"День славянской письменности"

Автор: Копаева Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Хрущёвка
Населённый пункт: с.Хрущёвка, Липецкая область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "День славянской письменности"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Вступление

Ведущий 1
Здравствуйте, дорогие гости. Мы позвали вас на праздник, который посвящен дню славянской письменности. Ежегодно во всех славянских странах в этот день , 24 мая, прославляют создателей славянской письменности – Кирилла и Мефодия, учителей из города Солуни.
Ведущий 2
В Болгарии, например, это официальный национальный праздник, в Чехии- единственный государственный церковный праздник. В этот день проходят особые торжественные богослужения в храмах. Чтец 1 Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных равноапостольных В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Чтец 2 Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
Ведущий 1
Почему россияне, чехи, болгары, поляки, сербы, белорусы и многие другие славянские народы так почитают этих святых братьев?
Ведущий 2
Об этом и пойдет наш сегодняшний рассказ.
Ведущий 1
В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было. СЦЕНКА 1 Детство Кирилла и Мефодия. Звучит фонограмма « шум моря». Освещается середина сцены. На ней два подростка. Один из них старше. Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке» Кирилл : (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски. Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.
Кирилл: А почему у славян нет своих книг? Мефодий:. Потому что писать на славянском языке нельзя. Кирилл: Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке). Мефодий. А « Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет. Кирилл: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки. Мефодий: Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного. Кирилл: Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж. Ведущий 2 Младший брат – Кирилл был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту. Ведущий 1 В юности Кириллу приснился необычайный сон. Кирилл:Иду я полем,а на встречу мне девицы-одна краше другой.И вдруг роздается голос. Голос:Выбирай себе невесту по сердцу. Ведущий 2:Пригляделся Кирилл и выбрал самую красивую. Голос:Выбрал ты себе Софию,что значит «премудрость».Будет она тебе спутницей. Ведущий 1:И вправду,премудрость стала спутницей Кирилла. Ведущий 1 С 862 года начинается главное дело всей жизни братьев. Соседние с Византией славянские страны не имели собственной азбуки. Один из правителей – великий моравский князь отправил гонца к императору Михаилу. Сценка 2 Гонец: С поклоном я к тебе, великий государь, от моравского князя Ростислава. Император: Что просит он? Гонец: Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский, но мы не имеем такого учителя, который на родном нашем языке открыл бы истинную веру. Просим- пришли нам учителя.
Император: Никто лучше не знает слявянского наречия, чем солунские братья Кирилл и Мефодий: Передай князю – пришлю к вам лучших из лучших. Гонец: Благодарим тебя, великий государь. Ведущий: Михаил велел вызвать к нему Кирилла из Солуни. Кирилл: Спешил к тебе с поклоном. Император: Встань с колен, Кирилл. Посылаю я вас с братом в Моравию, просвещать народ христианский. Кирилл: Слаб я и болен, но рад идти босым, готов за веру даже умереть. Сажи, великий государь, имеют ли они азбуку? Император: Нет, их письмена путаны и неразборчивы. Кирилл: Учить без азбуки и без книг – все равно, что писать беседу на воде. С детства мечтал я азбуку создать, видно пришло мое время. Ведущий: Перед тем, как отправиться в путь, святые братья затворились в монастыре занялись созданием азбуки и переводом Евангелия на славяский язык. Ведущий 2 Великое дело совершил кирилл – в знакомом с дества славянском языке он смог уловить основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенное обозначение. Много потрудились братья для создания славянской азбуки! Сценка 2 Сценка 3 Ведущий. Создав азбуку и закончив перевод Библии, братья отправились в путь. Их ожидали многие испытания и трундости. 1 разбойник:Смотри,идёт! 2 разбойник:Да,в самом деле… 1 разбойник:На сей раз точно мы у цели. Богач он видно. 2 разбойник:Иль купец? 1 разбойник:Озолотимся наконец! (Выходит Кирилл с книгой в руках.) 1 разбойник:Стой! 2 разбойник:Выкладывай золотишко! Кирилл:Вы говорите про деньги?У меня их нет. 2 разбойник:Да?А что это ты прижимаешь к груди? Словно это драгоценность? Кирилл:О да,это бесценный дар! Господь славяном буквы дал! И грамоту. 1 разбойник:Ха!Грамота!Зачем она? 2 разбойник:Она нам вовсе не нужна. 1 разбойник:А что это?
Кирилл:Закон букв.Сложенья, Порядок слова в предложений. 1 разбойник (ухмыляясь):Зачем нужна такая штука: 2 разбойник:Такая хитрая наука: 1 разбойник:Её не требует живот. 2 разбойник:Её ведь не положишь в рот. 1 разбойник:И пашню её не засеешь. 2 разбойник:Сдаётся мне,что это ерунда: 1 разбойник:Похоже драгоценностей у него и вправду нет. Кирилл:Дороже многих злат и сребр! Сей драгоценный мной ковчег Ковчег завета и добра, Святая книга библия, И если будешь буквы знать, Абоги сможешь прочитать. (Уходит) 1 разбойник:Абоги?.. Ишь ты… 2 разбойник:Благая весть…Подиж ты! 1 разбойник:Иль правда есть что в этих книгах? (Решительно.)-Догнать его скорей! 2 разбойник:Постой! 1 разбойник:Святой,и мы пойдём с тобой! Ведущий1 Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Ростислав радушно принял их в Моравии,а потом просветители пошли в другие страны. Ведущий 2 Славянская азбука дошла и до Руси. Пришли на Русь и книги, возникли школы, где обучали чтению и письму. Сценка №4 Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним. Учитель: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ. Ведущий: Даже пословица сложилась:
«Азбуку учат, на всю избу кричат».

Ведущий
Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие. Ведущий: О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:
«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все

тело».

Ведущий

Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила. ЧТЕЦ Вот какой чудной в начале Наша грамота была! Вот каким пером писали Из гусиного крыла! Этот нож не без причины Назывался «перочинный». Очиняли им перо, Если не было остро.
Ведущий
Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам. К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью. Читать дети учились тоже на славянском языке. На славянском языке были написаны богослужебные книги, жития святых, поучения, летописи.
Ребенок-чтец
Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Так из летописей старых Знали дети москвичей О литовцах, о татарах И о родине своей.
Ведущий
Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах. Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!.. Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке. Чтец
Д о р о ж и т е Родным, милым словом: М н о г о л и к и м - Большим языком ! Нашей жизни ОН - П е р в о о с н о в а - Всем народам Планеты - знаком ! Берегите ЕГО От цветистых Иностранных И чуждых нам слов, Чтоб поток - От наречий ручьистых - Не затмил Родника - Родников ! В нём черпайте Живящую силу: Русских говоров, Песен, стихов... - Всё, что дорого С е р д ц у, Чтоб слилось В ЯЗЫКЕ, - Как Основе Основ