"Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина"

Автор: Сарычева Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Профессиональное училище № 18"
Населённый пункт: город Жирновск Волгоградская область
Наименование материала: Научно-исследовательская работа
Тема: "Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина» Творчество В.Г. Распутина развивалось в рамках «деревенской» прозы XX века. Его имя стоит в одном ряду с Ф. Абрамовым, С. Залыгиным, В. Беловым, произведения которых выделяются пристальным вниманием к народному характеру В.Г. Распутин является одним из наиболее ярких русских прозаиков современности. Его творческая деятельность разнообразна. Это жизненные, содержательные, яркие повести, душевные психологические рассказы, многочисленные публицистические выступления. Творчество В.Г. Распутина стало значительным явлением в духовной жизни страны. Оно большей частью посвящено проблемам деревни, которую писатель не без основания считал центром нашего «национального космоса», местом решения множества важных и не разрешимых до сегодняшнего времени проблем. Сразу же после выхода в свет его первой повести «Деньги для Марии», он попал в поле зрения серьезной литературной критики и обрел широкий круг читателей. Затем, одна за другой, стали выходить поистине вершинные художественные достижения автора: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар», - которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны. В своих произведениях писатель целенаправленно обращается к проблеме русского национального характера. Эта проблема нашла отражение и в публичных суждениях писателя, и в его художественном творчестве, что периодически отмечалось критикой. Например, В. Курбатов, обращаясь к анализу распутинских характеров, подчеркивает, что «это русский человек в его стоянии, в его прощально открывшемся мужестве и терпении, в его женской, материнской стихии». Основное внимание автора сосредоточено на изображении душевных движений персонажей и нравственных связей, возникающих между ними перед
лицом жизненных испытаний. Его позиции присущ гуманистический дух, толерантность в изображении человека. В своей работе я хочу выявить основные тенденции, пути постижения русского национального характера в творчестве В. Г. Распутина. Национальный характер. Каков он? Что в нем особенного? Как остроумно заметил Г. Гачев, «национальный характер... - очень «хитрая» и трудно уловимая «материя». Ощущаешь, что он есть, но как только пытаешься его определить в слова, - он часто улетучивается, и ловишь себя на том, что говоришь банальности, вещи необязательные, или усматриваешь в нем то, что присуще не только ему, а любому, всем народам. Избежать этой опасности нельзя, можно лишь постоянно помнить о ней и пытаться с ней бороться - но не победить» . В нашей стране, в период трудных исторических испытаний в характере простого человека появились воля, мужество, безграничная любовь к родине, стойкость, самоотверженность, честность, доброта, чувство собственного достоинства. О русском характере складывались легенды. Л.Н. Толстой писал: "Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом и малом, и поднимается в нём великая сила - человеческая красота". Постижение русского национального характера во всей его глубине и многогранности стало одной из ведущих идей отечественной литературы и в 20 веке. С осмыслением этой проблемы связано много произведений известных русских писателей. Крупнейшим среди них, по моему мнению, является В. Г. Распутин. Первые творческие работы Валентина Григорьевича были написаны во время поездок по близкой его сердцу Сибири. Обращение к истории Родины было неизбежным для писателя, уходящего корнями к духовным началам своего народа и принимающего на себя его боль и страдания, ощущающего себя ответственным
за сбережение и преемственное развитие нравственных первооснов. В своих произведениях он раскрывал единство людей с природой, изображал такие характеры, которые завораживали своей силой, первозданностью, естественностью. Автор поднимал высокие нравственные проблемы добра и милосердия, справедливости и чуткости, чистоты и порядочности. Писатель всю свою жизнь наблюдал за процессом, происходящим в сфере национального самосознания. Он приобрел репутацию человека, болеющего всей душой за национальные ценности. Он стремился видеть в русском народе только самые лучшие поступки и деяния. Осмысленное страдание любимой героини Распутина Настены Гуськовой из повести «Живи и помни» - яркий пример самопожертвования, что является стержневым свойством характера русского человека. Во многих произведениях писателя в центр повествования выдвигается образ старой женщины. Это героини рассказов «И десять могил в тайге», этого скорбного плача матери по потерянным детям, «Эх, старуха» - о смерти старой шаманки, «Человек с этого света» - о старой неграмотной охотнице, удивительном, никем не заменимом человеке. В «Последнем сроке» отчетливо прослеживается тема прошлого и настоящего. И старуха, и дети с тоской вспоминают о былом, сожалея, в первую очередь, о дружбе и взаимопонимании. Распутин интересовался не только духовным миром личности, но и будущем этой личности. Его интересовали проблемы жизни человека на Земле, проблемы поколений. На этом мне хотелось бы остановиться подробнее. Повесть «Прощание с Матерой» является своеобразной драмой народной жизни. Это произведение о судьбе сибирской деревни, о крестьянах, о нравственном опустошении людей. Много Матера повидала на своем веку: и голод, и пожар, и войну, и наводнение. Но деревня жила, хотя и отделяла ее от мира полноводная река Ангара. Здесь гуляли свадьбы, рождались дети, старики доживали свой век. Все было хорошо, пока страшное известие не обрушилось на деревню. Строившаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит Матеру. Жителям нужно переезжать. Им, конечно, власти предоставили жилье в новом
поселке, но хотели ли переезжать жители? Молодежь в основном была рада переменам, ведь они не имели за плечами столько лет жизни на этом острове, как у старшего поколения. Главная героиня повести Дарья воплощает в себе народный характер. Она сильнее всех односельчан по твердости духа и характеру. Ее душа обливалась кровью, ведь здесь родина ее предков, а себя она считала хранительницей традиций своего народа. Дарья пришла к выводу, что люди потеряли чувство совестливости. Забыли о святынях, об истории своего народа «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!» Писатель заставляет задуматься, а будет ли счастлив человек, порвавший со своими корнями, не потеряет ли он свою душу? Очень трудно в повести Павлу, старшему сыну Дарьи. Он всей душой жалеет мать, деревню. Но у него семья, ее надо обустраивать на новом месте. А как вывезти мать? Но и препятствовать переселению он не в силах. В итоге деревня исчезла с лица земли. Исчезли традиции, обычаи, которые много поколений формировали характер человека. Что же будет с Павлом, который мечется на лодке между деревней и поселком, между долгом и жизненной суетой. Что будет с людьми, с Россией? Распутин не против перемен, но он ратует за такие преобразование, которые не убили бы человека в человеке. Люди должны любить свою Родину, беречь ее, не дать ей исчезнуть, сохранить ее для потомков. Старая мудрость гласит: не плачьте об умершем - плачьте о потерявшем душу и совесть. Таким образом, для В. Распутина память - многогранное понятие, охватывающее в своем значении систему национальных духовных ценностей. Память как отношение к земле, дому, семье, природе, малой и большой родине - является доминантой народного характера. Всё написанное В. Распутиным в последние десятилетия 20 века и в начале
нынешнего отвечает главной задаче - «помочь человеку верой в Россию и народ». Творчество Валентина Распутина – уникальное явление в мировой литературе. Писатель в своих произведениях творчески использует приёмы и способы постижения человека и мира. Его герои всегда открыты для людского суда. В его творчестве голос автора включает в себя голоса персонажей и голос народа, обладающего особым правом на истину. Почти каждое его новое произведение становится событием, вызывает бурные споры и дискуссии, что-то меняет в общественном сознании. О его творчестве написано немало статей и рецензий. Каждый его герой несет на себе не только отпечатки своей эпохи, но раскрыт как яркая, неповторимая личность со своим характером, привычками, интересной судьбой. Национальный дух пронизывает в его произведениях все: язык, быт, мелодию фразы, как бы показывая, что именно через национальное личность обретает себя - не просто культуру и прошлое, но и силу, чувство безопасности, полноценную духовную жизнь. Мы видим, что в своём содержании концепция русского национального характера в творчестве В. Г. Распутина глубоко традиционна, она вбирает в себя основные черты художественных концепций личности человека, которые стали итогом совокупных исканий русской литературы 19-20 веков, трансформируя их в соответствии с установками творческой индивидуальности писателя. Высокое художественное достоинство произведений, яркая образность языка, стиль мышления, направленный на создание национального образа мира, дополнены свойствами его писательской натуры, которые были названы А.И. Солженицыным: « … сосредоточенное углубление в суть вещей, чуткая совесть и ненавязчивое целомудрие, столь редкое в наши дни». Как и вся отечественная классика, проза Распутина запечатлевает картину воскресения души человека, утверждая, по сути, подвижнический опыт свободы духа в вере, в любви к родной земле и ее людям.