"Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса"

Автор: Боброва Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Бугульминская кадетская школа- интернат имени Г.Гафиатуллина"
Населённый пункт: г.Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: "Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса"
Дата публикации: 24.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
Нормативно-правовая база научно-методической работы представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, определяющих задачи и полномочия методической службы. В соответствии с
Законом Российской Федерации «Об образовании»
(Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», ст. 32) «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении,

утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации №

196 от 19.03.01 г.
определяет самостоятельность образовательного учреждения в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания, а
также устанавливает право работников на участие в управлении образовательным учреждением. В
федеральном законе от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении

федеральной программы развития образования»
подчеркивается развитие научно - исследовательской и научно - технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования. «Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно - исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно - педагогических работников и повышение их квалификации».
Национальная доктрина образования в Российской Федерации,

одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от

04.10.2000 г.
признает за государством обязанность обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения.
Концепция модернизации Российского образования на период до

2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской

Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
ставит задачи повышения социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки и развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Организацию школьной методической службы регулирует
Приказ

Министерства образования Российской Федерации № 90-М от 16.08.94,
определяющий содержательную сферу методической работы в различных областях деятельности: «1. В информационной области: - создание регионального банка данных педагогической информации и информационной педагогической системы. 2. В диагностическо-просветительской области: - диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации; - диагностика информационных потребностей учителя. 3. В области содержания образования: - работа с педагогическими кадрами по изучению временных стандартов образования; - оказание помощи руководителям школ в переводе их учреждений в режим развития; - дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения; - пропаганда новых педагогических технологий и оказание помощи образовательным учреждениям в их освоении. 4. В инновационной и экспериментальной области: - экспертиза инноваций, научное кураторство экспериментальной деятельности; - организация опытно-экспериментальной работы; - организация методической работы с кадрами инновационных учебных заведений. 5. В области повышения квалификации: - переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров и руководителей органов управления образованием; - модульная подготовка педагога;
- повышение квалификации работников методических служб; - оказание помощи учителям, не имеющим специального образования; - организация профессионального консультирования на местах по актуальным проблемам с участием приглашенных представителей областных, республиканских органов управления, ИПК (ИУУ), вузов, НИИ. 6. В области аттестации: - участие в аттестации педагогических и руководящих кадров; - участие в аттестации учащихся; Участие в аттестации образовательных учреждений.» [14.с.42-44]
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3

марта 1995 г. №16-М «О формировании средств на установление доплат

и надбавок работникам учреждений образования»
устанавливает возможность доплат учителям, осуществляющим руководство методическими объединениями. Письмо во многих источниках продолжают указывать как основание для произведения выплат для педагогов за ведение методической работы, в частности, за руководство школьным методическим объединением.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования

РФ от 09.03.2004 № 03-51-48 ин/42-03 «Рекомендации об организации

деятельности муниципальной методической службы в условиях

модернизации образования»
определяет основные направления деятельности муниципальной методической службы: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная. Документ направлен на реализацию современных направлений деятельности методической службы, вводимых в связи с модернизацией образования: в области информатизации образования и в сфере научного обеспечения системы образования. Научно-методическая служба как муниципального, так и школьного уровня осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального
образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами. Особое значение приобретают акты и рекомендации региональных и муниципальных органов управления образованием. В современных условиях происходит постоянная трансформация нормативно-правовой базы. В условиях модернизации системы образования методическая служба образовательного учреждения получает новые функциональные направления деятельности: профильное обучение, работа с одаренными детьми, экспертиза и конкурсная деятельность учреждения и педагогов. В связи с этим, в перечень нормативных документов (локальных актов) конкретного образовательного учреждения, которые используются в работе включаются и документы по данным направлениям деятельности.
К документам школьного уровня могут относится:
 Устав образовательного учреждения;  Программа развития образовательного учреждения;  Положение о педагогическом совете образовательного учреждения;  Положение о Методическом совете школы;  Положение о методическом объединении, творческой группе педагогов (других структурных подразделений методической работы);  Приказ о создании методических объединений, творческих групп и других объединений педагогов;  Приказ о назначении руководителей методических объединений, руководителей творческих групп;  Протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, заседаний методических объединений педагогов;  План и анализ методической работы;
 План работы Методического совета;  Планы работы методических объединений и творческих групп педагогов;  Перспективный план аттестации и повышения квалификации педагогических работников. Перечень локальных актов образовательного учреждения определяется Уставом ОУ и зависит от системы деятельности конкретного учреждения.