кл. час "Юный железнодорожник"

Автор: Ларина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №3 " среднего общего образования ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Саратовская обл., г. Ртищево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: кл. час "Юный железнодорожник"
Дата публикации: 18.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




КВН «Юный железнодорожник»

Цель: профориентация школьников. Формирование у детей положительного

отношения к труду взрослых и чувства гордости за своих родителей.

Задачи:

прививать интерес детей к профессиям железнодорожного транспорта;

закреплять знания об истории железной дороги, ее развитии;

развивать познавательные процессы;

развивать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе;

воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.

Предварительная работа:

чтение и заучивание рассказов, стихов, сказок, частушек о железной

дороге;

изучение истории развития Российских железных дорог;

знакомство с профессиями железнодорожной магистрали;

рисование плакатов на тему «Мои родители – железнодорожники».

Материал и оборудование:

Эмблемы для команд; два круглых стола для игроков, на которых стоят таблички

с названием команд; стол для жюри с картами оценки конкурсов; табло для

оценок каждой команды; грамоты для победителей и памятные призы; фишки-

детали для составления картины «Пожарный поезд»; спецодежда машиниста,

проводника, монтера пути, повара; два конверта с карточками слов, из которых

составляются пословицы: труд человека кормит, а лень портит, любишь кататься

- люби и саночки возить; два ватмана, на которых изображены точки в

определенной последовательности, два маркера; игра «цепочка слов»; картинки с

правилами поведения на железной дороге; две схемы паровоза для

конструирования.

Ход:

Дети под музыку заходят в зал и встают в два полукруга.

Ведущий: Мы рады приветствовать вас, дорогие болельщики и гости. Сегодня

мы собрались на необычный праздник – праздник ума и смекалки, находчивости

и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

У нас сегодня КВН – для тех, кто любознательный.

У нас сегодня КВН железнодорожно-развлекательный.

Жюри, как видите, у нас достойно уважения!

Им приходилось не раз оценивать сраженья.

Оценивать ваши ответы будут…..

Клуб веселых, клуб задорных,


Клуб находчивых ребят.

Две команды наших сборных

Начинают свой парад!

Мы попросим команды представиться.

Команды, поочередно, называют свое название и девиз:

«Экспресс» Мы хотим всем рекордам

Наши звонкие дать имена

Чтоб «Экспрессом» нашим

Гордилась вся страна.

«Локомотив» Самый лучший коллектив

Это наш локомотив.

Ведущий: А теперь команды могут занять свои места.

Команды, под музыку, рассаживаются за круглыми столами. На столах стоят

эмблемы каждой команды для ориентировки детей.

Первый конкурс – «Разминка»

Максимальная оценка этого конкурса 2 балла.

Ведущий: Сейчас каждая команда, поочередно, сможет загадать загадки своим

соперникам. По шесть загадок от каждой команды. В случае необходимости

болельщики могут помочь своей команде.

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке

Одна из них с трубой

Везет всех за собой. (поезд)

Там справки выдаются

Не тем, кто сильно болен,

А тем, кто уезжает

Или пришел встречать.

Когда приходит поезд,

Какие остановки –

Где вы это сможете все узнать?

(справочное бюро)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (поезд)

В быстром поезде сидит

И в окно свое глядит

Он движеньем управляет

Грузы вовремя доставляет.

(машинист)

Подходит с вежливою просьбой:

«Предъявите свой билет!»

Пассажиры без задержки

Предъявляют их в ответ

(контролер)

Пропускает поезда,


Знает все – кому, куда?

Поезд примет и отправит,

Зря на месте не оставит,

Через станцию пропустит,

Все запомнит, не упустит.

(диспетчер)

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (электричка)

Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (вагон)

Вот так знак!

Глазам не верю.

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье.

(железнодорожный переезд)

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

Машинистам помогаю

Но зовут не светофор

(семафор)

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное «Р» содержит он

И называется …

(перрон)

Я хозяйка в доме на колесах,

Я всегда вас чаем напою.

День и ночь тружусь не уставая.

Назови профессию мою!

(проводница)

Ведущий: Предоставляем слово жюри для оценки приветствия и разминки

Второй конкурс - «Знатоки»

Ведущий: Я буду задавать поочередно вопросы каждой команде. И за каждый

правильный ответ команда получит по две фишки-детали картины, которую

потом вы должны будете сложить. Максимальная оценка конкурса - 1 балл.

(из фишек-деталей дети складывают пожарный поезд)

Кто в России изобрел первый паровоз? (Дети: отец и сын Черепановы)

Как называлась первая железная дорога от Москвы до Царского села?

(Дети: Царскосельская)

Какие виды поездов вы знаете? (Дети: пассажирский, грузовой)


Где люди ждут электричку или поезд? (Дети: на перроне)

Для чего нужен стоп-кран? (Дети: срочно остановить поезд)

При помощи чего движется электровоз, паровоз, тепловоз? (Дети:

электричества, пара, тепла)

Где ремонтируют локомотивы? (Дети: ДЕПО)

Что устанавливают на железнодорожных переездах для предупреждения

пешеходов и машинистов о приближении поезда? (Дети: шлагбаум)

Как называются люди, которые едут в поезде? (Дети: пассажиры)

Кто ведет поезд? (Дети: машинист, помощник машиниста)

Ведущий: Теперь я предлагаю составить картинку из фишек – деталей,

которые вы получили, отвечая на вопросы.

Что у вас получилось? (Дети: пожарный поезд)

Для чего нужен пожарный поезд? (Дети: тушить пожар в труднодоступных

местах)

Что входит в состав пожарного поезда? (Дети: электровоз, цистерна с

водой, инструменты для тушения пожара, спецодежда для пожарных)

Ведущий:

В наше время так нужна!

И любая из профессий, -

Всем почетна и важна.

Железная дорога

А теперь вопрос к болельщикам:

Люди, каких профессий работают на железной дороге? (Дети: машинист,

помощник машиниста, проводник, диспетчер, монтер пути, дежурный по станции,

кассир, контролер и т.д.)

Третий конкурс «Конкурс капитанов»

Ведущий: Для того чтобы было удобно работать, для безопасности, люди носят

специальную одежду. У машиниста своя форма, у проводницы своя, есть форма у

повара, монтера пути. Посмотрите, здесь лежит специальная одежда для этих

профессий. Сейчас четыре человека попробуют разобраться, кому какая

необходима (под фонограмму, по два игрока от каждой команды, капитан с

помощником, выходят, называют профессию, кем они сейчас будут, и выбирают

одежду, одевают ее).

Ведущий: Предоставляем слово жюри для оценки конкурса «Знатоков» и

конкурса капитанов.

Четвертый конкурс «Шифровка»

Ведущий: Задание – у вас на столах конверты, в которых лежат карточки со

словами, а вы должны будите составить из них пословицу и объяснить ее.

Пословицы:


Труд человека кормит, а лень портит.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Пятый конкурс «Спортивный»

Ведущий: Люди, работающие на железной дороге должны быть внимательными,

смелыми, сильными. Следующий конкурс – «Спортивный», где вы тоже сможете

проверить себя на ловкость, внимание.

Для этого необходимо построиться в две колонны. По очереди, преодолев

препятствие, нужно соединить точки по порядку и узнать что получилось. Первый

игрок, преодолев препятствие, соединяет точки один и два и возвращается бегом

обратно, второй – два и три и т.д. А затем определить, что получилось на рисунке.

Ведущий: Предоставляем слово жюри для оценки конкурса «Шифровка» и

«Спортивный»

Игра с болельщиками «Поезд»

Болельщики со своими командами встают в две колонны. Первый игрок добегает

до стойки, обегает ее и, возвращаясь обратно, берет за руку второго игрока и

бегут с ним до стойки, обегают ее и, возвращаясь обратно, берут третьего игрока

и т.д. Выигрывает команда, первой «приехавшей» целым составом к исходной

позиции.

Шестой конкурс «Сформируй состав»

Ведущий: Команды должны будут составить поезд. На вагонах нарисованы

картинки, последний звук первой картинки должен быть первым звуком второй

картинки. Максимальная оценка этого конкурса – 2 балла.

Какие поезда у вас получились?

«Экспресс» должна будет составить грузовой поезд, а команда «Локомотив» -

пассажирский.

Седьмой конкурс «Правила поведения на железной дороге»

Ведущий: Везде и всюду правила, их надо знать всегда.

Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.

Без правил жить на свете никак, никак нельзя.

Выходят в рейс по правилам большие поезда.

На железной дороге много правил, чтоб с вами не случилась беда, а вот знаете ли

вы их? Мы сейчас проверим. На экране появляются картинки и дети должны

объяснить, о чем они говорят. Максимальная оценка этого конкурса – 3 балла.

Ведущий: Предоставляем слово жюри для оценки конкурса «Сформируй состав»

и «Правила поведения на железной дороге»

Восьмой конкурс «Юный конструктор»

Ведущий: Из конструктора, по схеме, вы должны будете построить паровоз.

Максимальная оценка конкурса – 2 балла.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаются команды. Команда

«Экспресс» и команда «Локомотив». (под музыку команды выходят в центр зала)

Уважаемые игроки! У вас было «Домашнее задание» вам необходимо было

выучить стихи и сейчас мы их послушаем.

У меня растут года

Будет мне семнадцать

Кем работать мне тогда?

Чем заниматься?


Я бы стрелочником стал,

Так же как мой папа

Поезда бы направлял

С севера на запад.

Продавать билеты в кассе

Я могла бы каждый день

Пассажиров просто масса,

Но работать мне не лень

Всю страну хочу объехать

В дальних побывать краях

Проводницей скоро стану

Я на дальних поездах.

Я хочу быть машинистом

Я хочу быть впереди

Буду я локомотивы

По стране своей вести.

Профессий много на земле,

Портной, кузнец, сапожник

Но мы решили, лучше всех

Профессия – железнодорожник!

Жюри объявляет результаты игры, награждает всех участников, и

присуждают всем детям звание «Юный железнодорожник».

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Большое всем спасибо! До новых встреч.

Приложение 1

Фишки-детали для составления картины «Пожарный поезд»
Приложение 2 Карточки слов, из которых составляются пословицы.
Приложение 3 Игра «Цепочка слов» Приложение 4 Картинки с правилами поведения на железной дороге.
Приложение 5 Конкурс «Спортивный» Приложение 6 Схема паровоза для конкурса «Юный конструктор»

Список литературы
 Арон, К. Едем, плаваем, летаем [текст] / К. Арон, С. Сахарнов. - М.: Издательство «Детская литература», 1993. – 58с.  Блохина, Е.В. Программа «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников» [текст] /Е.В. Блохина, Т.В. Якунина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008. – 190с.  Сташкова, Т.Н. Мы – будущие железнодорожники [текст] :Конспекты занятий и сюжетно-ролевые игры с детьми ДОУ/ Т.Н. Сташкова, Л.Н. Шеболдина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007. – 176с.