"Переменная"

Автор: Муратова Яна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа № 98"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка урока математики
Тема: "Переменная"
Дата публикации: 24.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 98» Технологическая карта урока математики в 2-м классе
Тема урока: Выражения с переменной

Исполнитель:

Муратова Яна Викторовна,
учитель начальных классов Кемерово 2015

Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет Математика Класс 2 Тип урока Урок «открытия» нового знания (УОНЗ) Тема урока Выражения с переменной Цель урока Научить составлять выражения с переменной, находить значения выражений с переменной Оборудование Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1. Стр. 20-21; карточки для самостоятельной работы
Планируемый результат

Предметные умения
- составлять выражения с переменной; - использовать понятия «переменная», «выражения с переменной», «решение выражения с переменной», «значение переменной» ; - самостоятельно составлять простые выражения с переменной; Личностные УУД: - умение слушать; - самостоятельно определять и высказывать простые, общие для всех людей правила поведения. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке- умение обобщать. Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме;
-
слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Цели
Мотивация к учебной деятельности - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения - организовать актуализацию знаний по изученным темам; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Построение проекта «Выражения с переменной»
-
организовать постановку цели урока;
-
организовать составление совместного плана. Реализация построенного проекта - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-
организовать усвоение учениками работы с выражениями с переменной и проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Рефлексия учебной деятельности на уроке - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Технология изучения

Технология

проведения урока

(этапы)

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые

результаты УУД

I. Мотивация к

учебной

деятельности
(2 мин) 1. Мотивирует к изучению предмета. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию. Какую известную пословицу изобразил художник?. (сл.3)
Без труда не выловишь

рыбку из пруда.
2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Чтобы добиться результата необходимы терпение и труд. Называют пословицу по иллюстрации, объясняют значение прочитанного
К
: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других 1. Организует повторение изученного материала - У каждого из вас на столе лежат бланки для выполнения графического диктанта. (сл.4) Прошу вас быть внимательными и точными. В рабочей тетради найти точку – начала выполнения задания - 8 клеточек вниз и две справа. Далее выполняем чертеж линии по инструкции на доске (сл.4): - 3 клеточки вправо; - 1 клеточка вверх; - 2 влево; - 1 вниз; - 2 вправо; - 3 вниз; - 3 влево; - 1 вверх; - 2 вправо; Выполняют чертеж по клеточкам
Р:
Выполнение графического диктанта помогает повысить внимания на уроке. Поучившийся результат повышает уровень учебной мотивации.
- 1 вверх; - 2 влево; - 3 вверх; Чертеж окончен, что у вас получилось? Пятерка. Выполнение вычислительных действий на карточках с заданиями: Вычисли результат, выполни штриховку клеточки с правильным ответом (сл.5,6,7) Проверь себя Выполняют вычисления, фиксируют результат в виде штриховки. Озвучивают результат.
П
: умение ориентироваться в своей системе знаний.
Р:
принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К
: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.
II. Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном действии
(5 мин) Ребята, у кого из вас есть старшие братья или сестры? (дети понимают руки) (сл.8) Бывает так, что они рассказывают вам о том, что проходили в школе в старших классах? ( Да, бывает) Вот какая история случилась с моими знакомыми сестрой и братом: Катя учится в 6 классе и после урока математики решила подшутить над своим младшим братом Петей (он учится во 2 классе Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
П
: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Р:
принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
как и вы) Она задала Пете задачу. (сл.9)
В вазе лежало 4 яблока.

Несколько яблок взяли.

Сколько яблок осталось?

Петя сначала немного

растерялся, но потом стал

рассуждать.

Как вы думаете, что он мог

ответить Кате?

(ответы детей)
и условиями ее реализации.
К
: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
III. Выявление места

и причины

затруднения
(2 мин) Ребята, а какое число яблок могли взять? Покажите, сложив руки на животе? ( У каждого ребенка свое число). А теперь покажите свое число друг другу. Верны ли ваши предположения? Есть ли возможно прописать все ответы сразу? (Нет) Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
П
: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
К
: умение оформлять свои мысли в устной форме;
IV. Объявление

темы и цели урока
(3 мин) Подводим итог: у всех разные числа 1, 2,3,4 – можно их использовать, это будет верно? (сл.10) В математике есть точное название для этого значения – Катя знала, но не захотела говорить Пете, она предложила 3 варианта и предложила подобрать наиболее подходящий. (сл.11) Переменная - почему вы выбрали именно это название? С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее.
П:
выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета;
Р
: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
V. Реализация

построенного

проекта
(10 мин)
1.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Я думаю, что вы можете назвать тему сегодняшнего урока. Правильно – «
Переменная
». (сл 12) Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя фиксируют новое
П
: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу,
Прошу открыть учебники на стр.20 и прочитать расположенную в рамочке информацию. Что говориться о том, что такое переменная? Закрепим новый материал – - разбейте записи на группы - какие группы у вас получились? - как называются выражения с неизвестным – выражения с переменной - рассмотрим выражение: 5 – а Какое значение может принимать а – перечислите. Выполним задание, которое не связано с выражениями с переменной, а потом проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Р:
умение работать по коллективно составленному плану
VI. Первичное

закрепление с

проговариванием во

внешней речи
(7 мин) Рассмотрите записи на экране (сл.13,14) : Как вы предлагаете выполнит задание? Верно, на числовые выражения и выражения с переменной. Расс мотрим теперь выражение с переменной : 5 – а; Какое число может стоять на месте
а
? Числа от 0 до 5 называют значением переменной Работают в парах Дети отвечают, сравнивают свою работу с эталоном.
Л:
нравственно- этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело;
П:
освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки, практическое ее использование на межпредметной основе; формулирование ответов на вопросы;
К
: умение работать в паре; слушать и понимать речь других;
(сл.15) Что помог нам Петя узнать сегодня на уроке? (сл.16)
VII.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону
(7 мин) Выполним задание, которое не связано с выражениями с переменной, а потом проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. (сл.17,18,19) Решение задачи: Что известно? Что нужно узнать? Что для этого необходимо знать? Мы знаем ширину? Да 3 см, а высоту? Как найти? 1). 3+5 =8 (см) высота 2). 3+3+8+8 = 22 (см) Р Ответ: 22 см. Выполняют задание совместно с учителем, один из детей работает у доски. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму.
Р
: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
К
: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию;
Л
: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
П:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

VIII. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке
(3 мин) - О чем мы сегодня говорили на уроке? (сл.20) - Что нового узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Выполните задание на экране самостоятельно. (сл.21). - Проверьте себя (сл.21) - Оцените свои достижения на уроке. - Кто доволен своей работой, все ли было понятно? Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике.
Р:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Л
: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»