"Формирование универсальных учебных действий на уроках татарского языка и татарской литературы"

Автор: Исмагилова Гульнур Наиловна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №159"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках татарского языка и татарской литературы"
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование универсальных учебных действий

на уроках татарского языка и татарской литературы
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения татарского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках татарского языка для формирования УУД . Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Учащиеся успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи.
Учащиеся успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД. В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках татарского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации : найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным относятся универсальным учебным действиям относятся умения: - осознавать познавательную задачу; - читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, срав нения, классификации; - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся. Учащийся должен уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения. К личностным универсальным учебным действиям относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие задания: - участие в проектах; - подведение итогов урока; - творческие задания; - зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; - мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - самооценка события, происшествия. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели – планирование действий – реализация намеченного, самоконтроль и самооценка достигнутого результата. К регулятивным УУД относятся:
- уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом: восприятие текста, сравнивать разные виды текста, анализировать и исправлять деформированный текст, делить его на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и сплошные монологические высказывания: оформлять диалогическое высказывание, различать особенности диалогической и монологической речи, описывать объект, характеризовать качества, разбиение объектов на группы. Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:  умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;  умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,  умение и убеждать, и уступать;  способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов,  умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
 способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,  осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечиваем через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Использование современных образовательных технологий
Формирование личностных УУД возможно в процессе использования современных образовательных технологий. Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности. № Технология Какие личностные УУД развивает
1 технология проблемного обучения стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения 2 проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов 3 ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации 4 технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели 5 технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия 6 технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения
Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.
Список используемой литературы
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2010. - 447, [1] c. 2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -- 104 с. 3. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с. 4. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. -СПб.: КАРО, 2007. -144 с.
5. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с. 6. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. 7. Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М.: Академия, 2001. - 307с. 8. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.