"Знакомство детей с национальностями, населяющими Астраханскую область, их обычаями, культурой, народными костюмами"

Автор: Ахмедшина Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 119 "Теремок"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: конспект образовательной деятельности по краеведению с детьми 4-5 лет
Тема: "Знакомство детей с национальностями, населяющими Астраханскую область, их обычаями, культурой, народными костюмами"
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе Тема: Знакомство детей с национальностями, населяющими Астраханскую область, их обычаями, культурой, народными костюмами. Составила: воспитатель Ахмедшина А.В. МБДОУ № 119 «Теремок» г. Астрахань
Цель: дать представление о национальностях, населяющих Астраханскую область ( русские, казахи, татары, армяне и т.д); привлечь внимание детей к истории национальных костюмов, традиций, быта; воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою культуру, уважение к другим национальностям; прививать дружеское отношение друг к другу ; разучить с детьми народные игры русскую «Звонарь», татарскую «Темирбай»; учить народные пословицы, считалки; закреплять умение слушать народную музыку; познакомить с народным инструментом домбра; Словарь: русские, татары, казахи, армяне, национальности, сарафан, старина, гостеприимство, кокошник, домбра, «чак-чак», тюбетейка, «баурсаки», Предварительная работа: Чтение сказок – русских народных: «Лиса и журавль», «Теремок», татарской сказки «Сёстры», разучивание народных пословиц и поговорок, стихов. Составление альбомов и беседа по теме «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», знакомство с профессиями астраханского края на иллюстрациях альбома «Профессии»; экскурсия на берег Волги (с родителями); беседа по теме: «Астрахань – мой любимый город», знакомство с достопримечательностями города на иллюстрациях из альбома «Астрахань», выставка рисунков и поделок об Астрахани; Материалы и оборудование: народные костюмы – русский сарафан, кокошник, казахский – платье , камзол, татарский – жилет, тюбетейка, домбра, угощения национальные: блины, чак – чак, баурсаки; для игр: колокольчик, платок. Музыкальное оформление: Рус.нар. песня «Ах, вы сени, мои сени», «Барыня, барыня», казахская –«Курай», мелодии Курмангазы «Адай», татарская песня в исполнении Кайрата Нуртаса.
Ход занятия: Воспитатель: Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Отсюда от порога родного дома начинается любовь к родине. Ребёнок: Разливы Волги и крутые берега, Моря степей и лотосов поля, И стая птиц под куполом небес- Родная Астраханская земля. Воспитатель: Россия – это наша Родина. В России много городов, посёлков, деревень. А в каком городе мы живём? Дети: Астрахань. Воспитатель: Астрахань – древний красивый город. Наш город многонационален. В нём живут много разных народов – русские, казахи, татары, калмыки и другие. Мы с вами жители славного города, люди у нас живут в дружбе и согласии. У каждого народа есть свои обычаи, праздники, песни, стихи. В нашей группе тоже есть дети разных национальностей: русские, татары, казахи, даргинцы, армяне и другие. (Воспитатель просит выйти детей в национальных костюмах) И все мы живём в одной группе дружно, не соримся, играем, делимся своими игрушками. (Звучит русская народная песня - наигрыш « Ах, вы сени, мои сени» выходит воспитатель в рус. нар. костюме с корзиной в руках) Гостья: Здравствуйте люди добрые, детушки малые! Была я на ярмарке и решила к вам заглянуть, на вас посмотреть, да себя показать. Вы гостям рады? Дети: Да! Гостья: Пришла я к вам не с пустыми руками. Вот хлеб, всему голова! (достаёт хлеб, отдаёт воспитателю на полотенце.) А вот пирог вам к чаю. Как говорится в русской пословице « красна изба углами, а стол пирогами!» Воспитатель: А наши ребята тоже знаю пословицы о дружбе и гостеприимстве.
Дети: Друга ищи, а найдешь – береги (русская пословица), "Если нет угощения, приласкай гостя словом», "Если угощают, пей даже воду", — учат татарские народные пословицы. Гостю почёт - хозяину честь. Доброе дело под землю не спрячешь (казахская пословица) Воспитатель: Гостья, а как вас зовут? Гостья: Мария Ивановна. Воспитатель: Мария Ивановна, мы видим, что вы в необычной для нас одежде. Расскажите о своём наряде. Гостья: С удовольствием. Одета я в русский нар. Костюм так одевали в старину, давным- давно. На мне кофта белая, сарафан, на голове платок (или кокошник), а чтобы наряд мой был красивее, украсила я его жемчугом, да бусами. Вам нравится? Дети: Да! Гостья: Бала я на ярмарке купила себе кокошник. Посмотрите, какой он нарядный. (Показывает иллюстрации с разными кокошниками) У каждого народа были и игры любимые. А давайте поиграем в одну из них. Гостья объясняет правила игры рус. нар. «Капуста» (после игры дети садятся ). Гостья прощается и уходит. (Звучит казахская музыка. Выходит казахская девушка с домброй) Воспитатель: Дети слышите к нам кто-то идёт? А кто же вы такая? Гостья: Я казашка, зовут меня Динара Сапыевна. Я тоже представляю народ, который проживает в Астраханском крае. Мои друзья русские, татары, калмыки и т.д. Воспитатель: А расскажите о своём костюме. Гостья: На мне казахский костюм (или показывает иллюстрацию с видом костюма) Длинное белое нарядное платье, Бархатный камзол или жилет, украшения. С собой у меня и мой любимый инструмент, который часто звучит на казахских
праздниках –домбра. Послушайте как он звучит. (включается запись Курмангазы). Это произведение казахского известного композитора Курмангазы. А ещё на праздниках любили веселиться играть в разные игры. Давайте поиграем и в татарскую игру «Темирбай». (объясняет правила игры). Воспитатель: Большое спасибо за весёлую игру. Ребята вам понравилось? Дети: Да! Гостья: На праздниках принято угощать. Вот и я вас хочу угостить национальным угощением «Баурсаки». Воспитатель: Спасибо, гостья тебе. (Гостья уходит) Гости обратите внимание и на наших татарских мальчиков. Они представляют татарскую культуру. Эмиль: мой костюм – это красивый жилет, рубаха, шаровары и тюбетейка. А с собой я принёс любимое угощение на татарских праздниках – «чак-чак». Любимый праздник всех татар – Сабантуй. Его отмечают весной, празднуя приход весны и яркого солнца. (Показывает иллюстрацию игр и картин праздника) Угощайтесь и вы моим угощением «Чак-чак». Воспитатель: Спасибо тебе за рассказ. Ребята, о каких сегодня народностях астраханского края вы узнали? Дети: Русские, казахи, татары, армяне, и много других. Воспитатель: Ребята давайте с вами помнить традиции своих народов и чтить их. Каждый народ веками сохранял по крупицам своё народное творчество, язык, костюмы, праздники. Как гласит армянская пословица - « Гостям два раза рады, когда они приходят и когда уходят» Дети встают и поют песню «Астрахань, Астрахань – мой любимый город!»