Беседа "Поговорим о дружбе"

Автор: Рак Наталья Павловна
Должность: классный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Беседа "Поговорим о дружбе"
Дата публикации: 24.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа – интернат №23»
Беседа.

Тема: «Поговорим о дружбе».
Подготовила и провела Воспитатель Рак Н.П. Белгород 2015 г.

Цель:
выяcнить представления детей о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг; какую роль играют друзья в нашей жизни; научить детей ценить дружбу, заботиться о близких людях; учить детей дружить по- настоящему; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; способствовать сплочению классного коллектива; развивать мышление и речь учащихся.
Задачи:
способствовать улучшению психологического климата в классном коллективе; развивать дружеские отношения.
Оборудование:
презентация, сочинения учащихся, анкеты с тестированием, лепестки ромашки, карточки с ситуациями для обсуждения. Ход беседы.
1. Организационный момент:
- Посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и приготовьтесь говорить и слушать.
2. Звучит песня о дружбе. «Улыбка». (сл. М. Пляцковского, муз. В.

Шаинского)
- Как вы думаете, о чем мы поговорим на нашем занятии сегодня? -Верно, ребята, тема нашей беседы так и звучит: «Поговорим о дружбе». -Попробуйте сформулировать цель нашего разговора. -Вы правы, ребята, мы будем говорить о том, что такое дружба, какой он настоящий друг, и, конечно, будем учиться дружить по-настоящему.
Уч.
Мы часто произносим слова:
Дружить, дружный, друг, дружок, подружились, дружественный, дружба.
-Что общего между этими словами?
Д.
Это родственные слова с корнем: друж, друг. Они несут похожую смысловую нагрузку. -О чём они нам с вами рассказывают?
Д.
Об отношениях между людьми.
-Если мы отношения называем словом: дружба, то какими вы представляете себе эти отношения? -Вы всё верно подметили.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

привязанности, общности интересов.
Так объясняется значение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова. А вот что написала об этих отношениях одна юная поэтесса.
Уч.
«Что такое дружба?» — cпросила я у птицы. Это когда коршун летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: «Что такое дружба?» Это когда зайцу лисицы бояться не нужно. А после спросила я у мальчика: «Дружба, что такое?» Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети. -Можете ли вы продолжить последнюю строчку молодой поэтессы, кто, по- вашему мнению, ещё должен дружить?
Д.
Должны дружить взрослые люди, страны, континенты. Дружба народов независимо от их цвета кожи (белая ли она, жёлтая, чёрная) позволит сохранить мир на нашей планете. Не будет литься кровь, как это сейчас происходит в некогда дружественной нам стране, Украине. -Как вы думаете, говорят ли о дружбе взрослые и дети других стран так, как вот мы с вами сегодня? -Я даже могу вам предложить почитать пословицы о дружбе других стран. Лучше иметь умного врага, чем глупого друга. (Монголия) Человек, не имеющий друзей, проживёт лишь полжизни. (Исландия) Друга ищи не спеша, а найдя - не спеши его менять. (Америка)
Если обидишь друга, то возрадуются враги твои. (Персидская пословица) Друзья наших друзей - наши друзья. (Французская пословица) -Какие из этих пословиц вы слышали раньше? -Думаю, что свои, русские пословицы о дружбе вы знаете, поэтому предлагаю игру «Закончи пословицу». Внимание на слайд.  Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.  Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.  Один за всех …… /и все за одного/.  Человек без друзей …… /что дерево без корней/.  Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/  Недруг поддакивает, а …../друг спорит/ -Какие пословицы о дружбе вы ещё знаете? (Дети называют). Дружба не гриб, в лесу не найдешь! Верный друг лучше сотни слуг. Дальний путь, да ближний друг. Дерево живет корнями, а человек – друзьями. Друг лучше старый, а платье новое. -А что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе?
Д.
Они учат нас дружить.
Уч.
Какие картины возникают перед вашими глазами, когда вы слышите или произносите слово
дружба
?
Д. -
Я сразу вспоминаю своего друга. -А я - подругу, с которой мне интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать.
-А я - учителя, который ежедневно помогает мне заглянуть в тайны знаний. -А я сразу представляю свою маму, которая обязательно приходит на помощь мне в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Уч.–
Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе? – С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
Ученик 1.
Если есть друзья на свете – Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет.
Ученик 2.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать.
Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».
(1,2 куплеты) – Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу? - Анализ рисунков, которые мы видим на доске.
Уч.
Древний ученый Аристотель сказал:
«Дружба – самое необходимое для

жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он

имел все остальные блага».

Уч.
Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. -Настоящий друг, какой он?
Д.
- Настоящий друг всегда тебя поймёт, поможет в трудную минуту. -Ему можно доверить свои секреты, он тебя никогда не предаст. -Он заставит тебя улыбнуться и подбодрит. -Друзья поддерживают и открывают тебе свои сердца.
Уч.
Друзья – это редкое богатство! -Случались ли ошибки у вас при выборе друга?
Один мудрец хочет вас предостеречь от ошибок. Послушайте внимательно, потому что вам нужно будет ответить на вопрос: какие люди не могут быть настоящими друзьями? Один мудрец сказал сыну: «О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом - слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний - один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги. Эта дружба ничего не даст тебе, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью,- испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной разиню и труса- с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия».
Уч.
- Каким должен быть настоящий друг сказал нам мудрец?
Д.
(Настоящий друг должен быть честным, верным, справедливым, откровенным, щедрым, внимательным.) - А вот как сказал об этом
В. Шекспир:
Настоящий друг везде Верен: в дружбе и в беде; Грусть твоя тревожит. Ты не спишь - он спать не может. И во всём, без дальних слов, Он помочь тебе готов.
Исполняется песня "Настоящий друг" (сл. М.Пляцковского, муз.Б.

Савельева)
Поем все вместе.
Уч.
Какие вы друзья, я узнала, проанализировав, выполненное вами тестирование на тему: Хороший ли ты друг?
Выводы:
1.Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное
времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать. 2.Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких, как ты, интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя! Анкет, относящихся ко второму выводу, было большинство.
Ученик 4.
Дружба – главное чудо всегда. Сто открытий – для всех настоящие. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие.
Уч.
Вы помните, что написали сочинение о своём друге. Я сейчас предлагаю поиграть. На экране появится цитата из вашего сочинения. Узнав свой текст, вы должны встать. Потом появится фотография ваша и вашего друга. Будем хлопать тому, кто не ошибся.
Уч.
– Как вы думаете, что постоянно должны показывать своим друзьям? Да, что они вам очень дороги. - А друзья могут ошибаться? Поможет ответить на этот вопрос притча о дружбе: Как-то два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Уч.
– О чем эта притча, чему она учит нас? – Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг, но правильнее – это не обижать друзей. Народная мудрость гласит: Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Уч.
- Давайте с вами отдохнём. Физминутка (дети выполняют в парах). Ты дрозд и я дрозд (показывают) У тебя нос и у меня нос. У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие, У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие. Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
Уч.
А теперь поработаем в группах. У вас на столах лежат листочки, где описаны ситуации, с которыми вы наверняка встречались в жизни. Давайте попробуем проанализировать и благополучно разрешить их. (Ученики работают в группах, звучит музыка.) 1-я ситуация: «Мой друг выдал тайну». У вас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близкому другу. А он взял и поделился с одноклассником. Что это: предательство, желание утвердиться за чужой счет или простительные болтливость и безответственность, к которым надо отнестись снисходительно? Вы сурово осуждаете друга за это? Или готовы простить ему оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили (не поступали)?

Учитель.
Конечно, надо хранить доверенную тебе тайну и уметь отвечать за свои слова, ведь очень легко ранить другого человека, открывшего тебе душу. 2-я ситуация: «Друг просит помощи». Вечером, во время интересной передачи по телевизору, мне позвонил Олег и попросил срочно помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть, а тут Олег со своей математикой! И вот я весь вечер просидел за книгой. Но зато как же Олег был мне признателен за это. Теперь я уверен, что если мы поменяемся местами, т. е. не ему, а мне нужна будет помощь, то он, не задумываясь, поможет мне. А как бы вы поступили на моем месте?
Уч.
- Но бывает и так… Знакомьтесь: Даша и Маша. К доске выходят две ученицы. Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша. Маша: Гулять пойдешь? Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать! Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать! Даша: О! Ес! Ты настоящая подруга!
Уч.
- Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши? (ответы детей) - Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том как помочь товарищу.
Учитель.
Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается важным то, какое решение вы приняли в том или ином случае. Обязательно думайте о том, чтобы это решение не разрушило вашей дружбы. И, может быть, вам когда-нибудь помогут не разрушить дружбу эти слова: «Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки». Лабрюйер
Уч.
- Как научиться дружить? Вы ведь сейчас начинаете только это делать.
Д.
Надо знать и выполнять законы дружбы.

Уч.
- Какие законы предложили бы вы?
1.Помогай другу в беде.

2.Умей с другом разделить радость.

3.Не смейся над недостатками друга.

4.Останови друга, если он делает что-то плохое.

5Умей принять помощь, совет .

6.Не обманывай и не предавай друга.

7.Относись к другу, как к себе.

8.Умей признавать свои ошибки.

Уч.
Каждый из нас неповторим, и в то же время мы являемся одним целым. Наш классный коллектив похож по своему строению на цветок – ромашку. Мы сложим её сами из отдельных лепестков, а потом на ней погадаем. Но прежде каждый из вас напишет на своём лепестке закон, исполнение которого сделает дружбу крепкой на долгие годы.
Уч.-
А теперь каждый читает свой закон, и выкладывая ромашку, кладёт руку на середину цветка. (получается пирамида из рук, последним руку кладёт учитель). – Могут ли руки помочь подружиться? -Что вы сейчас чувствуете от рук друг друга?
Уч. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти

законы, то станете настоящими друзьями.
А эту ромашку мы повесим в классе, чтобы законы дружбы всегда были у нас перед глазами. Существует много законов дружбы. Я вам предлагаю прочитать ещё некоторые из них.
Основные законы дружбы. (
Читают ученики по очереди.) 1. Один за всех и все за одного. 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. 3. Радуйтесь вместе с друзьями.

Уч.
Народная мудрость гласит: Друзья познаются в беде, настоящие друзья – в радости. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”. Друг познается в удаче, Так же порой, как в беде. Если он душу не прячет, Чувства не держит в узде. Друг познается в удаче, Если удача твоя Друга не радует, значит, Друг твой лукав, как змея. Или же горькая зависть Разум затмила его. И, на успех твой позарясь, Он не простит ничего. Он не простит, но иначе Скажет об этом тебе. Друг познается в удаче Больше порой, чем в беде. 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. 5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний. 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Стихотворение Расула Гамзатова "Берегите друзей"
. Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши Гнев на друга, может быть, мгновенный Изливать повсюду не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай. Люди, я прошу вас, ради Бога, Не стесняйся доброты своей. На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей. -Какие мысли появились у вас, ребята?
Д.
Быть другом – это сложный и кропотливый труд.
Д.
И это работа, прежде всего, над собой.
Уч
. Вы так хорошо сказали, что мне и добавить нечего. Остаётся только пожелать: всегда старайтесь помогать друг другу, помните данное вами слово, будьте добрыми и верными друзьями.
Уч.
- А сейчас, ребята, давайте возьмёмся за руки, встанем в круг и прочитаем стихотворение на слайде. За руки возьмёмся, Встанем в круг Каждый человек Человеку – друг! За руки возьмёмся Пусть пойдет По земле огромный хоровод!
Звучит песня «Если с другом вышел в путь».