"Специфика изучения жанра басни в начальной школе"

Автор: Скрябина Парасковья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ойская СОШ им.А.В.Дмитриева
Населённый пункт: с.Ой Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Специфика изучения жанра басни в начальной школе"
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Скрябина Парасковья Ивановна МБОУ Ойская СОШ им.А.В.Дмитриева Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) Учитель начальных классов Специфика изучения жанра басни в начальной школе. Революционная идея Я. А. Каменского, заключающаяся в обосновании классно-урочной системы, привела к смене образовательной стратегии: из парадигмы «подражание» возникла новая – «информация». Образовательное пространство сместилось в плоскость «учитель – ученик», а учебный процесс предстал в виде передачи и приема информации. Результатом информационной системы образования явилось сокращение времени обучения и его качественный показатель. Развитие информационной системы образования породило стремление расширять объемы информации, время обучения, что закономерно встретило преграду в качестве усвоения знаний. Поэтому в конце ХХ века все неустойчивее звучал вопрос о необходимости создания нового механизма образовательного процесса. Анализ исследований в педагогической и психологической теории и практике подводит к выводу о том, что структурировать знания следует не путем предметного деления, а посредством обозначения проблем. Сосредоточившись на проблеме легче организовать деятельность, которая бы обеспечила погружение обучающегося в проблему и позволила бы ему заняться постановкой и решением отдельных вопросов и задач. В педагогической науке имеются успешные опыты проблемного обучения. Таким подходом обеспечивается интеграция насущных педагогических требований: познавательно – деятельного подхода, субъект – субъектного соотношения, формирование парадигмы «сознание – личность». Названные и многие другие подходы реализовывались в концепции «Школа ХХI века», основное положение которой заключается в том, что обучение для ребенка – это и труд, и творчество, и новые открытия, и самовыражение, и самовоспитание, и удовольствие. Переход на новую образовательную систему позволяет решать проблему представления содержательного стандарта по тому или иному предмету, исходя из его специфики, особенно актуально данное положение для начальной школы. Тенденции мировой педагогики свидетельствуют о необходимости выделения начальной школы как особого периода обучения
со своими требованиями к образовательным стандартам в постиндустриальном информационном обществе. Требования гуманизации образования привели к созданию интегрированного курса начальной школы «Чтение и литература», призванного обеспечить развитие и совершенствование личности ребенка на основе эмоционально – чувственного опыта, интеллекта, рефлексии. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей нравственной воспитанности и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми) . Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что морально – нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-е годы ХIХ в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем необязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли. Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия. Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из
содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у И. А. Крылова без поучающего суждения. Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная ее часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями. Чтение и анализ произведений И. А. Крылова организуется, опираясь на знание этапов формирования учащихся, детей младшего школьного возраста и особенности эстетического восприятия ими литературных произведений. Специфической целью учебно-воспитательной работы в чтении басен И. А. Крылова должно быть знакомство учащихся с баснями И. А. Крылова, обеспечивая возможность приобрести детьми нравственный опыт. Один и тот же материал может быть изучен разными методами и их сочетаниями. Главное при изучении басен И. А. Крылова – установка на максимальное развитие нравственной воспитанности учащихся и на принципе педагогической целесообразности. Например, выразительное чтение имеет важное значение на этапе первоначального восприятия текста, чтение с комментариями позволяет привлечь внимание к тем сторонам произведения, которые при самостоятельном чтении не могут быть в достаточной степени восприняты и поняты учащимися. В ходе беседы не только воспроизводится прочитанное, но и стимулируется размышление учащихся по поводу поступков героев, сопоставление фактов и т. д. Также используется самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя: анализ текста. В процессе урока учащиеся наблюдают, сравнивают, делают выводы, выполняют творческие задания. Действия с учебным материалом на уроках внеклассного чтения должны носить преобразующий характер. На уроках создаем такие условия, при которых предлагаемые материалы и задания выходят за рамки общепринятой учебной программы и содержат нечто новое и оригинальное. Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д. В 4 классе можно обучать детей исследовательскому методу. Желательно проводить уроки в основном в
игровой форме с опорой на базовые знания учащихся. Большое внимание на уроках уделяется образности, занимательности, наполненности практической деятельностью. Нужна активная мыслительная деятельность, анализ фактов, поступков героев и последующая их оценка. Поэтому в учебный процесс включаются вопросы типа: а как бы вы поступили на месте данного литературного персонажа. Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения дети применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним. Как правило, ход познания нового материала на уроках традиционно организуется «от учителя». Такой путь облегчает познание, но менее эффективен для развития детей. Необходим другой путь познания – от учеников. В данном случае на развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональной сферой. «Идти от детей» в процессе познания означает – организовать и направлять их поиск, то есть вести учеников в их коллективном творческом поиске. Активизации мыслительной деятельности младших школьников способствуют: - вопросы, в которых сталкиваются противоречия; - вопросы, требующие установления сходства и различия; - действия выбора, основанного на «взвешивании» и сопоставлении друг с другом различных вариантов; - задания типа «Докажи…» Важным методическим моментом является самостоятельный поиск учеников, «добывание» знаний из списка для внеклассного чтения. Необходимо выделить следующие педагогические условия, направленные на стимуляцию творческой и умственной активности детей: 1. Обеспечение благоприятной атмосферы на уроках. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка, что должно способствовать свободному проявлению дивергентного мышления;
2. Обогащение «Окружающей среды» ребенка самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; 3. Поощрение высказывания оригинальных идей; 4. Обеспечение возможности для практики. Широкое использование вопросов; 5. Использование личного примера творческого подхода к решению различного рода проблем; 6. Предоставление детям возможности свободно задавать вопросы. Учитывая возрастные особенности младших школьников, учитель должен обращать внимание на осознанность, действенность и системность, а также прочность овладения нравственной воспитанности. Знания должны быть усвоены на репродуктивном уровне, последующем достижении конструктивного и, по мере возможности и способности детей, творческого уровня знаний. Достижение высокого уровня нравственной воспитанности возможно лишь при правильном сочетании информационного, эвристического и исследовательского методов познавательной деятельности. В процессе работы с баснями И. А. Крылова могут применяться как традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного, нового типа, нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок – анализ первоисточников, урок – комментарий, урок – панорама, урок – викторина, экспресс – опрос и т. д. Учебные формы такого рода активизируют мыслительную деятельность школьников, повышают творческие способности, развивают чувство ответственности, побуждают к чистым побуждениям, нравственным поступкам. Творчество учащихся младшего школьного возраста способствует самовыражению, позволяют учителю выходить за рамки учебной программы. Результаты таких уроков – творческая активность, воспитание культуры, повышение уровня нравственной воспитанности. Уроки чтения, должны быть тесно связаны с жизнью, окружающей средой и опытом ребенка. Нравственность человека определяется и проявлениями уважения и терпимости по отношению к окружающим. Одна из главных задач учителя – научить своих детей замечать ошибки, свои недостатки, а не чужих людей. На основе такого выбора обучения с учетом психолого-возрастных учебных возможностей и особенностей детей
младшего школьного возраста создается основа нравственного воспитания детей на образцах литературных героев И. А. Крылова.