"Формирование готовности педагогического коллектива колледжа к инновационному развитию"

Автор: Солодовникова Виктория Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МАДК им. А.А.Николаева
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование готовности педагогического коллектива колледжа к инновационному развитию"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование готовности педагогического коллектива колледжа к

инновационному развитию
Солодовникова Виктория Дмитриевна, ГБПОУ МАДК им. А.А.Николаева, преподаватель Готовность педагогического коллектива к инновационному развитию обусловлена требованиями современности. Невозможно требовать от учащихся профессиональных образовательных учреждений готовности к постоянному развитию и стремления к инновационной деятельности, если данный тип готовности не сформирован у преподавателей. Радикальные реформы, произошедшие в российском государстве и обществе в конце ХХ начале XXI века, обусловили возникновение сложной социально-политической и социально-экономической ситуации в стране. Действия целого ряда объективных и субъективных факторов способствовали возникновению дестабилизирующих тенденций, сила которых порой преобладает над процессами устойчивого развития экономики и общества. Разрушение в процессе реформ сложившихся систем управления и хозяйствования обернулось деформацией социально-политических отношений в обществе, социально-экономического пространства его жизнедеятельности. Общество столкнулось с социально-экономическими и политическими проблемами, которые привели его к социально- стратификационному расслоению, резкой имущественной дифференциации, чрезмерной поляризации доходов. Не полное достижение поставленных задач при проведении реформ в стране во многом явилось следствием проведения государством непродуманной экономической политики, формируемой без учета единства экономических и социальных процессов в обществе. Возникшие проблемы потребовали от руководства страны необходимости корректировки курса социально-экономических реформ; оптимизации деятельности различных ветвей власти, центра и регионов, партий и общественно-политических
движений. Наряду с этим стал осуществляться и поиск более эффективной модели подготовки трудовых кадров, особенно низшего и среднего звена. Вопрос подготовки кадрового потенциала встал особенно остро в связи с возникновением поступательного роста экономики и нарастанием потребности в специалистах, способных в новых экономических условия создать и поддерживать функционирование инновационных предприятий. Негативные последствия преобразований, проводимых в обществе, напрямую коснулись и образовательных учреждений. Процесс реформирования образовательного процесса сопровождается проявлением ранее накопленных и вновь возникающих социальных и экономических проблем, отрицательно влияющих на его состояние. На уровне преподавательского коллектива происходило столкновение разных образовательных школ – с одной стороны старого, советского образца, с другой нового – возникшего благодаря преобразованиям в стране и опыту, полученному молодыми педагогами-практиками в результате работы в рыночных условиях. Зачастую консервативные методы образовательного процесса не позволяли преподавателям новой формации в полной мере обучать студентов тому, что необходимо специалисту в рыночных условиях. При этом в педагогических коллективах постоянно возникали и возникают конфликты на базе разного понимания процесса преподавания различных дисциплин и их важности для молодого специалиста. От решения возникающих преподавательских проблем, грамотного образовательного процесса в немалой степени зависит подготовка специалистов, которым предстоит проводить экономические преобразования, от которых зависит благополучие коммерческих фирм и государственных предприятий. Для наиболее эффективного решения возникающих проблем важно использовать как уже опробованные методы, так и инновационные технологии, разработанные научными кругами в стране и за рубежом. В этом
плане важен опыт, полученный непосредственно в процессе преподавания социально-экономических дисциплин и внедрение его в практику повседневной деятельности. Современные процессы общественного развития, направленные на формирование развитого, экономически сильного государства, необходимость их адекватного отражения в образовательном процессе, выдвигают задачу анализа и использования передового опыта преподавания, форм и методов подготовки педагогического коллектива к изменениям в преподавательском процессе, перехода на инновационные формы и методы преподнесения материала. В немалой степени процесс перехода к новым методам и формам преподавания зависит от готовности педагогического коллектива к изменениям, его инновационного потенциала. Исходя из этого, актуальность проблемы обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, новизной социально-экономической ситуации в Российской Федерации, противоречиями, возникающими в экономике, связанными с изменением социально-политической обстановки в обществе, необходимостью подготовки специалистов нового типа; во-вторых, потребностью обобщения и систематизации накопленного опыта преподавания социально-экономических дисциплин в профессиональных учебных заведениях, и выработкой предложений по инновационному изменению процесса преподавания, совершенствованием системы подготовки специалистов среднего звена, создание новых инновационных технологий преподавания, отвечающих требованиям времени; в-третьих, необходимостью качественного обновления основных направлений подготовки специалистов в связи с переходом общества на новый уровень социально-политического и социально-экономического развития, изменением социально-статусного положения специалистов среднего звена усложнением механизма социально-экономического управления современным производством;
в-четвёртых, отсутствием глубоких исследований, в том числе в области педагогики, по формированию готовности педагогического коллектива к инновационным изменениям в педагогическом процессе в связи с изменениями, связанными с переходом экономики страны на новые социально-экономические отношения; в-пятых, исследование влияния форм и методов профессионального отбора на формирование педагогического коллектива с высоким уровнем инновационной готовности и выработка рекомендаций по его развитию в связи с происходящими изменениями в обществе, в сфере образования и на рынке труда. Изменение социально-экономических отношений в стране выявила проблемы реализации социальных прав граждан, и это вызвало интерес к анализу роли педагогического процесса в подготовке кадров для работы в новых экономических условиях. Данные проблемы были рассмотрены в работах Долговой В.И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования; Бутримовой Н.В. Формирование мотивационной среды инновационной деятельности педагогических кадров вуза; Конева И.В. Инновационная готовность персонала организации; Макаровой Е.В. Управление персоналом в инновационной организации; Савинковой Т.Н. Рефлексия как средство преодоления профессиональных затруднений педагога инновационного образовательного учреждения; Пикина С.М. Инновационное управление рынком образовательных услуг в системе высшего профессионального образования (На примере регионов Дальнего Востока); Чубаровой Я.В. Организация инновационной деятельности средствами Интернет-технологий; Ивановой Н.Г. Методические основы оценки деятельности инновационных структур; Дьяковой Г.С. Инновационное управление социальной сферой; Кельчевской Н.Р. Формирование инновационной стратегии развития образовательных учреждений в системе "вуз-предприятия"; Пантелькина В.В.
Совершенствование механизма управления инновационной деятельностью в условиях трансформации российской экономики; Мамутовой Л.Д. Проектирование инновационной деятельности педагога как предмет повышения его квалификации; Пискаревой И.Е.. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности; Чаяускаса М.Е. Формирование учебной инновационной деятельности студентов-будущих педагогов; Рудиновой Ю.И. Подготовка молодого учителя к инновационной деятельности в школе; Егоровой А.А. Особенности формирования и функционирования инновационного потенциала в условиях трансформации социально-экономической системы; Гузыря В.В. Национальная инновационная система как основа экономики качества жизни; Скутовой В.В. Инновационный потенциал человека в трудовом измерении , где исследуются проблемы подготовки кадров в новых экономических условиях, влияние изменений на процесс преподавания. Анализ влияния переходного периода конца 80-х начала 90-х годов ХХ века на образование был рассмотрен в работах Гумерова Р. А. Стимулирование мотивации нравственного самосовершенствования учителя в условиях инновационной деятельности; Чинкиной Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности; Кузиной Н.Н. Инновационное методическое обеспечение развития компетентности субъектов образования в учебных заведениях; Новиковой Т.Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании; Тюкаева Д.А. Управление инновационным развитием экономики муниципального образования на основе кластерного подхода; Горбаченко С.М. Инновационные процессы в развитии кадетского образования в 90-е годы XX века - начала XXI века; Кларина М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике и др. Трансформация взглядов о характере образовательного процесса в начале 90-х годов ХХ века и ее роль в общественном развитии рассмотрена в
работах Потемкина А. Д. Инновационная образовательная деятельность как фактор развития профессионального интереса будущих экономистов; Кассиной Р.А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя; Гумеровой Л.З. Инновационная деятельность как фактор саморазвития руководителя образовательного учреждения; Пиличева В.В. Совершенствование инновационной деятельности в высших учебных заведениях; Смирнова В.Н. Система управления многопрофильным инновационным образовательным учреждением; Воейковой О.Б. Инструменты формирования системы управления инновационной деятельностью в высшей школе; Гурбо Н.М. Развитие профессиональной компетентности педагога колледжа на основе внедрения инновационных образовательных технологий; Худолия Н.Г. Организационно-педагогические основы интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования в инновационном образовательном учреждении; Кондратьева И.А. Психологические условия развития позитивного отношения учителя к инновационной деятельности; Миляевой Л.М. Организация педагогического процесса в инновационных образовательных учреждениях; Шатух О.Н. Система управления инновационным учебным заведением как средство развития творческих способностей педагогов; Роденковой Т.Н. Экономический механизм поддержки инновационного развития образовательной деятельности высшего учебного заведения; Татаркиной Л.А. Интегрированные формы организации инновационной деятельности в научно-образовательной сфере: экономические условия и механизм развития; Ховриной А.С. Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования; Галич Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения; Куриленко Л.В. Теория и практика индивидуально-личностного развития субъектов учебно-воспитательного процесса инновационных образовательных учреждений; Довлетмурзаевой М.А. Обеспечение роста
инновационного потенциала вуза на основе его кадрового развития; Передкова В.М. Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе и др. В этих работах дается оценка событиям, происходящим в обществе, делается попытка выработка пути решения проблем образования в современном обществе. В публикациях Саранова А.М. Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем; Баранниковой С.А. Управление процессом включения педагогического коллектива в инновационную деятельность (На примере среднего педагогического учебного заведения); Попенко С.А. Управление инновационной деятельностью в средних профессиональных учебных заведениях; Балакирева А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности; Марсела Х. Инновационная модель профессиональных качеств субъекта образовательной деятельности; Каплана С.Л. Становление и развитие инновационных процессов в российском образовании и др. разрабатывается проблема перехода на инновационные формы преподавания, связанные с экономическими изменениями в обществе и оценка готовности преподавательского коллектива к этим изменениям. Изменения взглядов на роль преподавательского коллектива при формировании кадров нового типа исследована в работах Александровой Е.А. Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений; Яковлевой Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем; Топилиной Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности; Беньковича Д.Л. Системная оценка эффективности инновационной деятельности как условие управления качеством образования в школе; Каляновой Г.А. Организационно-педагогические условия становления и функционирования инновационной школы в Республике Калмыкия; Игропуло И.Ф. Методология разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении; Гришкиной Л.И. Формирование культуры
здоровья педагогов как инновационная деятельность школы и др. Роль педагогического коллектива рассматривается ими в качестве основополагающей, по степени влияния, на социальную и экономическую стабильность в обществе. Современная ситуация, складывающаяся образовательных учреждениях высшего и средне-профессионального уровня исследуется в работах Тихомирова А.А. Управление развитием инновационного потенциала педагогических кадров в школе; Родионовой Т.К. Регулятивно-коррекционная деятельность руководителя школы в управлении инновационными процессами; Губенко Л.П. Развитие гуманистически-инновационного ресурса управления системой образования в субъекте Российской Федерации и др. Проблемы, связанные с изменением образовательного процесса, переходом на инновационные формы преподавания, их влияние на проводимые изменения изложены в трудах Торцовой Л.А. Развитие исследовательского потенциала учителей инновационного учебного заведения; Оноприенко Ю.Г. Разработка моделей и методик для управления инновационными источниками развития на основе методов многокритериального принятия решений; Крицкого М.А. Педагогический мониторинг опытно-экспериментальной работы как фактор развития инновационной школы; Маловой Л.Н. Психолого-педагогические условия эффективного управления инновационным средним профессиональным учебным заведением; Задорожней Е.К. Инновационные формы и методы реализации процесса управления образовательной деятельностью вуза; Малышенко А.В. Моделирование научно-инновационного развития вузов; Матвеева А.В. Повышение эффективности управленческой инновационной деятельности руководителя предприятия; Дауровой М.Ш. Организационно- педагогические условия инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии; Федотова А.М. Модели управления инновационными процессами в образовательной среде; Ченцова А.А. Инновационные стратегии на рынке
образовательных услуг; Алексаниной Н.С. Управление инновационной деятельностью образовательных учреждений в учебном округе и др. В тоже время опыт формирования готовности педагогического коллектива к инновационному развитию в настоящее время разработан слабо. Практически нет исследований по вопросам механизмов проведения такого перехода, данные по этому вопросу разрозненны и не систематизированы. В связи с этим, в период реформирования российского образование, возникновения повышенной потребности в специалистах среднего звена, их готовности к работе в новых социально-экономических условиях, возникает необходимость исследования, обобщения и использования передового опыта в области формирования инновационного потенциала коллектива как в образовательных учреждениях вообще, так и в колледже в частности.