"Здравствуй, гостья-зима!"

Автор: Романова Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Некрасовская ООШ
Населённый пункт: Ростовская область, Неклиновский район, х.Некрасовка
Наименование материала: методическая разработка занятия по внеклассному чтению для 4 класса
Тема: "Здравствуй, гостья-зима!"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект занятия внеклассного чтения для учащихся 4 го класса «Здравствуй, гостья-зима!» (стихи русских поэтов о зиме) учитель начальных классов МБОУ Некрасовская ООШ Романова Е.А. 2015г
«Здравствуй, гостья-зима!» Цель занятия: - познакомить учащихся с произведениями русских поэтов – классиков о зиме; - расширить знания об их творчестве; - развивать память, речь, мышление; - прививать любовь к природе, к поэзии. Подготовка к занятию: учащиеся знакомятся с книгами: А.А.Пушкин «Зимняя дорога». Стихи. И.А.Бунин «Золотой невод». Стихи. Ф.И.Тютчев. Стихи. И.С.Никитин. «Гнездо ласточки». А.А.Фет. «Времена года». Стихи, рассказы, сказки о зиме. Дети учат стихи наизусть, готовят выразительное чтение, учитель готовит загадки, пословицы и поговорки о зиме, а также сказку о зиме «Снег и Кисличка» Ход занятия. Звучит мелодия «Зима» Дети сидят в классе за столом в виде снежинки.
Учитель.
-Добрый день, ребята, сегодня мы собрались вокруг волшебной снежинки, чтобы поговорить о зиме, зимних произведениях. Чем больше мы их вспомним, тем быстрее Зимушка - зима принесет нам снег. Первое задание для вас - отгадать загадки про зиму. За каждую загадку вы получите снежинку.
Загадки про зиму

Хоть сама - и снег, и лёд, А уходит слёзы льёт Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила Без досок, без топоров Чрез речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз. Я могла бы жить и выше, Если б крыши там нашлись Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес После брата Января Служить очередь моя. Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга
1-й ученик.
Мы принесли сегодня книги .Положите их перед собой. Как назвать, одним словом, какое время года мы сегодня будем приглашать в гости? -Конечно же, Зиму!
2-й ученик
. А мы подготовили биографии писателей, которые посвятили свои стихи зиме (дети по одному выступают с краткими сообщениями биографий Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, И.С.Никитина, А.А.Фета) после каждой биографии во время на доску вывешиваем портрет поэта и ученик из класса читает стихотворение наизусть
3-йученик



Ф.И.Тютчев

Декабрьское утро
На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день, —
Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством. Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной
4-й ученик
А.С.Пушкин Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. 1836

5-й ученик
И.С.Никитина Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас,— Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит!
6-ученик
. А.А.Фет Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: "Ну, скорей гулять!"
Учитель.
-Молодцы, ребята. Пришло время отдохнуть .Поиграем?
«Снежная» физкультминутка
Мы ладошки выставляем, Ловить снежинки начинаем! Раз, поймали, два, поймали! Не устали? Не устали! Раз, поймали, два, поймали! И конечно, не устали! А снежинок много-много! И растут везде сугробы. Снег в ладошки наберём И лепить снежки начнём! Лепим, лепим, лепим ком И бросаем вверх потом! Поиграли без заботы, А теперь спешим к работе! Знакомство со сказкой «Снег и Кисличка» Учитель начинает рассказывать сказку, а подготовленные ученики продолжают ее инсценируя.

Э.Шим. Снег и кисличка
Осенью рано ударили морозцы, застудили землю, запечатали крепким зеленым лед ком озера и реки. А снегу все не было, не было, — и его ждали повсюду с нетерпением, и вспоминали о нем каждый день. - Ах, до чего же скучно без снега! — говорили люди. — С погодой творится что- то невероятное! На голых полях и лугах плакали под ветром Травы: — Стынем, стынем!... Высокие деревья сердито скрипели в лесу: — Босые ноги мерзнут! 3-зябко! Недовольно бормотали Тетерева: — Спать негде, спать негде! И, кряхтя, бродил-шатался по лесу злющий Медведь, которому не хотелось ложиться в берлогу, не укрытую снегом. Наконец, выпал на землю Снег — такой чистый, такой белый, что кругом посветлело и сделалось как-будто просторнее. Люди развеселились, — они щурились от яркого света, улыбались, а мальчишки играли в снежки и катались на лыжах. На полях перестали мерзнуть озимые хлеба, — теперь им было тепло и покойно под снежным покровом. — Спасибо тебе. Снег! — говорили Одуванчики, росшие на лугах, Манжетки с лесных полян, бродяги Подорожники, Земляника, Маргаритки. У них у всех зеленые листья отогрелись под снегом и уже больше не Дрожали от ветра и холода. Все были рады Снегу и все благодарили его, а он молчал. И не потому, что он не умел говорить, и не потому, что сказать было нечего, — совсем по другой причине. Снег родился высоко-высоко над землей в сверкающей пустоте, где свищут одни лишь ветры – невидимки да плывут растрепанные седые тучки. Он долго летел к земле, и ветры несли его над полями и лесами. — Отпустите меня на землю! — попросил Снег . Там, наверно, меня ждут... — Молчи-и-и!... — засвистели Ветры. Запомни тебе нельзя разговаривать! На земле ты должен лежать и молчать, как мертвый!
— Но зачем же мне молчать, как мертвому? — Затем, чтобы дольше прожить! — ответили Ветры — В словах, которые раздаются там, на земле, заключены страшные болезни. Слова могут заразить тебя жалостью и добротой, нежностью и любовью... Опасайся этого, как огня! Кто много чувствует, тот быстро гибнет, а чтоб прожить долго, надо ничего не чувствовать, ни о чем не думать, ничего не говорить, ничего не слушать, совсем не двигаться, словно ты мертвый! — А если я все-таки заговорю? — спросил Снег. — Ты погибнешь! — сказали Ветры. — Стоит тебе заговорить в первый раз — и от тебя не останется и половины. Стоит заговорить во второй раз — от тебя не останется и осьмушки. А когда заговоришь в третий раз — от тебя ничего не останется! И снег запомнил предостережение Ветров. Иногда ему хотелось ответить кому- нибудь, поболтать от скуки, но он вовремя спохватывался и продолжал молчать. За долгую зиму снег привык к травам и деревьям, к зверям и птицам, и хоть не разговаривал с ними, все равно узнал про них много интересного. И чем больше знакомился Снег с лесными жителями, тем сильнее хотелось ему подружиться с ними. Трудно жилось зимой зверям и птицам, — многие голодали, мерзли; в феврале даже деревья не выдерживали — трещали от морозов. И Снег старался укутать получше древесные корни, поплотнее укрыть луга и поля, спрятать под своей шубой птиц и зверей. И когда Снег думал о них, он чувствовал, что теплеет и делается мягче. Однажды пролетел над лесом студеный северный ветер, дотронулся до Снега невидимой рукой и закричал : — Берегись! Ты начинаешь оттаивать!... Ветер угнал с неба растрепанные тучи- выкатилась луна , и ночью подморозило так, что Снег покрылся твердой ледяной корочкой . Утром Снег почувствовал, как что-то живое бьется под е шубой. «Это же Тетерева! - испугался Снег. - Как всегда они забрались в свои спаленки, а теперь не могут вылезти и колотятся об ледяную корку...» И ему стало жалко бедных Тетеревов. Потом он услышал чьи- то жалобные стоны и заметил, как через поляну, хромая, бредут дикие козы. Ледяная корка резала им ноги, и следы позади коз были обрызганы чем-то красным. И когда такая красная капля падала на Снег, то прожигала его почти насквозь, и ему тоже делалось больно. Над лесом показалось Солнце, и тогда Снег закряхтел, захрустел, собираясь
крикнуть. Но от долгого молчания голос у него пропал. Снег сумел только зашептать хрипло: «Солнышко, помоги!...» И тогда Солнце поднялось выше, разогрело ледяную корку, растопило, — побежали с пригорков ручьи. А Снег... Он и опомниться не успел, как наполовину исчез. Только в густом бору, низинах да оврагах осталась лежать дырявая снежная шуба. Стоило Солнцу подняться выше и пригреть землю, как все кругом изменилось. На полях зазеленели хлеба, над черным прошлогодним листом появились первые первоцветы, розовые хохлатки; рядом со снегом распустились первые подснежники. Весь день звенели в лесу Синицы, распевали Чижи. И Снегу стало радостно, что все звери и птицы уже забыли про злую зиму, что расцветают первые цветы, что зеленеют травы, а на деревьях лопаются почки. Снег осмотрелся кругом и невольно сказал: — Какие вы все красивые!.. И как хорошо, что все живы — здоровы! И, сказав это, он почувствовал, что плачет. Плакал он не от горя , а от радости и счаcтья и потому не удерживал слез, — и опять забулькали ручейки. Снег не заметил, что почти весь растаял. Уцелел только маленький горбатый сугробик под низкими лапами Елки, растущей на краю обрыва . Теперь Снег решил, что уж больше-то не скажет ни слова. Кому захочется умирать по своей воле, да еще весной, когда повсюду на земле праздник? А кроме того, Снегу было жаль расставаться со своими друзьями. Он ведь так старался, помогая им зимой, так беспокоился о них! И теперь он хотел увидеть, как птицы совьют гнезда и выкормят птенцов, как деревья оденутся листвой а травы отцветут и принесут семена. Как-то ночью он услышал возле себя шорох. А на другой день Снег заметил, что из земли проклюнулись какие-то слабенькие, тонкие росточки. Это рядом со Снегом выросла маленькая Кисличка — наверно, самая скромная и незаметная травка во всем лесу. У нее было по три листика на каждом стебельке, а сами стебельки были почти незаметны — как паутинки. Кого мог привлечь этот цветок, кого остановить, кому приглянуться? Кисличка словно не думала об этом. Ей, как и всем жителям леса — и громадным деревьям, и кустарникам, и густым пахучим травам — тоже хотелось радоваться весне, цвести, а потом разбросать вокруг себя семена, чтобы на будущий год на свет выглянули новые молоденькие кислички... И Снегу очень понравилась эта маленькая травка — хоть и слабенькая, а упрямая,
хоть и бедная, но все-таки веселая. Снег нетерпеливо ждал, когда у Кислички раскроются другие цветы и вокруг них затолкутся, запляшут суетливые мухи и лакомки жуки. Но ему не пришлось этого увидеть. Однажды Кисличка попросила еле слышным голосом: — Пить... Пить... И Снег увидел, что листочки у нее опущены к земле, стебель гнется, а цветок вот- вот уронит лепестки. Земля под елкой была слишком сухая – сюда не попадали капли дождя, а болтливые ручьи бежали далеко внизу, по дну оврага. И Кисличка стала чахнуть от жажды. Снег хотел было окликнуть ее, ободрить, но тотчас вспомнил, что если заговорит, то умрет. Ему стало страшно, и он похолодел и перестал смотреть на Кисличку. А она по-прежнему еле слышно просила: — Пить... Пить... Снег знал, что никто не придет, чтобы напоить Кисличку. Да ее ПРОСТО не слыхать — наверху шумит ель тяжелыми лапами, плещутся под ветром листья берез, свистят, перекликаясь друг с дружкой, неустанные птичьи голоса... Только он, Снег, может выручить эту крохотную травку, — и то, если пожертвует своей жизнью. А ему страшно было умирать. Он попробовал не слышать голоса Кислички, не думать о ней. «Надо лежать так, словно я мертвый...» — убеждал себя Снег. — Пить... Пить... — просила Кисличка. «Надо лежать, как мертвому...» — твердил Снег, и вдруг ему пришла другая новая мысль: «Но зачем тогда жить на свете, если я буду совсем как мертвый?» И он подумал о своих друзьях в лесу, — вот дикая Коза беспокоится о козлятах, вот серенькая Тетерка бросается под ноги охотнику, отвлекая его от птенцов, вот даже крохотная Кисличка, расцветая в тени под елкой, заботится о семенах. И деревья, и травы, и птицы со зверями — все живут как живые: любя и тревожась, огорчаясь и радуясь... «И я тоже полюбил Кисличку, — думал Снег, — я волнуюсь за нее, тревожусь, и если Кисличка погибнет, то разве нужна мне будет моя долгая бесполезная жизнь? Для чего я один во всем лесу буду жить, как мертвый?» И ему стало легче от этих мыслей , и он больше не боялся за себя. «Нет, — думал он, — я так не хочу. Пусть лучше моя смерть обернется жизнью!»
- Не плачь, Кисличка! — сказал Снег звонко. - Я тебя выручу. Жаль только, что я не увижу твои цветы и твоих де... Снег собирался сказать «твоих деток», но поперхнулся, булькнул и умолк. Много ли надо времени, чтобы растаял небольшой сугробик? На том месте, где лежал Снег, разлилась чистая вода, напоила сухую землю, — и Кисличка скоро подняла листья и опять закивала цветком. Так значит Снег умер? Может быть — да, а может быть — нет. Снег растаял, превратился в воду. Вода напоила травы и деревья, ушла под землю, прошумела ручьями, по речным руслам утекла в моря. А потом летучим туманом она поднялась в воздух, собралась в белые облака и седые тучи. И высоко-высоко вверху, в холодной сверкающей пустоте вновь родился из воды Снег, чтобы в свое время выпасть на землю и укрыть ее от морозов. И опять случится с ним такая же история, и повторится вновь бесчисленное множество раз, потому что всегда будут на земле доброта, красота и любовь, — а раз они есть, никто не ответит, где кончается смерть и начинается жизнь.
Учитель
Какой теме посвящено наше занятие? Сегодня звучали загадки, стихи, рассказы, сказка. Наше занятие мне хотелось бы закончить пословицами и поговорками о зиме. Соберите их: -Пугает, тает, лето, зима, а все равно( Зима лето пугает, а все равно тает) -Съел, глубок, грибок, бы, да снег, зимой.(Зимой съел бы грибок, да снег глубок.) - Не становится, подзимков, без трех, зима.(Зима без трех подзимков не становится.)
Рефлексия.
-Чьи стихи вам больше всего понравились? Захотелось ли еще почитать? А может быть, захотелось самим написать? Попробуйте. Давайте нашими снежинками украсим класс. А затем нарисуем свое настроение, которое сохранилось после нашего занятия.