Итоговое занятие по экологии в средней группе "Земля - наш общий дом"

Автор: Вениченко Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №902 "Диалог"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка по реализации экологического воспитания в ДОУ
Тема: Итоговое занятие по экологии в средней группе "Земля - наш общий дом"
Дата публикации: 20.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №902 «ДИАЛОГ» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №10 Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по реализации познавательной области (экология) в рамках методического объединения на тему «Развитие познавательного интереса, интеллектуально – творческих способностей ребенка через проектно - исследовательскую деятельность» в средней группе Тема: «Земля – наш общий дом!» Составила и провела: воспитатель средней группы №5 Вениченко Ирина Евгеньевна г. Москва 16.12.2015г.

Цель:
активизировать и обобщить знания детей о планете Земля, как общем доме для всех людей и живых существ , привести детей к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей и объектов неживой природы.
Задачи:
Образовательные:  Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу;  Формировать у детей знания о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек - разумный хозяин, отвечает за все на земле;  Закрепляет знания детей о правилах поведения в природе;  Продолжать формировать бережное отношение детей к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле;  Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха;  Формировать элементарные экологические знания, чувство эмоционального комфорта;  Способствовать формированию экологической культуры подрастающего поколения, воспитанию осознанного и ответственного отношения к природе и своему здоровью. Развивающие:  Развивать познавательный интерес и интеллектуально – творческихе способности;  Развивать речевую активность, мыслительные операции, мелкую моторику рук, физические качества;  Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи; способствовать развитию связной речи. Воспитывающие:  Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему, вызывать чувство эмпатии, сопереживания;  Воспитывать желание беречь и охранять природу, как условия жизни человека и всех природных обитателей.
Приоритетная образовательная область:
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие» 2

Предварительная работа:
участие средней группы в экологическом проекте «Земля – наш общий дом!»  проведение цикла НОД по ознакомлению с миром природы «Путешествие по материкам», «Дикие и домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные севера», «Птицы нашего края», «Насекомые», «Подводный мир», «Деревья, кустарники, цветы»;  беседы с детьми: «Как себя вести в лесу?», «Дерево заболело», «От чего «болеет» наша планета?», «У меня есть домашний питомец», «Зачем нужны растения на планете?», «О мусоре и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»;  организация исследовательской деятельности с детьми: экспериментирование с живой и неживой природой, оформление плаката «Земля – наш общий дом!»;  рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание музыкальных композиций, разучивание стихов о планете Земля;  продуктивная деятельность по рисованию, аппликации, конструированию из бросового материала;  ознакомление детей с детскими художественными и научно – популярными произведениями о природе и животном мире;  целевые прогулки;  акция «Сделаем нашу планету чище»;  наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, их поведением;  ситуации общения: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы? Разрушает муравейник, Разжёг костёр и т.д.»  совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе и на участке детского сада
Результаты:
 сформированы начала экологической культуры у детей;  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;  дети учатся практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. 3

Словарная работа:
планета, природа, растения, животные, насекомые, птицы, рыбы, человек, домашние животные, лесные животные, животные жарких стран, животные севера, фильтр, фильтровать.
Оборудование:
мультимедиапроектор, экран, ноутбук, презентация со слайдами, музыкальный центр, диск с музыкальными произведениями (звуки леса, «космическая музыка», музыка для релаксации), декорации деревьев, ткань голубого цвета для имитации речки, костюм речки для ребёнка, бросовый материал, мешки для мусора, корзина для мусора, оборудование для экспериментирования (подносы, по 2 стакана на каждого ребенка – пустой стакан и стакан с «грязной» водой, воронки, ватно- марлевые фильтры), клей - карандаш по количеству детей, плакат с иллюстрацией планеты Земля, вырезанные изображения животных и растений, дымящихся заводов, костров, бытового мусора, мяч. 4

Ход занятия:
Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь» Дети под музыку входят в зал и приветствуют гостей. Воспитатель: - Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Организационный момент.
Слайд1(Детский сад) Воспитатель предлагает детям игру на эмоциональное разыгрывание. Воспитатель: А теперь давайте подарим улыбки друг другу: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку. Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас сегодня в космическое путешествие. А на чём мы отправимся в космическое путешествие? Ответы детей Воспитатель: Сначала нам нужно надеть скафандры: надеваем скафандр на правую ногу, затем - на левую ногу, надеваем правый рукав, потом - левый. Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем. Занимаем свое космическое кресло, пристегиваем ремни. Дети садятся на стульчики, звучит космическая музыка Воспитатель: И так, приготовились! Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск! Внимание! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше 5
становятся деревья, дома, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это? Слайд 2(Планета Земля) Воспитатель: Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад и стар, Что она — большущий шар. Что это за шар, который мы видим из Космоса? Ответы детей (планета Земля) Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о планете Земля, которое подготовила для нас Полина. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется Земля. Воспитатель: А почему Земля – это твоя, моя или точнее наша планета? Ответы детей (Потому что мы живём на этой планете) Воспитатель: А на других планетах существует жизнь? Ответы детей (нет) Воспитатель: Да, только на нашей планете существует жизнь. Воспитатель: А кто живёт на планете Земля? Ответы детей (растения, насекомые, рыбы, птицы, звери и люди, т.е. мы с вами) Воспитатель: Мы с вами живем в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего обычного дома, то попадаем в другой мир. Это мир природы. Ребята, что можно назвать нашим общим домом? Ответы детей (Планета Земля) 6
Воспитатель: Вы правы, Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых и растений. Воспитатель: Посмотрите, сколько всего замечательного на Земле! Слайд 3 (показ серии слайдов о многообразии жизни на Земле)
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Воспитатель: Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете обитателей планеты Земля. Мы с вами поиграем в игру «Назови одним словом». Я буду называть различных животных или растения, а вы мне будете называть общее слово, которое обозначает группу, к которой они относятся. Дети встают в круг и воспитатель проводит игру, кидая каждому ребенку мяч 1) Кошка, собака, корова, лошадь (Домашние животные) 2) Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые) 3) Берёза, клён, ель, липа (Деревья) 4) Окунь, акула, щука, скат (Рыбы) 5) Жираф, бегемот, лев, зебра (Африканские животные) 6) Василёк, ромашка, одуванчик, колокольчик (Цветы) 7) Синица, воробей, снегирь, ворона (Птицы) 8) Белка, волк , лиса, медведь (Лесные животные) 9) Тюлень, морж, белый медведь, северный олень (Животные севера) 10) Женщина, мужчина, девочка, мальчик (люди) Дети садятся на стульчики Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на нашу планету поближе, всё ли в порядке у нашей планеты? Слайд 4 (грустная планета) Ответы детей (Земля грустная, она плачет) Воспитатель: Скажите мне, а когда вы плачете? Ответы детей Воспитатель: Земля живая, и как всё живое, она может заболевать. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар. Земля просит нас о помощи. Хотите помочь своей планете? Ответы детей (Хотим) 7
Воспитатель: В одном лесу нашей планеты случилась беда. Нам нужно срочно возвратиться из нашего космического путешествия обратно на землю и отправиться туда, посмотреть, что же произошло и постараться помочь.
Физкультминутка
(дети встают в рассыпную) Звучит волшебная музыка Воспитатель: Повторяйте за мной: Нужно нам закрыть глаза, Сделать два больших прыжка, Руки вытянуть вперед, А затем наоборот. Как листочки покружиться. Чтоб в лесу нам очутиться. Вот так чудо из чудес: Мы попали с Вами в лес! Слайд 5 (Лес) Стоят декорации деревьев. Под деревом имитация речки (ткань). На ткани разбросан различный мусор. Сидит девочка, одетая в костюм речки, и «плачет». Звучит музыка леса Воспитатель читает стихотворение С.Погореловского «Здравствуй, лес!» Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: 8
Ты же видишь, мы свои. Воспитатель: Слышите, кто – то плачет. Подходят к девочке, переодетой речкой. Воспитатель: Что случилось речка, почему ты плачешь? Речка: На моем берегу отдыхали люди . Они весь мусор побросали в воду. Вода стала очень грязной, и погибло много рыбок! Воспитатель: Н е печалься, реченька, твоей беде мы поможем. Ребята, что нужно сделать с мусором? Ответы детей (собрать в пакеты и выбросить в мусорный контейнер)
Игра «Очистим планету от мусора»
Все дети с целлофановыми пакетами убирают оставшийся на поляне «мусор», и складывают в одно место (корзину для мусора). Воспитатель: Речка, посмотри, мы весь мусор убрали. Речка: Спасибо вам большое. Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь речке очистить воду, чтобы рыбы опять смогли в ней жить? Ответы детей (мы можем её очистить с помощью фильтра) Воспитатель: Речка, наши ребята умеют фильтровать воду. С помощью чего фильтруют или очищают воду? Ответы детей (с помощью фильтра) Проводится опыт «Очистка воды» (воспитатель объясняет и показывает)
Опыт «Очистка воды»
Воспитатель: Подойдите к столам. Перед вами в стаканах вода из нашей реки. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная? Ответы детей (да) 9
Воспитатель: Мы займемся тем, что постараемся очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Посмотрите, как работает фильтр. Слайд 6 (Фильтр воды) Воспитатель: Фильтр пропустит только воду, а, частицы грязи останутся. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром. Сначала воспитатель, затем дети проводят опыт Воспитатель: Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Ответы детей (да) Воспитатель: Речка, посмотри, мы очистили твою воду, и теперь ты снова можешь радостно журчать, а в твоей воде снова будут плескаться рыбы! Воспитатель: Ребята, а мы сможем прожить без воды? Ответы детей Воспитатель: Почему? Ответы детей ( чтобы пить, это дом для рыб и других обитателей рек и морей) Воспитатель: Без воды немыслимо существование всех живых организмов, ведь нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Без воды жизнь погибнет. Человек, например, может прожить без воды только 7 дней. Воспитатель: Послушайте стихотворение о воде, которое подготовила для нас Соня: Хочу, чтобы вода в речке стала чистой! Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда! Пусть чистой остается в них на веки Студеная, прозрачная вода! Речка благодарит детей и убегает 10
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в лесу. А в лесу много растений. Какие растения вы знаете? Ответы детей (травы, деревья, кустарники, цветы) Воспитатель: А зачем нужны растения? Ответы детей (они лечат, очищают воздух, используются в пищу, просто для красоты) Воспитатель: Да, главная работа растений – это очистка воздуха. Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Давайте проведем еще один опыт: попробуем закрыть рот и нос. Сколько времени мы сможем не дышать?
Опыт «Воздух необходим для жизни»
Ответы детей (очень мало) Воспитатель: Человек может жить долго без пищи, немного без воды, а без воздуха он может прожить очень мало - лишь несколько минут. В чем мы сейчас и убедились. Всё живое на Земле не только нуждается в воде, но и дышит. Дышат растения, рыбы, животные и, конечно, человек. Воспитатель: - Что же мешает воздуху быть чистым, что отравляет воздух на нашей планете? Ответы детей (заводы, дым, машины, газ, вырубка деревьев) Показ слайдов 7 (серия слайдов о загрязнении воздуха и вырубке лесов) Воспитатель: Гудят заводы, всюду пыль, Бежит, дымит автомобиль. А между тем деревья стонут, В грязи и пыли просто тонут. А чтоб построить нам заводы Рубят лес и губят воды. Стала грязной наша вода, 11
От растений нет и следа. Отнят дом у наших зверей, Птицам, рыбам плохо теперь. Воспитатель: Заводы, дым, выхлопные газ от машин, вырубка деревьев – все это отравляет воздух на нашей планете. Как же мы можем помочь нашей планете, что нужно делать, чтобы на планете было как можно больше чистого воздуха? Ответы детей (нам нужно как можно больше сажать деревьев, кустарников, цветов и беречь те, что уже растут)
Физкультминутка «Деревья»
Звучит музыка Воспитатель: Сейчас я вас заколдую, и вы тоже станете деревьями. И попробуете очистить воздух в этом лесу. Расставьте ноги на ширине плеч, представьте, что это ваши корни. Чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Поднимите свои веточки-ручки и пошевелите листочками-пальцами. А теперь помашите веточками-ручками. Слышите, какой ветер поднялся? Да, замечательные деревья выросли в нашем лесу. Но пора опять превращаться в людей. Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли помочь нашей планете, мы убрали мусор, очистили воду, очистили воздух, превратившись в деревья, и наша планета снова улыбается. Слайд 8 (Улыбающаяся планета) Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы наша планета - Земля стала ещё прекраснее? Ответы детей (да) Воспитатель: Тогда давайте её вместе украсим: подарим ей ещё больше птиц, насекомых, деревьев, цветов, зверей, рыб. И планета нам будет благодарна. Воспитатель: Сейчас мы с вами скажем волшебные слова и окажемся в саду: Звучит волшебная музыка Снова мы глаза закроем, Руки вытянем вперед, 12
Как листочки закружимся, И в саду все очутимся. Слайд 9 (планета Земля с её обитателями)
Коллективная аппликация «Земля – наш общий дом»
Воспитатель: Подойдите к столу. Здесь для вас уже приготовлена иллюстрация с изображением планеты Земля и силуэты всего живого, что есть на планете, здесь и цветы и деревья, и животные и птицы и насекомые и рыбы – всё то, что радует нашу планету, но есть здесь и силуэты заводов с дымящимися трубами, костров, мусора – того, от чего наша планета расстраивается, и даже болеет. Также у вас есть клей – карандаш. Сейчас вы сядете за стол и сделаете аппликации. На изображение планеты Земля вы наклеите только то, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии (цветы, грибы, деревья, трава, бабочки, птицы и пр.) что радует планету, а то, что заставляет её огорчаться – оставите. Будьте внимательны. Звучит спокойная музыка и дети приступают к работе. В процессе выполнения задания воспитатель поощряет замыслы детей, подсказывает, как лучше расположить детали на аппликации. После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает показать получившуюся работу гостям и рассказать им, что у них получилось. Воспитатель: Давайте расскажем нашим гостям, что же мы с вами можем сделать, чтобы воздух на планете был чистый, водоемы были чистыми? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц? Дети становятся полукругом и читают стихи (звучит спокойная музыка) Наша планета - Земля Очень щедра и богата: Горы, леса и поля – Дом наш родимый, ребята! (Соня) Мы не гости на планете И Земля – наш общий дом, Будет в нём светло и чисто, Если мы его спасём. (Арина) Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. (Илья) 13
Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нету! Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду её никому не дадим! (Миша) Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, (Настя)
Хором:
Такая планета нужна нам всем с вами! Воспитатель: Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса — все, что окружает нас. Мы должны стараться постигать тайны природы. Давайте лучше узнаем окружающий мир, а, узнав — по- настоящему полюбим его, а полюбив — будем беречь. Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями и вернемся в группу. Дети прощаются с гостями и выходят из зала под песню «Расцветай, моя Земля!» После занятия дети вместе с воспитателем размещают свой плакат в группе. 14
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКИ
1.

Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь» (ЗАХОДИМ)

2.

Дети садятся на стульчики, звучит КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

3.

Звучит ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА (для попадания в лес)

4.

Звучит МУЗЫКА ЛЕСА (Я ЧИТАЮ СТИХ)

5.

Звучит МУЗЫКА ДЛЯ ДЕРЕВЬЕВ (МЫ - ДЕРЕВЬЯ)

6.

Звучит ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА (для попадания обратно в сад)

7.

Музыка для аппликации (СПОКОЙНАЯ)

8.

Музыка для стихов (ЛИРИЧНАЯ)
9.
Музыка уход про планету

(МОЖНО ДЕТСКУЮ ПЕСНЮ ПРО

ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ)
песня «Расцветай, моя Земля!» 15

НАДЕТЬ ИЛИ ОДЕТЬ?

Это два разных слова. Оба правильные - зависят от

контекста.

Надевают на кого-то или на что-то

(в том числе на себя),

одевают кого-то или что-то (но не себя).

Однако можно сказать "одевайся".

Запоминайте:

надеть-снять

одеть-раздеть

ПРИМЕР:

Надеть пальто - снять пальто

Одеть ребенка - раздеть ребенка
16
РЕКВИЗИТ Флешка с презентацией Диск с музыкой Стулья Два стола под опыты Стол под аппликацию Клей карандаш Плакат с землей Две миски с животными растениями заводами Подносы Стаканы с грязной водой Стаканы пустые Воронки Марли Ваты Фартуки ? Салфетницы с салфетками Дерево Ёлка Речка Накидка на речку Сарафан Кокошник Поляна с цветами Куст? Мусор Мусорная корзина и пакет Мяч Шпаргалки со стихом про лес и про заводы 17