"Контроль в обучении иностранного языка"

Автор: Широкова Елена Евгеньевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.Коробовка
Населённый пункт: Грязинский район Липецкой области
Наименование материала: Статья
Тема: "Контроль в обучении иностранного языка"
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 1.1 ЦЕЛИ РОЛЬ И МЕСТО КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Овладение учащимися различными видами речевой деятельности на иностранном языке – это процесс систематического и постепенного усвоения языкового материала и формирования на этой основе речевых навыков и умений. Постепенность и последовательность овладения речевыми навыками и умениями находит свое выражение в разном уровне сформированности у разных учащихся класса, в разной степени их совершенства. Контроль речевых навыков и умений направлен на выявление этих уровней у всех учащихся данного класса, а также определению характера протекания этого процесса, проверке эффективности приемов и способов обучения. Контроль - это проверка знаний умений и навыков владения языком у ученика на определенной ступени обучения. Также контроль – это этап урока, где преподаватель может определить, насколько хорошо ученики усвоили данный материал с помощью проверки домашнего задания или упражнений выполненных в классе. По мнению И. П. Подласого, контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Основной дидактической функцией контроля является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом обыкновенной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Термин «контроль» используется в широком и узком смысле слова. «Контроль» в широком смысле слова – это компонент учебно- воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, навыков и умений обучающегося. В узком смысле слова «контроль» – это этап урока, во время которого проводится проверка домашнего задания или упражнений, выполняемых в классе. В методике обучения иностранным языкам нет ед иного мнения на многие вопросы относительно контроля: определение, содержание, место и т.д. И.Л.Бим трактует контроль как сопутствующее действие учителя при организации основных способов взаимодействия его с учащимися – ознакомлении, тренировке и применении языкового и речевого материала. Контроль и оценка практического уровня владения учащихся иностранным языком являются важными компонентами учебного процесса, способом систематической проверки знаний учащихся. По мнению И. П. Подласого проверка — составной компонент контроля, основной дидак - тической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка помогает выделить самое главное в изучении материала, а знания сделать более точными. Осуществляется контроль с помощью оценивания знаний, умений и навыков учащихся и выставлением соответствующей отметки. Особое значение контроль приобретает после изучения какого-либо раздела или темы т.к. с его помощью можно выявить, как учащийся освоил материал. Также контроль помогает самостоятельно разобраться в своих способностях и знаниях и этим самым способствует формированию самооценки. Контроль выполняет роль, оперативной «обратной связи», информирующей преподавателя о степени освоения материала учащимися и о трудностях, которые возникают у них.
Место контроля в учебном процессе определяется целями обучения иностранному языку. Контроль помогает преподавателю: 1) понять, насколько эффективна та или иная методика преподавания в данной группе учащихся, 2) определить, достаточно ли хорошо усвоен материал, 3) оценить знания, умения и навыки учащихся по данной теме, 4) внести необходимые корректирующие изменения относительно подбора приемов, методов обучения при неудачных результатах в своей работе Контроль информирует учащегося: 1) о качестве его языковой подготовки 2) о результатах их учебного труда 3) о прогрессе в обучении и о пробелах в знании по данной теме По мнению Щукина объектами контроля на занятиях являются:  знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция)  умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция)  знания страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция) Контроль должен проводиться регулярно на всех этапах обучения т.к. он способствует систематизации и обобщению знаний. Регулярный контроль способствует успешному протеканию учебного процесса. Он помогает вовремя выявить пробелы в знаниях учащихся и устранить их. С помощью регулярного контроля и оценки знаний учащиеся получают мотивацию к изучению иностранного языка. Необходимо выбирать разные формы контроля для повышения у учащихся интереса к его проведению и результатам. Основные недостатки при осуществлении контроля знаний: неправильное понимание его функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке;
использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев Главным объектом контроля в предмете «иностранный язык » являются речевые умения и в незначительной мере теоретические знания. Контроль должен быть направлен не на знание лексических единиц, а на умение использовать их, выражая свои мысли. Из всего, выше сказанного, можно сделать следующие выводы, что контроль знаний умений и навыков играет важную роль в процессе обучения. С помощью регулярного контроля можно выявить хорошо ли учащийся усвоил материал или у него есть пробелы в знаниях. Контроль позволяет оценить знания умения и навыки учащегося, повысить интерес к изучению иностранного языка. Контроль является важным и необходимым компонентом в изучении иностранного языка. 1.2. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ Контроль знаний является необходимым компонентом в обучении иностранного языка. С его помощью преподаватель может оценить и проверить знания, умения и навыки учащихся, определить эффективность своей работы, выявить ошибки у учащихся и попытаться их устранить. Контроль в обучении выполняет определённые функции. Функции контроля – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия контролирующего. На занятиях иностранного языка выделяют следующие функции контроля: диагностическая, обучающая, корректирующая, стимулирующая , оценочная, управляющая. Рассмотрим их подробнее. Диагностическая функция контроля определяет существующий уровень знаний, умений и навыков учащихся на определенном этапе обучения. Также
она помогает понять, усвоил учащийся материал или нет. Эта функция помогает не только выявить пробелы в подготовке учащихся, но и установить причины их возникновения, получить информацию о характере возникающих трудностей. Произведя диагностику обученности, дальнейшую работу можно строить в зависимости от ее результатов, осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. При помощи обучающей функции контроля учащиеся совершенствуют свои знания и умения. В процессе проверки они закрепляют и повторяют изученный материал. Также обучающая функция способствует обобщению и систематизации знаний. При правильном осуществлении обучающего контроля учитель побуждает учащихся произвести конкретные учебные действия , оценить качество этих действий и использовать результаты этой оценки для совершенствования процесса овладения иностранным языком. Корректирующая функция позволяет преподавателю исправить ошибки учащегося, которые они могут допустить во время контроля. Однако исправление ошибок происходит после контроля, на основании той информации, которая была получена в процессе контроля. Корректирующая функция скорее является функцией показа или объяснения (одного из способов обучения), а не контроля. Корректирующая функция должна осуществляться систематически, так как именно систематичность влияет на эффективность корректировочной деятельности. Стимулирующая функция позволяет поддерживать интерес к учению. Учащиеся стараются хорошо подготовиться к предстоящей контрольной, которая будет проверяться преподавателем. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся и мотивирует их к дальнейшему обучению. Оценочная функция контроля позволяет получить оценку результатов деятельности как учащихся, так и обучаемого. Оценка деятельности учащихся является хорошей мотивацией в их дальнейшей учебной деятельности. После проведения контроля учащиеся получают оценку,
которая является главным стимулом. Чем лучше учащиеся подготовятся к контрольной, тем выше будет оценка. Следовательно, у учащихся появляется мотивация для качественной подготовки к контрольной, чтобы получить высокий балл. Оценка очень важна для учителя. С ее помощью учитель может понять, насколько хорошо учащийся усвоил пройденный материал. Также учитель может определить эффективность своей работы и скорректировать ее, если это будет необходимо. Управляющая функция контроля способствует управлению процессом обучения иностранного языка, в ходе которого используются специальные учебные материалы и разработанные методики, которые применяются во время контроля. Педагогическое управление процессом обучения иностранного языка связано, главным образом, с текущим контролем который призван регулировать процесс овладения умениями и навыками оперирования единицами языка в речи. От качества протекания процесса овладения умениями и навыками зависит результат всей деятельности. Процесс овладения умениями и навыками складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием достижения последующего. Наличие таких условий устанавливается при помощи контроля, выступающего в качестве объективного инструмента. Другими значимыми функциями контроля являются воспитательная и развивающая. Наряду с тем, что контроль помогает учащимся усвоить приобретенные знания, он также развивает такие качества личности как самостоятельность, целеустремленность и настойчивость. Также контроль развивает мышление, логику и память у учащихся. Развивающая функция контроля формирует познавательные способности учащихся, развивает личность учащихся. Контроль способен развивать интеллект учащихся, совершенствовать культуру их мышления, логику, воображение. При проверке учащимся необходимо воспроизводить изученный материал, перерабатывать и систематизировать имеющие знания, обобщать, что эффективно содействует развитию обучаемого.
Воспитывающей функции в основном достается сопутствующая роль. Однако она может быть и доминирующей, например, когда учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, что особенно важно при изучении иностранного языка так как язык требует постоянной работы над ним. Также учитель старается воздействовать на их психологические особенности развивать волю, мышление память, стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке. Воспитывающая функция контроля дисциплинирует учащихся, воспитывает у них чувство ответственности за свою работу, воспитывает сосредоточенность. Контроль помогает воспитывать такие черты характера как воля, настойчивость, критичное отношение к своему труду. Реализация всех этих функции на практике делает контроль более эффективным. В ходе контроля эти функции должны осуществляться в единстве, чтобы достичь хороших результатов. В процессе контроля огромная роль отводиться преподавателю, т.к. без него невозможен подлинный контроль. От него зависит, насколько хорошо будет проведен контроль.
1.3 ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить четыре вида контроля: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый. Предварительный контроль необходим для того, чтобы узнать исходный уровень знаний и умений владения языком учащихся, индивидуально- психологические качества учащихся (мышление, память, внимательность, интересы, склонности). С помощью такого контроля преподаватель может внести коррективы в свой календарно-тематический план, понять каким разделам следует уделить больше внимания на уроках иностранного языка, сформировать учебные группы в зависимости от уровня знаний и психологического развития учащихся. Предварительный контроль необходимо проводить в начале учебного года. Сравнение исходного уровня знаний с итоговым уровнем позволяет определить, насколько хорошо
усвоены знания учащимися, помочь преподавателю понять, эффективна ли методика в данной группе учащихся. Текущий контроль проводиться на каждом уроке в соответствии с задачами и целями урока. Он способствует улучшению учебного процесса. Текущий контроль систематичен, разнообразен по формам и методам проведения. Он регулярно управляет учебным процессом и корректирует его. С помощью текущего контроля преподаватель может получить информацию о качестве усвоения учебного материала учащимися и на основе этого внести изменения в формы и методы учебной работы на уроке. Текущий контроль стимулирует учебный труд учащихся, помогает своевременно определить пробелы в знаниях учащихся, повышает общую продуктивность учебного труда. Он может быть индивидуальным и групповым. Текущий контроль должен занимать небольшую часть урока, для того, чтобы качественно и не спеша объяснить новый материал и закрепить полученную информацию. Промежуточный контроль используется после изучения какой-либо темы или раздела. Он необходим для того, чтобы понять насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал. Объектами контроля являются речевые умения, однако проверяются не все виды речевой деятельности, а лишь некоторые из них. Частота проведения промежуточного контроля определяется календарно-тематическим планом, в котором отводятся специальные уроки. Итоговый контроль проводится во время заключительного повторения в конце учебного года, семестра, четверти. С помощью итогового контроля систематизируются и обобщаются знания и умения пройденного материала. Он направлен на выявление уровня коммуникативной компетенции. Для этого используются специальные тесты, которые помогают преподавателю оценить результаты учащихся. В настоящее время в школах проводится единый государственный экзамен (ЕГЭ) для 11 класса, и государственная
итоговая аттестация (ГИА) для 9 класса. ЕГЭ и ГИА являются экзаменами по выбору. Итоговый контроль позволяет определить эффективность программы обучения, работы учителя и учащихся. В итоговом контроле преобладает оценочная функция, которая стимулирует учащихся качественно подготовиться к экзамену, зачету, тесту и т.д. Также существуют различные формы контроля, которые должны обеспечивать систематическое, полное, точное, оперативное получение информации об учебном процессе. Существуют различные термины «формы контроля». В педагогической литературе выделяют следующие формулировки: 1) «Формы контроля» – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками. 2) «Формы контроля» - это система последовательных, взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности процесса обучения. Из выше приведенных определений можно сделать вывод, что под формой контроля подразумеваются разные виды контроля: текущий, промежуточный, индивидуальный и итоговый контроль. В методической литературе выделяют следующие формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный. Они осуществляются как письменно, так и устно. В зависимости от вида речевой деятельности, используются различные формы контроля. Для проверки диалогической речи подходит парная форма контроля. Диалог происходит между проверяемым, который задает какие-либо вопросы или говорит какие-либо реплики и обучаемым, который отвечает на них.
Индивидуальная форма контроля считается объективным видом контроля, так как помогает преподавателю выявить достижения не всех учащихся в целом, а каждого по отдельности. Обычно ее проводят в устной форме. Письменная форма может присутствовать во время итогового контроля или на занятиях, которые завершают тему. Индивидуальная форма контроля имеет как плюсы, так и минусы. При помощи индивидуального контроля можно с достаточной глубиной оценить уровень знаний учащихся, понять, где у учащегося присутствуют пробелы в знаниях, и постараться их устранить. Во время индивидуального контроля общение происходит между учащимся и преподавателем. Преподаватель управляет процессом общения и деятельностью обучаемого и тем самым, происходит статусное неравенство, которое не способствует свободному общению. Еще одним недостатком индивидуальной формы контроля является то, что при опросе одного учащегося, остальные учащиеся занимают место пассивного слушателя. Также при помощи индивидуальной формы контроля преподаватель не успевает опросить весь класс, а те учащиеся, которые уже отвечали, также становятся пассивными слушателями. Особенно такой контроль является неэффективным в младших классах из-за неустойчивости их произвольного внимания. Поэтому для того, чтобы учащиеся проявляли интерес на уроке необходимо индивидуальную форму контроля сочетать с фронтальной формой контроля. При опросе оного учащегося остальные дополняют его ответ. С одной стороны индивидуальный контроль приводит к пассивности учащихся, а с другой отвечающий развивает свои навыки устной речи. Фронтальная форма контроля - одна из основных организационных форм при обучении. Он проводится в форме беседы. Ее целесообразно использовать для контроля усвоения речевого материала (т.е. элементов речи) Фронтальная форма контроля хороша тем, что во время беседы задействован не один учащийся, а весь класс в целом. Также, все учащиеся проявляют активность и внимательность на уроке. Однако фронтальный контроль не может объективно оценить знания учащихся, так как преподавателю сложно
фиксировать внимание на работу всех учащихся. Поэтому фронтальный контроль подходит для текущей проверки. Для итоговой проверки фронтальный контроль не подходит потому, что преподаватель не сможет оценить знания и умения учащихся в полном объеме. Фронтальный контроль можно проводить как в устной, так и в письменной форме. Однако устная форма контроля преобладает. Для эффективности фронтального контроля преподавателю необходимо продумывать заранее ответы и вопросы, чтобы у учащихся не возникали трудности при ответе на них. Также необходимо не переключаться на индивидуальный контроль. Фронтальный контроль можно применять в игровой форме, что способствует проявлению интереса к уроку со стороны учащихся. Групповая форма контроля и парная форма контроля хорошо применять для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала. Парная форма контроля хорошо тренирует навыки диалогической речи у учащихся. Эти формы контроля могут носить как скрытый, так и открытый характер. Учащимся дается контрольная установка . Также выделяют устные, письменные, одноязычные и двуязычные формы контроля. Наиболее эффективной формой контроля умений и навыков является устный контроль. С помощью устного контроля, можно выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевые автоматизмы, ситуативность речи, речевую реакцию и т.д. Для проведения устного контроля существуют различные упражнения такие как: вопросы на коммуникативные вопросы по опорам ( ситуация, изученная тема и т.д. ), монологическое высказывание, вопросно – ответные упражнения и т.д. При устной форме контроля могут возникнуть и некоторые трудности. У учащихся могут быть присутствовать случайные ошибки в силу спонтанности, непродуманности, экспромпности речи. Для того, чтобы избегать такие ошибки необходимо записывать свою речь на диктофон.
Устный контроль навыков и умений говорения бывает фронтальным, индивидуальным и групповым. Выразительное чтение также может быть устной формой контроля. Письменный контроль навыков и умений проводится только в письменной форме. Учащиеся выполняют различные виды письменных работ такие как: диктанты, письменные упражнения в списывании, в проверке орфографических навыков. Как правило, при проверке условно - речевых и речевых упражнений учитываются в первую очередь содержание, грамматическая и лексическая правильность. Орфографическая правильность учитывается в последнюю очередь в силу того, что письмо является лишь средством, а не целью обучения. Следует отметить, письменная форма контроля является более трудной, чем устный контроль, потому что предполагают у учащихся наличие орфрографических навыков письма. При аудировании к одноязычной форме контроля относятся: ответы на вопросы учителя по прослушанному тексту, пересказ текста, а также выполнение теста по тексту. При контроле чтения и письма к одноязычной форме контроля относятся устная речь и чтение вслух, к двуязычной относится перевод.
II. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 2.1 ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Контроль имеет важное место в процессе обучения иностранного языка. С его помощью учащиеся закрепляют полученные знания, проверяют свой уровень владения навыками и умениями. Для эффективности проведения контроля навыков и умений существуют определенные общепедагогические требования. К основным требованиям, которым он должен соответствовать относят регулярность, объективность, дифференцированный характер, всесторонность проверки, ясность и четкость формулировки контрольных заданий, а также соблюдение воспитательного воздействия оценки. 1. Регулярность контроля имеет важное значение в систематической работе над языком. Без регулярной проверки учащихся невозможно формирование практических навыков и умений. Также она позволяет своевременно выявить и исправить ошибки , недоработки, принять меры к их
устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса. При регулярном контроле у учащихся сохраняется в памяти усвоенный материал. 2. Объективность контроля предполагает знание критериев оценки за разные виды деятельности. Учитель должен строго следовать этим критериям. Объективность контроля исключает ошибочное, субъективное мнение учителя, которое основано на недостаточных знаниях у учащихся. Учителю необходимо относится с вниманием к каждому ученику, поощряя их первые успехи, укреплять веру в собственные силы, уверять их в том, что все трудности можно преодолеть. Объективность контроля обеспечивается за счет количественной и качественной оценки результатов деятельности. С помощью количественной оценки достигается наибольшая объективность. Учитывается количество ошибок, которые сделал учащийся во время контроля. Качественная оценка дает право учителю субъективно оценить знания учащегося. Учителю необходимо обосновать выбор своей оценки придерживаясь требованиям к критериям оценки. 3. Дифференцированный характер контроля заключает в себе следующие требования: 1) форма контроля должна соответствовать тому аспекту языка или виду речевой деятельности который проверяется. 2) форма контроля состоит в учете трудностей освоения и овладения материалом на данном этапе обучения. Также следует учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся. Данное требование говорит о том, что каждый учащийся имеет разный уровень знаний и уровень развития. 4. Всесторонность контроля подразумевает то, что он должен охватывать все виды речевой деятельности у учащихся. Он должен проверять как
теоретические, так и практические навыки учащихся. Всесторонний контроль возможен только при регулярном контроле. 4. Ясность и четкость формулировки контрольного задания играет немаловажную роль. Если учащиеся будут понимать, что от них требуется выполнить в задании, то им легче будет справиться с ним. К примеру, задание можно сформулировать на родном языке, также учитель может привести примеры, связанные с заданием.