"ЗАКОНЫ И СЕКРЕТЫ СОЧИНЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ" 2015-2016 уч.г.

Автор: Барыкина Клавдия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Вилючинск, Камчатский край
Наименование материала: Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе
Тема: "ЗАКОНЫ И СЕКРЕТЫ СОЧИНЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ" 2015-2016 уч.г.
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе

«ЗАКОНЫ И СЕКРЕТЫ СОЧИНЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ»

2015-2016уч.г.

Автор программы- учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 3» Барыкина Клавдия Сергеевна

1 час в неделю, 34 часа в год.
Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни, - Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. Н. Рыленков
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях,
которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные. Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса:
 подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;  гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);  развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса :
 формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;  формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;  овладение нормами русского литературного языка;  обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;  обучение работе над сочинением;  развитие коммуникабельности обучающихся;  воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат
К концу курса учащиеся должны:  уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;  на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;  анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;  уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;  обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.

Учебно-тематический план элективного курса “Сочинение: законы и секреты

мастерства. Основные правила написания сочинения ”



п/п

Тема

Количество

часов

Дата

Пла

н

Дата

Фак

т

I. Вводные занятия
1 Прежде чем писать сочинение 1 2 Основные требования при написании сочинений 1
II. Пишем сочинение
3 Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие; текст: тема, проблема, позиция автора 1 4 Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение 1 5 Организация материала при помощи плана 1 6 Роль эпиграфа и цитирования в сочинении 1 7 Анализ предложенного учителем сочинения 1 8 Средства художественной выразительности : 1. Тропы 2. Фигуры речи 2 III Сочинение разных жанров 9 1. Сочинение – доклад 2. Сочинение – литературный обзор 3. Сочинение – читательский отзыв 4. Сочинение в жанре литературно- критической статьи 5. Сочинение – характеристика литературного героя 6. Сочинение – читательский дневник 7. Сочинение – анализ лирического произведения 8. Сочинение – письмо 9. Сочинение – интервью 2 10 Практическая работа. Пишем сочинение 1 11 Саморедактирование сочинения 1 12 Сочинение – рецензия 1. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии 2. Оценочные слова и речевые клише 3. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…” 4. Подготовка к написанию рецензии 2
13 Практическая работа. Пишем сочинение – рецензия по тексту А. П. Чехова “Моя “Она”(или по выбору) 1 14 Анализ ученических сочинений 1 15 Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений 1 16 Оформление и оценивание сочинений 1 17 Сочинение на свободную тему: 1. Свободные темы на литературном материале; 2. Свободные темы не на литературном материале; 3. Обзорные сочинения по литературе второй половины XX века 2 18 Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации ) 1 19 Итоговая работа. Пишем сочинение 1 20 Анализ ученических сочинений 1 ИТОГО 34 часа
Содержание программы

Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения. 
Пишем сочинение
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком. 
Сочинение разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися.
Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Методические рекомендации
Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи – художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения. На ЕГЭ при выполнении задания №25 небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико- метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста. Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
Литература:
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005 2. Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ – 2012 в примерах и комментариях. Учеб. пособие. – Казань : Магариф, 2011
3. “Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2013. 4. Единый государственный экзамен: Русский язык. 2010 – 2011: Контрол.-измерит. материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С. Ковалевой. M., 2011. С. 133-135. 5. Закон об образовании 6. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001 7. “Первое сентября”, журнал “Русский язык”, 2009, № 9,12 8. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007 9. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009,2010: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2008,2009 10. Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2013 11. Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс. М., 1990

Приложение 1.
Рубрика N 1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»
1. Проблемы
1. Нравственные качества настоящего человека 2. Судьба человека 3.Гуманное отношение к человеку 4. Милосердие и сострадание
2. Утверждающие тезисы
1. Несите миру свет и добро! 2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма. 3. Мы несем ответственность за чужую жизнь. 4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.
3. Цитаты
1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист). 2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет ( И.Гете, немецкий писатель). 3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт). 4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик). 5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).
4. Аргументы

Самопожертвование. Любовь к ближнему.
1) Американский писатель Д. Лондон в одном из своих про изведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблуди лись в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашел у нее в карманах сухари. Ока зывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись. 2) Выдающийся русский писатель Б. Васильев рассказал про доктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в ка нализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.
3) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память. 4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла. 5) Рыбы пинагоры откладывают икру на границе отлива. Если ушедшая вода обнажает кучку икры, то можно увидеть трогательное зрелище: охраняющий икру самец время от вре мени поливает ее изо рта, чтобы она не пересохла. Вероятно, забота о ближнем - это свойство всего живого. 6) В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного ита льянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, они по рации послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снаря дил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прервалась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его об ломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей. 7) Во время Крымской войны известный врач Пирогов, уз нав о бедственном положении гарнизона, оборонявшего Сева стополь, стал проситься на войну. Ему отказали, но он был настойчив, потому что не мыслил для себя спокойной жизни, зная, что множество раненых нуждаются в помощи опытного хирурга. 8) В преданиях древних ацтеков говорил ось о том, что мир четырежды полностью разрушался. После четвертого катаклизма погасло солнце. Тогда собрались боги и стали думать, как сотворить новое светило. Они разложили большой костер, и его свет разогнал тьму. НО чтобы свет от костра не гас, кто-то из богов должен был добровольно принести себя в жертву огню. И тогда один юный бог бросился в пылающее пламя. Так появилось солнце, которое озаряет нашу землю. В этой легенде выражена мысль о том, что самоотверженность - это и есть свет нашей жизни. 9) Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие ... » как дань благодарности женщи не-санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Великой Отечественной войны. 1О) Натуралист Евгений Маре, три года живший среди па вианов в Африке, однажды подсмотрел, как леопард залег око ло тропы, по которой торопилось к спасительным пещерам запоздавшее стадо павианов: самцы, самки, малыши - словом, верная добыча. От стада отделились два самца, потихоньку взоб рались на скалу над леопардом и разом прыгнули вниз. Один вцепился в горло леопарду, другой в спину. Задней лапой лео пард вспорол брюхо первому и передними лапами переломил кости второму. Но за какие-то доли секунды до смерти клыки первого павиана сомкнулись на вене леопарда, и на тот свет отправилась вся тройка. Конечно, оба павиана не мог ли не почувствовать смертельную опасность. Но стадо они спасли.
Сострадание и милосердие. Чуткость
1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, ко торый во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. 2) В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священ ник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор,
пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком. 3) Один из ученых-медиков настаивал на том, чтобы со трудники лаборатории работали в поликлинике: они должны были видеть, как страдают больные. Это заставляло молодых исследователей работать с утроенной энергией, поскольку от их уси лий зависела конкретная человеческая жизнь. 4) В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания. 5) Во время съемок фильма «Холодное лето 53 ... », которые проходили в глухой карельской деревушке, собрались все окре стные жители, особенно дети, чтобы увидеть «дедушку Волка» - Анатолия Папанова. Режиссер хотел прогнать жителей, что бы они не мешали съемочному процессу, но Папанов собрал всех ребятишек, пообщался с ними, написал каждому что-то в тетрадку. И дети, блестя от счастья глазами, смотрели на вели - кого актера. В их памяти навсегда осталась встреча с этим че ловеком, который ради них прервал дорогостоящие съемки. 6) Древние историки рассказывали о том, что Пифагор по купал у рыбаков рыбу и выбрасывал ее обратно в море. Люди смеялись над чудаком, а он говорил, что, спасая рыб от сетей, он пытается уберечь людей от страшной доли - оказаться в рабстве у завоевателей. Действительно, все живое связано не видимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия. 7) Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы. Психологи провели любопытный эксперимент, который наглядно доказывает справедливость этого утверждения. На брали случайных людей и попросили их в течение некоторого времени делать скамейки для детского садика. Работников пер вой группы постоянно хвалили, а другой - ругали за неумение и небрежность. Каков же результат? В первой группе сделали скамеек в два раза больше, чем во второй. Значит, доброе слово действительно помогает человеку. 8) Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, ду шевной теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хране ние, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и заслуженно получил орден. 9) Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Увидели мужика, ко торый пытался вытащить из грязи телегу. Касьян, торопясь на важное дело и не желая пачкать райское платье, пошел даль ше, а Никола помог мужику. Когда об этом узнал Господь, он решил дать Николе два праздника в году, а Касьяну один в четыре года - 29 февраля. 10) В раннем Средневековье тобой благовоспитанный, на божный хозяин считал своим долгом приютить под кровом своего дома нищего бродягу. Считалось, что молитвы обездоленного скорее доходят до Бога. Хозяева просили несчастного бродягу помолиться за них в храме, за это давали ему монетку. Конечно, это радушие было не лишено определенной корыс ти, тем не менее уже тогда в сознании людей зарождались нрав - ственные законы, которые требовали не обижать обездоленных, жалеть их. 11) Известный тренер по фигурному катанию Станислав Жук обратил внимание на девочку, которую все считали бесперс пективной. Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, из этой девочки выросла самая титулованная фигуристка ХХ века Ирина Роднина.
12) Многочисленные исследования психологов, которые изучают проблемы школьного образования, доказывают, как важно внушить ребенку веру в его силы. Когда учитель возлагает на учеников большие надежды, ждет от них высоких ре зультатов, то уже это оказывается достаточным, чтобы повысить уровень интеллекта на 25 пунктов. 13) Почти невероятный случай рассказывали в одной из телевизионных передач. Девочка написала сказку о своей под руге, которая с самого детства из-за тяжелой болезни не могла ходить. В сказке говорилось о волшебном исцелении больной. Подруга прочитала сказку и, как она сама призналась, решила, что теперь должна выздороветь. Она просто отбросила косты ли и пошла. Вот таким волшебством оборачивается искренняя доброта. 14) Сострадание присуще не только человеку. Оно свойственно даже животным, и это свидетельство естественной природы этого чувства. Ученые проделали такой опыт: рядом с экспериментальной камерой поместили клетку с крысой, которая получала удар током каждый раз, когда одна из ее сопле менниц брала с полки хлебный шарик. Некоторые крысы про должали бегать и поглощать пищу, не обращая внимания на страдающее существо. Другие быстро хватали корм, убегали в другой угол камеры, а затем поедали его, отвернувшись от клетки с истязаемым сородичем. Но большинство животных, услышав писк боли и обнаружив ее причину, сразу отказывались от пищи и не подбегали к полке с хлебом.
Черствое и бездушное отношение к человеку
1) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страш ный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который нахо дился на восьмом этаже «высотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли. 2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В гос питаль привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб. 3) В одной из германских, легенд рассказывается об одном человеке, который, проведя много лет в грехе, решил покаять ся и начать праведную жизнь. Он отправился к Папе римскому, чтобы попросить у него благословения. Но Папа, услышав исповедь грешника, воскликнул, что прежде его трость покро ется листьями, чем тот получит прошение. Грешник понял, что ему поздно каяться, пошел грешить дальше. Но на следую щий день трость Папы вдруг покрылась зелеными листьями, за грешником отправили гонцов, чтобы объявить ему о прощении, но нигде не смогли его найти. 4) Положение отвергнутого всегда трагично. Даже если он несет новое знание, новые истины, его никто не слушает. Ученые обращают внимание на то, что такое явление происходит и среди животных. Обезьяну, которая в своем стаде занимала низкое положение, научили с помощью сложных манипуляций добывать бананы. Сородичи просто отнимали эти бананы, даже не пытаясь понять, каким образом они добывались. Когда же таким приемам научили вожака стаи, то все сородичи с интересом следили за его манипуляциями и пытались ему подражать. 5) Словом можно спасти человека, а можно его погубить. Трагедия случилась за день до операции. Английский хирург нарисовал известному российскому актеру Евгению Евстигнееву его сердце и объяснил, что из четырёх клапанов у него ра ботает только один, и то всего на 10 процентов. «ВЫ умрёте в любом случае, - сказал доктор, - будете делать операцию или нет». Смысл его слов заключался в том, что нужно риск нуть, согласившись на операцию, ведь все мы смертны, все мы рано или поздно умрем. Великий актёр мгновенно представил себе то, о чём говорил врач. И сердце остановилось.
6) Наполеон в юности бедствовал, почти голодал, мать пи сала ему отчаянные письма, взывая о помощи, потому что ей нечем было кормить огромную семью. Наполеон засыпал прошениями разные инстанции , прося хоть какого-то подаяния, готов был служить кому угодно, только бы заработать скудные средства. Не тогда ли, столкнувшись с чванливым высокомерием и бездушием, он начал лелеять мечты о власти над всем миром, чтобы отомстить всему человечеству за испытанные муки.


Приложение 2

Дидактические материалы
к тренировочным занятиям по формированию речевой компетенции, примеры-иллюстрации
1.

Найдите слова, употребленные в несвойственном ему значении.
1) Гинзбург описывает нам в этом тексте, что такое фашизм. 2) Человек – единственный, кто блюдет мир на земле. Есть и другие пороки – жестокость, зависть, сварливость, замкнутость. Этот ужас отключает от знаний, от достижений цивилизации. 3) Ведь каждая личность индивидуальность, и у каждого по-своему идеальный характер. 4) Люди тянутся к этим «лучикам», чувствуя их доброту и соучастие. 5) Иметь такого друга большая уникальность. 6) Люди неспособны жить неупорядоченно. 7) Тема, раскрываемая автором, гораздо шире по проблематике. 8) Это добавило тексту больше уверенности, колорита и высказанности. 9) Автор задается вопросом, кто является создателем будущего – окружение или человечество? 10) Хочу заметить, что понять до глубины души текст В. Тендрякова мне не удалось. 11) Автор задевает исторические моменты, тем самым, производя впечатление на читателя.
2.

В каких примерах неуместно употребление эмоционально окрашенных слов и

фразеологизмов.
1) Я разделяю точку зрения автора и согласен с ним на все 100%. 2) На вопрос о том, что ждет нас в будущем, куда нас несет, нельзя ответить точно. 3) Но мы, конечно, не должны сломя голову соглашаться с идеей автора. 4) Я поддерживаю мысль автора о том, что войнам надо преграждать пути, но на кой черт мне соглашаться с теми словами, что и я обязан идти и воевать? 5) Человек с идеальным характером по С. Наровчатому живет одними днем, и это потрясное качество. Уметь не зацикливаться на проблемах надо.
3.

Найдите примеры с нарушением лексической сочетаемости.
1) Он будет занимать одну из высоких ступеней общества. 2) Автор приводит сравнительный пример бесчувственности людей друг к другу. 3) Автор склонен к такой позиции, что фашизм губителен для общества. 4) Особой выразительностью текста является однородные члены.
5) Мы никогда не должны ставить основой всего жизненного пути этот нечеловеческий фашизм! 6) Несмотря на трудности, наши прадеды шли в эту войну навстречу. Они защищали Родину. 7) Наверно, хватит творить зло, пора добро начинать. 8) Во время фашизма автору приходилось видеть ужасные вещи. 9) С самого начала автор пишет, что идеальной характер зависит от природы. 10) У таких людей все появился само по себе.
Тексты для редактирования
№ 1: «Текст В. Белова – это красочное описание прихода весны. Автор рассказывает нам про наступление тепла, « тугого, плотного», про «первый трескучий гром», про обильный весенний дождь. Все в мире стремится к солнцу, свету: травы тянутся вверх, « поднимая и распахивая прошлогодние листья»; почки лопаются на березах; « птицы поют взахлеб». Все меняется на глазах, принимая самые разнообразные и фантастические формы: «…все поминутно меняет свой образ. Везде в мире жизнь и свобода.» Мы чувствуем эмоции, которые вызывает у автора весна. Он говорит: «Странная тишина томится в лесу…» - и мы уже чувствуем тишину, осязаемую, плотную, которую, кажется, можно потрогать. Он говорит: « Пахнущая корнями земля…» - и мы уже вдыхаем ее теплые запах, запах прелых листьев и молодой травы. Он говорит: « Солнце с неопределенными очертаниями…» - и мы видим этот огромный горячий шар,который согревает все вокруг и пробуждает к жизни. По всему видно, что автор радуется приходу весны. Он умиляется и ликует, с восторгом наблюдая за процессами, происходящими в живой природе. В эти дни Белову кажется, что душа его поет и весь мир поет вместе с ней. Автор воссоздает картину яркую и живую, мы понимаем его мысли и чувства, живем его радостью и вместе с ним говорим: « Да не будет конца свободе и радости!...» № 2: « Прочитав текст В. Белова, я могу понять автора. Я понимаю, что В. Белов очень рад приходу весны. Леса, поля, реки оживают. Автор любит весну, землю, солнце, березы, ветер. Он наделяет их душой, сердцем. Писатель призывает нас оглядеться вокруг, любоваться природой, радоваться жизни. Я согласна с В. Беловым. Весна – пора любви, счастья, веселья. Я очень люблю весну. Весна – это самое прекрасное время года». № 3: « В. Астафьев, как мне кажется, любил природу, любил описывать ландшафт, местность. Если бы он не любил природу, он не стал бы описывать ее. В этом рассказе автор описывает местность около Кубенского озера, сказочный храм. Спас- камень, памятник-монастырь. По-моему, текст связан с историей. Здесь рассказывается об истории Спас-камня, о подвигах русского князя, которого спас камень, когда он начал тонуть. И в честь русского воина-князя был воздвигнут этот памятник-монастырь. И еще в этом тексте видно, как В. Астафьев ярко описывает картину, которую он видел перед собой…»