весна легковесней и проще, да ведь надо же чем-то дышать! Наслаждается маем природа, зверь в лесах и звезда в небесах; а из самого сердца народа вырывается долгое "ах!". Толстой Лев Николаевич Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню. Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий. Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес. Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека. Владимир Набоков Взволнован мир весенним дуновеньем, вернулись птицы, и звенят ручьи
бубенчиками влаги. С умиленьем я разбираю мелочи любви на пыльных полках памяти. Прохладно в полях, и весело в лесу, куда ни ступишь – крупный ландыш. Как вода, дрожит лазурь - и жалобно, и жадно глядит на мир. Березы у реки – там, на поляне, сердцем не забытой, столпились и так просто, деловито развертывают липкие листки, как будто это вовсе и не чудо, а в синеве два тонких журавля колеблются, и может быть, оттуда им кажется зеленая земля неспелым, мокрым яблоком... Ф.Тютчев Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег Бегут и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.