"Методические рекомендации по работе с семьёй"

Автор: Яковлева Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Бродовская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область, Аннинский район, село Бродовое
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по работе с семьёй"
Дата публикации: 21.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Современная семья и нарушения ее жизнедеятельность
«Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Соловьев Н. Я., 1977). Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.
Функции семьи.
Функция семьи - жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).
Структура семьи
— т. е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким
образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором — о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи. Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе — это семья, включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей (Белова В. А., 1975). В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равноправное участие в решении всех семейных проблем. В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры взаимоотношений указывает большая часть опрошенных (Мацковский М. С., Гурко Т. А.,986). Нарушения структуры семьи — это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность определения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является наушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении). Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, — один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья — например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми (Сальвадор Минухин). Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье, — например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи — «опытная» семейная психотерапия (основоположник этого направления — Карл Витаккер). Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, — учение о «семейных треугольниках» и о «двойной связи». Наконец, четвертые верят человеку и помогают ему избавиться от того, что ему мешает, — такова тактика бихевиоризма.
Динамика семьи.
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст (Duvall E., 1957). Есть еще целый ряд периодизаций, например W. Gove (1973) и A. Barcai (1981). Помимо ситуативных стрессов выделяют и те, которые предусмотрены коллизиями развития личности/организма, семьи и других социальных групп — «нормативные стрессы и стрессоры» (Burnham J.В., 1991) и кризисы развития (Caplan G., 1963). Они могут быть описаны как критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье ранее, не способству- ют достижению новых потребностей, появившихся у членов семьи. Семейные системные психотерапевты Варнхилл и Лонго для объяснения того, что происходит с семьей при переходе от фазы к фазе, заимствовали психоаналитические идеи о фиксации и регрессии: во время нормативного стрессора дисфункциональные семьи, вместо того чтобы продвигаться вперед, регрессируют на более ранние фазы развития семьи, либо останавливаются в своем развитии, т. е. фиксируются на определенной фазе. Для того чтобы избежать этого, они предлагают семьям проработать проблему переходов «Как вы это делали, с помощью каких средств, что вы еще не делали?» Дюваль (Duvall Е. М., 1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи: 1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу 2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике. 4. Введение детей во в несемейные институты. 5. Принятие подростковости. 6. Экспериментирование с независимостью. 7. Подготовка к уходу детей из семьи. 8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза». 9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Нормально функционирующие семьи, нормальное супружество.

Дисфункциональные семьи и супружество.
Нормально функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентации. А. Н. Обозова (1976) считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Хотелось бы добавить, что стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни. Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте. В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях удалось выявить следующие (см. табл. – в порядке убывания частоты мотива). № Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях 1 Бегство от родителей 2 Долженствование (вступление в брак из чувства долга) 3 Одиночество 4 Следование традиции (инициатива родителей) 5 Любовь 6 Престиж, поиск материальных благ 7 Месть Наиболее часто в дисфункциональных семьях встречаются следующие проблемы: 1. Ошибочный выбор партнера. Самыми частыми были ожидания, что муж/ жена будут напоминать отца/мать. 2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги, вместо того чтобы советоваться друг с другом при решении проблем, обращались за советом к своим родителям. 3. Утрата иллюзий («синдром утопий» — Ледерер и Джексон, 1967). Супруги считали, что они женились по любви и ради любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и доминировании оказывалась важнее реальных сексуальных отношений (проблема пациентов с истерическими расстройствами).
4. Переживание растерянности. Почему мы живем вместе? — начинали задумываться супруги. Потому что хотим этого или потому что обязаны? 5. Супружеская измена и угроза развода — один из наиболее частых поводов обращения к психотерапевту. 6. Гражданский брак как попытка избежать ответственности — юридической, финансовой и т. д. Под влиянием различных общественных организаций, в том числе феминистских, стали популярны идеи, что семья устарела, что на смену ей должен прийти гражданский брак или «пробный». Эта ситуация соответствует немецкой поговорке: «Не обязательно покупать корову для того, чтобы пить молоко». Отказ от семьи как формы регуляции социальных отношений создает тревожную ситуацию. Не случайно Джей Хэйли говорит, что наличие свекров и тестей — единственное, что отличает людей от животных: для многих главными ценностями семейной жизни является уважение традиций и связь с родительскими семьями (Haley J , 1963). 7. Среди представителей сексуальных меньшинств, наоборот, преобладают требования узаконить их браки и разрешить им усыновление детей.
Стадии супружеских отношений
1. Выбор партнера. 2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. В случае если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера - психологические, физические и др., которые в начале как бы не замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно. 3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие — кто, каким образом, и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными. 4. Стабильность /изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день, отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? Необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже накоплен; наверное, можно успокоиться и отдохнуть? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными. 5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы — решение вопроса о том, был ли брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным. Мы намеренно отказались от сообщения возраста членов семьи, когда она входит в ту или иную фазу супружества, т. к. в разных странах, этносах, культурах, религиях он может быть совершенно разным. В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975), выделившей 5 стадий жизненного цикла: 1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка. 2. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка. 3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей. 4. Дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи.
5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
«Латентное нарушение»
Латентным мы будем называть такое нарушение, которое не оказывает существенного негативного воздействия на жизнь семьи в нормальных условиях, однако играет значительную роль в сложных обстоятельствах, определяя неспособность семьи им противостоять. Как в обычных, так и в необычных условиях члены семьи общаются, испытывая, друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т. д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях определенные нарушения во всех этих сферах оказываются вполне допустимыми: не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренно выраженная конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу могут не оказывать значительного влияния на жизнь семьи. Другое дело — в трудных условиях: той степени взаимопонимания и взаимной привязанности, которая существовала в семье, теперь уже оказывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей на трудности. В семьях, где латентных нарушений нет или они минимальны, оказывается возможной мобилизация семьи, усиление ее сплоченности, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их — хуже. Представление о латентных нарушениях дает возможность более точно и разносторонне понять отношения между семьей и различными трудностями, которым она противостоит. В соответствии с этим представлением трудные условия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семьи, — они, прежде всего, выявляют латентные нарушения ее жизнедеятельности, а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности. К разряду негативных состояний членов семьи (семейно обусловленных психотравмирующих состояний), препятствующих реализации воспитательной функции семьи и приводящих к нарушению благополучия ребенка, относятся: Состояние глобальной семейной неудовлетворенности; «Семейная тревога»; Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение (В частности, семья может участвовать в создании у индивида внутреннего конфликта, прежде всего, тем, что ставит его перед противоречивыми требованиями и возлагает на него ответственность за их выполнение. Примером может быть жена, обвиняющая мужа в нежелании помочь ей вести домашнее хозяйство и одновременно остро критикующая любую его попытку помочь.); Чувство вины, связанное с семьей. Пути выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний Выявление описанных состояний требует тщательного и вдумчивого ознакомления с жизнью семьи. Особенно информативны при этом прямые (выражаемые вербально) и косвенные (проявляющиеся в интонации, часто помимо воли) оценки различных сторон жизни семьи. Для выявления этих состояний могут использоваться различные методики. Например, «Семейно- обусловленное состояние». Она представляет собой план интервью, специально направленного на выяснение упомянутых состояний. Методика включает 12 оценочных шкал, по которым индивид характеризует свое самочувствие в семье. Эти шкалы отражают изучаемые состояния. Так, напряженность отражают 4 субшкалы: перегруженности обязанностями, нервно- психической усталости, напряженности и расслабленности. Такими же 4 субшкалами характеризуются и другие состояния. Для выявления семейно-обусловленных состояний используется то обстоятельство, что, как показывает опыт, они чаще всего проявляются одной
своей стороной. Так, люди с семейно-обусловленной тревожностью не осознают своей тре- вожности, не признают ее наличия, однако при начале тестирования часто осознают и выражают вербально одно из ее проявлений — ощущение беспомощности. Бывает и по- другому: уже в начале диагностики человек в состоянии осознать свою тревожность, а другие стороны его состояния, в том числе беспомощность, оказываются полностью осознанными только позднее. Проводящий диагностику (П) просит обследуемого (О) охарактеризовать свое место в семье, свои ощущения в ней по всем 12 субшкалам. Затем П обращает внимание на ту субшкалу, показатель которой при ответе получил крайнюю оценку; интервью направляется на «разработку» этой шкалы. Обследуемому задаются стандартные вопросы типа: «Вы сказали, что чувствуете себя в семье очень... (называется получившее крайнюю оценку качество). Это приятное или неприятное чувство? Прошу вас вспомнить несколько случаев или ситуаций из семейной жизни, когда вы чувствовали себя очень... (называется получившее крайнюю оценку качество)». После того как такие случаи указаны, и О рассказал о них, П возвращается к шкалам и просит повторно оценить свое самочувствие в семье. Опыт показывает, что чаще всего О уже иначе оценивает свое состояние, многие оценки изменяются, поскольку в результате беседы в его памяти оживают другие обстоятельства и активизируются переживавшиеся в связи с ними чувства.
--- Так может меняться субъективная картина семьи, что бывает очень важно для

нормализации семейно-обусловленного состояния члена семьи и восстановления

воспитательной функциональности семейной системы, в отношении ребенка. ---
Нередко при второй оценке наиболее выраженным оказывается какое-то другое чувство. Врач аналогичным образом «разрабатывает» оценку и этого чувства, просит вспомнить соответствующие ситуации, случаи. Методика обеспечивает последовательное углубление исследования, движение от хорошо осознаваемых состояний к не до конца осознаваемым. Она позволяет также получить данные об обстоятельствах, определяющих исследуемые состояния. (Специалист, проводящий исследование состояний с помощью данной методики должен обладать психодиагностическими и консультационными психолого-педагогическими компетенциями.)
Методика «Семейно-обусловленное состояние»
1. П: «Представьте себя в семье. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома, с которыми вспоминаете о домашних делах. В общем, вспомните всю вашу семейную ситуацию. Каким (какой) Вы себя чувствуете чаще всего? Отметьте на шкалах». П (вручает бланк для ответов). О (отмечает). 2. П (обращает внимание на качество, наиболее выраженное на шкалах); «Вы отметили, что чувствуете себя в семье очень... (называют соответствующее качество). Приятное это чувство или, скорее, неприятное? Прошу вас вспомнить несколько случаев из вашей семейной жизни, когда вы чувствовали себя очень... (называется то же состояние)». 3. О (рассказывает). П: «Попробуйте еще раз оценить свое состояние дома на этих же шкалах. Все остается по- старому или что-то изменяется?» О (обычно меняет оценку по некоторым шкалам). Если при этом на первый план вышло другое состояние, то вся процедура повторяется от пункта 2). Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по каждой из 4 субшкал превышается или равна: по У (общая неудовлетворенность) 26 баллам; по Н (нервно-психическое напряжение) — 27 баллам; по Т (семейная тревожность) — 26 баллам.
Бланк
к методике «Семейно-обусловленное состояние» Довольным 0 7 Недовольным
У

Спокойным 0 7 Встревоженным
Т
Напряженным 0 7 Расслабленным
Н
Радостным 0 7 Огорченным
У
Нужным 0 7 Лишним
Т
Отдохнувшим 0 7 Усталым
Н
Здоровым 0 7 Больным
У
Смелым 0 7 Робким
Т
Беззаботным 0 7 Озабоченным
Н
Плохим 0 7 Хорошим
У
Ловким 0 7 Неуклюжим
Т
Свободным 0 7 Занятым
Н
Т — ; У — ; Н — . Все члены семьи (и взрослые, и дети) нуждаются в эмоционально щадящих высказываниях. Инструкция: Все нижеперечисленные высказывания обращены к кому-то из членов вашей семьи. Одно из них более жесткое, другое, напротив, щадящее. Попробуйте установить, какое, из каждой пары высказываний, является эмоционально щадящим. Вариант А: 1. Ты сделал это неправильно. 2. Почему ты так говоришь? 3. Мне трудно сосредоточиться. 4. Ты все испортил. 5. Ты не прав. 6. Я не вижу того, о чем ты говоришь. 7. Не делай этого. 8. Перестань надоедать мне. 9. Ты не брал мою книгу? 10. Ты не забыл принять лекарство? Вариант Б: 1. Может быть, ты можешь сделать это иначе. 2. Извини, я не совсем тебя понял. 3. Перестань шуметь на работе. 4. Это надо было сделать не так. 5. Это не совсем так. 6. Тебе все померещилось. 7. Ты мог бы этого не делать? 8. Я бы хотел побыть один. 9. Ты не видел мою книгу? 10. Прими лекарство. Ключ: 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-Б, 6-А, 7-Б, 8-Б, 9-Б, 10-Б. - эти высказывания являются эмоционально щадящими. Правила поведения в сложных ситуациях. ПРАВИЛО 1. Никогда не теряйте надежду, верьте в успех. Если даже сейчас Вам очень тяжело, верьте, что в дальнейшем будет лучше.
ПРАВИЛО 2. Переживайте вместе с ребенком все его состояния, все тревоги. Вы должны научиться понимать его лучше, чем он сам себя понимает. ПРАВИЛО 3. Старайтесь завоевать доверие и откровенность. Реакция «союзник в борьбе»: «Хорошо, что ты мне откровенно рассказал о том, что произошло. Теперь мы можем вместе подумать, что можно сделать, чтобы это больше не повторилось». Реакция «психологическая помощь»: «Ты хочешь, чтобы я тебя отругала за то, что ты сделал?» Реакция «откровенность — признак улучшения»: «Хорошо, что ты откровенно рассказал. Это уже победа, первый шаг». ПРАВИЛО 4. Внимательно анализируйте опыт своих удач и ошибок. Все время старайтесь искать новые подходы. Присматривайтесь к тому, как находят подход к ребенку его друзья, знакомые. ПРАВИЛО 5. Борясь за него, ищите союзников. Люди, готовые вам помочь, есть везде, только надо их найти и объяснить им ситуацию. Не обижайтесь на тех, кто вас не понимает и не хочет помочь.
Представления членов семьи о своей семье

• Внутренняя картина семьи
Каждый член семьи, так или иначе, представляет себе свою семью. Когда он думает о ней сам или рассказывает о ней, перед его мысленным взором возникают картины повседневной жизни, обстановка, в которой он живет, лица, слова и поступки членов семьи, ссоры и примирения, радости, обиды, огорчения, частые и редкие события в ее жизни и т. д. Отчасти эта «внутренняя картина» жизни семьи точна, отчасти искажена или неполна, в чем-то достаточно объективна, а в чем-то весьма субъективна, а то и просто неверна. Однако, вне зависимости от ее истинности, она играет огромную роль в жизни семьи. От того, как индивид представляет себе свою семью, зависит, считает он ее счастливой или несчастливой, дружной или склочной, зажиточной или малообеспеченной; от этого же зависит, чего он ждет от нее, в чем он видит ее проблемы и как представляет себе их решение. Когда педагог работает с семьей, это представление семьи о себе нередко разворачивается перед ним в виде противоречивых и непоследовательных, косноязычных и нескладных рассказов, объяснений причин тех или иных событий в семье, жалоб на семью и друг на друга. Выслушав их, важно, может быть, вопреки услышанному, добраться до сути происходящего в семье, понять, в чем ее истинная проблема. Затем оказывается необходимым хорошо представить себе, как все это представляется «изнутри», глазами членов семьи. Ему нужно понять их логику, зачастую весьма своеобразную, и ход их мыслей. Он должен научиться понимать внутренний язык семьи — не совсем обычные и часто расплывчатые значения, которые вкладываются в самые обычные слова. Изучение и понимание семейных представлений необходимо: Во-первых, для обеспечения взаимопонимания с семьей. Только в этом случае педагог будет в состоянии правильно представлять себе, как члены семьи воспринимают все то, что он делает, говорит, предлагает. Только тогда он сможет вести себя понятно для семьи, обеспечить психологический контакт с семьей. Во-вторых, для диагностики нарушений в семье. Дело в том, что нарушенные, дефектные семейные представления нередко участвуют в этиологии самых различных семейных проблем. Неадекватное понимание проблемы нередко является существенной ее частью. Соответственно, коррекция семейных представлений является важной частью решения проблемы. Наконец, в-третьих, для активного участия самой семьи в воспитании и коррекции. Если семья правильно понимает свою проблему, она становится субъектом деятельности.
Литература
1. Андреева Т.В. Семейная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. — 244 с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ : Астрель, 2008, 238 с.: ил. 3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Либриком, 2010. – 218 с.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы – М.: Тривола, 1995. 5. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: Пер с англ. – Екатеринбург: Детская книга, 1998. 6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.: ил.