"Права ребенка"

Автор: Акатова Ирина Анатольевна
Должность: учитель ОРКСЭ, социальный педагог
Учебное заведение: МОУ Степановская СОШ имени Н.К. Иванова
Населённый пункт: д. Степаново, Галичского района, Костромской области
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Права ребенка"
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка классного часа на тему :

«ПРАВА РЕБЕНКА»


«ПРАВА РЕБЕНКА»

Цели:
формирование правовой культуры учащихся, ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
Задачи:

1.
знакомство с выдержками конвенции прав ребенка(или фрагментов из них) ;
2.
освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
3.
развитие коммуникативных способностей, прежде всего, устной речи.
Форма:
классный час с элементами дискуссии.
Возраст
: 6-7 класс
Место проведения:
МОУ Степановская СОШ им.Н.К.Иванова
Время проведения
: 9.50-11.10
Материалы и оборудование:
Конвенция о правах ребенка, карточки с ситуациями, ватман с кроссвордом, необходимые аудио-, видео-, мультимедиа материалы
Участники:
учащиеся 6-7 классов
Ожидаемые результаты
: В конце классного часа ученики
должны:

Научиться:
 осуществлять свои права на практике;  уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;  уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни.
Узнать:
 узнать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;  узнать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;  узнать социальную ценность права как средства защиты личности и общества.
Владеть
 четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;  владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;  владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;  владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

Основные этапы дискуссии и расчет времени

№п/п

Этапы

Время

(мин.)

1.

Вводная (организационная) часть
 проверить наличие учащихся в классе по журналу и их готовность к классному часу;  довести порядок проведения дискуссии и представить помощников руководителя дискуссии (экспертов)  объяснить порядок заполнения экспертами
листа оценивания

выступлений спикеров
5
2.

Основная часть
(см. Ход классного часв)
Вступительное слово учителя
 объявить тему, цели, вопросы дискуссии(тема известна за 2 недели)  прошу зал поднятием карточки («белые», «красные») выразить свое отношение о том нарушаются ли права детей или нет
Вопросы и выдача карточек к дискуссии

Обобщение и вывод
30
3.

Заключительная часть
 ответить на вопросы, возникшие в ходе дискуссии подвести итоги классного часа  1) слово экспертам 2) прошу зал поднятием карточки («белые», «красные») выразить свое отношение по окончании дискуссии Кто изменил свою позицию? Почему?

Эпиграф классного часа:
Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. Ф.М. Достоевский
Ход мероприятия
Учитель. Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. Ф.М. Достоевский Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой мыслью. В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегает 50 тыс. детей. 60% сирот, достигшие трех лет, попадают в спец интернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН. Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка. Так 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН. В России она вступила в силу 1 октября 1990 г. Конвенция имеет 54 статьи. Конвенция включает в себя группы:  Основные права – на жизнь, на имя;  Обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);  Свободное развитие личности (свобода мысли, совести, религии);  Здоровья детей (право на медицинское обслуживание);  Образование детей и их культурное развитие;  Защита ребенка от экономической и др. эксплуатации. Но, тем не менее, все чаще права ребенка нарушаются, растет детская преступность… А случалось ли вам встречаться с нарушением своих прав? (у каждого ребенка на руках выдержки из Конвенции). Дети высказывают свои мнения. Учитель. Я предлагаю вам разделиться на четыре группы, и, проанализировав ситуацию, ответить на вопросы: нарушаются ли права ребенка? Какие? Оцените действия. (Карточки с ситуациями см. Приложение 1) Учитель. А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд с помощью Конвенции о правах ребенка. (Кроссворд и вопросы см. Приложение 2) В заключении я предлагаю вам высказать свое мнение:  Для чего нужна Конвенция?  Зачем ребенка знать свои права?  Что делать, если ваши права нарушены? Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель. Впереди у нас большая работа по претворению в жизнь положений Конвенции о правах ребенка. Надо при этом почаще вспоминать, что основной смысл этого документа можно выразить так: «Надо проявлять как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!»
Приложения
Приложение 1
Ситуация 1.
В лютый мороз ребенка не пустили в школу из– за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как у него дома никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу. Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие?
Ситуация 2.
Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, они списывают. И поэтому сказала, что она будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена – это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться». Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Кто прав?
Ситуация 3.
Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это их ребенок, и они воспитывают его как хотят. Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.
Ситуация 4.
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь. Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.
Приложение 2
Кроссворд
. По вертикали: 1. Согласно ст. 29 конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его… 2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и … 1. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка? 2. Право ребенка, на что закреплено в ст. 28 Конвенции? 1. Неотъемлемое право ребенка, на что закреплено в ст. 6 Конвенции? По горизонтали: 3. Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребенка? 4. Вставьте пропущенное слово в ст. 29: «Государства – участники соглашаются в том, что воспитание ребенка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе». 3. Согласно ст. 28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (Каким?) 2. Согласно ст. 18 Конвенции государства принимают все необходимые меры, с целью зашиты ребенка от всех форм физического и …(какого?) насилия. 3. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию по правам ребенка?
Ответ:
По вертикали: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь. По горизонтали: 3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН.