"Раздельное и дефисное написание частиц"

Автор: Пажитнова Галина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 75
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Раздельное и дефисное написание частиц"
Дата публикации: 18.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка в 7 –м классе по теме « Раздельное и дефисное написание частиц » Учебно-методический комплект : учебник « Русский язык : Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014 г. Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цели урока
:
Обучающие
: познакомить с раздельным и дефисным написанием частиц, отработка навыка раздельного и дефисного написания частиц ;
Развивающие
: развивать речь за счёт обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление ;
Воспитывающие
: способствовать нравственному воспитанию, культуре речи.
Задачи
: Развитие навыков работы в команде, навыков самоконтроля, умения систематизировать полученные знания и применять их на практике; Развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учёбе путём постановки учебной задачи и поиска способов её решения. Оборудование : компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для каждого ученика.
Ход урока.

1 Организационный момент
.
Слайд № 1
. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте , уважаемые гости. Глядя на эту замечательную репродукцию картины Рафаэля « Сикстинская мадонна», может быть, кто-то из вас подумал, что вы пришли на урок изобразительного искусства или мировой художественной культуры. Нет, я ничего не перепутала . У нас урок русского языка.
А эти весенние мартовские деньки
дают нам замечательные позитивные эмоции . Я надеюсь, что каждый из Вас пребывает в хорошем настроении. У всех сегодня хорошее настроение? Я этому очень рада !Только с хорошим настроением можно работать в команде и добиваться успехов . Сегодня на уроке работают 3 команды. Команда А. Команда Б. Команда С
И пусть приобретение новых знаний для вас будет процессом

увлекательным и интересным!

У вас у каждого лежит на столе раздаточный материал.
Я Вам предлагаю познакомиться с текстом.
Милостивые государыни и милостивые государи ! Как разнообразен и богат прекрасными словами наш русский язык ! Но всё-таки среди всех этих слов на первом и видном месте стоит самое красивое, самое прекрасное слово МАМА. Не потому это слово мило, что оно мелодично, а потому, что оно обозначает даму, которая в высшей степени соединила в себе любовь, верность, преданность и самопожертвование. Что бы она ни делала, у неё всё получается. Кому мы можем жаловаться на свои невзгоды, как не матери, сердце которой всегда отзывчиво? Кто радуется вместе с нами выпавшему на нашу долю счастью, опять – таки мама! Что бы ни случилось, мы обращаемся к ней. Вряд ли будет ошибкой следующее утверждение, что человек не беден, пока у него есть мама. Пусть она живёт долгие, долгие годы! ( В.Д.Эфенди) Учитель: - Что в тексте Вам понравилось, а может быть, что-то показалось необычным ? Учитель : Данный текст мною был взят из
дореволюционного
издания В.Д.Эфенди , в котором содержатся речи 18-19в.в. Какие замечательные слова о маме ! Как бы мне хотелось, чтобы мои дети всегда думали и заботились обо мне с таким трепетом и нежностью.
Ещё раз посмотрите в текст и прочитайте предложение, где

содержится главная мысль текста.

Слайд №3.
-Используя речевое клише, сформулируйте проблему данного текста? ( Ф.И. О. автора) размышляя о ( русском языке)…, предлагает своим читателям задуматься над проблемой…( роль мамы в жизни человека)
Выполняется устный пунктуационный разбор.( дееприч. оборот)

Слайд №4.





Лингвистическое наблюдение.

Что бы ни случилось, мы обращаемся-то к маме.
-Назовите самостоятельные части речи в данном предложении ? -Над какой частью речи мы будем работать? (над частицами) -Как написана частица то? ( через дефис) А частицы бы, ни? ( раздельно) - Ключевые слова: частица, дефис, раздельно -Сформулируйте тему урока. (
Раздельное и дефисное написание

частиц.
)
Слайд № 5.

Так какие задачи вы сегодня ставите на уроке?


( Задачи : -
повторить ранее изученные сведения о частицах; - познакомиться с раздельным и дефисным написанием частиц; - развивать речь за счёт обогащения словарного запаса; - способствовать воспитанию культуре речи.
Слайд № 6.

Проверка домашнего задания
. А всегда ли частицы писались раздельно и через дефис? Группа учеников провела своё исследование и подготовила презентацию « Из истории правописания частиц » Выступление (4 мин.)
Новый материал. Разминка для команд.

Учитель : Мне хотелось бы вам напомнить, что
залогом грамотного письма является определение частей речи. Вы должны знать, что на экзамене есть ряд заданий (А11 и В2) , где проверяются ваши знания в области морфологии. А что такое морфология?
Слайд №7.
Предлагаю сейчас провести
мини-экзамен
на определение частей речи.
Задание для разминки :
Определите , к какой части речи относится каждое слово, соединив стрелочками левую и правую колонки.
(ИЗ) ЗА ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(МАЛО) ПОМАЛУ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(ДИВАН) КРОВАТЬ НАРЕЧИЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

( ЮГО) ЗАПАДНЫЙ ПРЕДЛОГ



Слайд № 8. Взаимопроверка.
Поменяйтесь листочками. Ключ вы видите на слайде. Оцените уровень знаний: 0 ошибок-«5»; 1-2 ошибки «4»; 3-5 ошибок-«3». Поставьте оценку карандашом.
Слайд № 9.

Учитель :Какие части речи пишутся через дефис?
Учащиеся делают вывод о том, что
через дефис
пишутся как самостоятельные части речи, так и служебные, в том числе частицы.
Команды получают задания.

Слайд № 10.

Команда А.
Заполняете таблицу. Из данного текста выпишите все частицы в таблицу, распределяя их по разрядам .В первую колонку выписываете все формообразующие частицы, во вторую –отрицательные частицы, в третью - модальные.

Диагностика.

Учитель.
На проверку даётся 2 мин. (
ключ на слайде
) Оцените уровень знаний по следующей шкале : 0 ошибок- «5», 1-2 ошибки- «4», 3- ошибок –«3», более 3 ошибок – плохо. Поднимите , пожалуйста, руку у кого «5», «4», «3». ( Диагностика)
Слайд № 11.

Команда Б.
Задание немного усложняется. Вы также работаете с таблицей. В первую колонку выписываете частицы , которые пишутся раздельно. Во вторую колонку - через дефис. С какой частью речи употребляется частица -ка?
Сформулируйте правило.

Раздельное написание частиц

Дефисное написание частиц
БЫ ЛИ ЖЕ
-ТО
- КА
Открыть учебник на стр.176-177. Прочитать правило.

Слайд № 12.

Команда С.
Творческая работа. Задание : С какой просьбой или с каким вопросом к вам может обратиться мама? Используя слова обращения, частицы и вербальные средства этикета, постройте предложении Пример : Будь так любезен, вскипяти-ка чай. Дима, уроки-то сделал ? №2 Если вас посетит вдохновение, напишите четверостишие о раздельном и дефисном написании частиц )
Работа команд
( 4 мин.)
Защита работ. (
выступления команд
)
Частицы Формообразующие отрицательные модальные БЫ ПУСТЬ НИ НЕ КАК ВСЁ-ТАКИ ЛИ ВРЯД ЛИ
Слайд №13. Слайд №14.
Учащиеся делают вывод о раздельном и дефисном написании

частиц.

Слайд № 16
Слайд № 17. Игра « Третий лишний » Слайд № . Я ещё раз предлагаю провести
лингвистическое наблюдение.
Что бы ( местоимение и частица) вы пожелали маме ? Что бы ( местоимение и частица)она ни делала , всё у неё получается. Мама уехала в санаторий, чтобы ( подчинительный союз) подлечиться. Как ( частица) ты прекрасна, мама ! Я не знаю, как ( союз)лучше выразить свою любовь к маме.
Учитель : следует различать частицы и омонимичные им другие

части речи. Над этой проблемой мы будем работать на следующем

уроке. А сейчас подведём итоги.
То же ( указательное местоимение и частица)слово, да не так бы молвить. Небо над нами тоже ( союз = и) было ясное.
Рефлексия.
О чём мы сегодня говорили на уроке? Какую учебную задачу ставили в начале урока? Удалось её решить? Какие частицы пишутся раздельно? Какие частицы пишутся через дефис? С какой частью речи используется частица –ка? С каким затруднением мы столкнулись ? ( явление омонимии) Какие моменты урока вам понравились? И что , может быть , не очень?
Комментирование оценок.

Слайд № 18.

Домашнее задание
: параграф 58, 1) упр. 382; 2) выписать из учебника литературы 10 предложений с частицами, объяснить их написание, определить разряд; 3) Исследование
Слайд № 19

Учитель : Наш урок мне хотелось бы закончить словами

Проспера Мериме : «Русский язык – язык, созданный для

поэзии, он необычайно богат и примечателен главным

образом тонкостью оттенков»