"История развития образования и педагогической науки в России"

Автор: Васильева Римма Дамировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №6"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "История развития образования и педагогической науки в России"
Дата публикации: 24.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


История развития образования

и педагогической науки в России

Васильева Римма Дамировна
учитель английского языка, МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 6» г. Старый Оскол Белгородская область E-mail:
Аннотация:
В статье рассматриваются основные вехи исторического развития образовательной системы в России, проанализирован многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений; сделан вывод о необходимости построения с учетом исторического опыта, с использованием прогрессивных систем, методов и приемов обучения надлежащей системы образования, нацеленной на развитие человека.
Ключевые слова
: история образовательной системы, русская национальная школа, народное образование, советская школа, постсоветская школа, великие русские педагоги, реформирование образования, положительный опыт и традиции.
The history of development of education

and pedagogical science in Russia

Vasilyeva Rimma D.
English teacher, MBEI “Main comprehensive school No. 6” Stary Oskol Belgorodskaya oblast’ E-mail:
Abstract:
The article dwells to the main periods of the historical development of the educational system in Russia. The article analyses a century-old experience of training and education of younger generations. Taking into account the historical experience and using progressive systems and methods of training the conclusion of necessity to build the appropriate education system aimed at development of the person is made .
Key words:
the history of the educational system, Russian national school, national education, Soviet school, Post-soviet school, great Russian teachers, education reforms, positive experience and traditions. История образовательной системы России – одна из важнейших составляющих отечественной истории. Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, является выражением своей эпохи, её культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти. Возникает потребность в осмыслении и обобщении прошлого опыта, т.к.
и в дореволюционной, и в советской школах ставились и решались, хотя бы частично, подобные проблемы: развитие познавательных способностей детей; «реальный метод»; зависимость между содержанием курсов и средствами обучения, приемами деятельности учителя и работой учащихся; проблемы дифференцированного, развивающего, интегрированного обучения, альтернативность школ и программ обучения и т.п. Одновременно с анализом прошлого опыта требуется новое социальное содержание и новые технологии преподавания, т.к. происходят серьезные и глубокие изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. При стремительном распространении различных информационных систем, в т.ч. Internet, он может черпать любую информацию из самых разнообразных источников. Семья и сам школьник всё настойчивее требуют внести изменения в содержание общего образования, в том числе и исторического, с тем, чтобы помочь выпускнику приобрести ключевые компетентности и социальный опыт для более быстрой адаптации к новым общественным отношениям, получить профессию, найти достойную работу, грамотно отстаивать свои гражданские права и т.п. Без внимания подобные тенденции оставлять нельзя. Изучение предшествующего исторического образования с его объективной оценкой, глубокое и всестороннее исследование его и анализ помогают извлекать положительные уроки, совершенствовать систему, выбирать правильный вектор развития. Как правило, история образования в России включает в себя несколько этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII-IX вв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. В развитие древнерусской культуры и просвещения существенную роль сыграло введение усовершенствованной азбуки (кириллицы). Согласно отдельным летописным свидетельствам о школах в Киевской Руси, там в X-XIII вв. они открывались при церковных приходах, монастырях и дворцах князей. В «Повести временных лет» (988 г.) отмечается, что с целью распространения письменной культуры уже князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. По существу это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения в столице Древнерусского государства Киеве. Берестяные грамоты XI-XV вв. свидетельствуют, что грамотность в древней Руси получила достаточно широкое распространение не только среди феодальной знати и духовенства, но и среди горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев. В определенной мере этому способствовали «Мастера грамоты» - дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей по «совместительству» с основным ремеслом. Они своей деятельностью в известной степени удовлетворяли растущие потребности в подготовке грамотных людей из народных масс. Нужно подчеркнуть, что учебные программы духовных и
светских учебных заведений имели много общего (так, например, в основную общеобразовательную программу светских гимназий входил Закон Божий). Что касается сферы общего (или народного) образования, то первые попытки ее нормативной регламентации предпринял Император Александр I. В период его царствования был издан Устав для светских учебных заведений, а также особый Государев Указ, призывающий духовенство принять участие в деле народного просвещения. В тот период были также проведены реформы духовного образования, повлекшие централизацию и упорядочение системы образования в целом. В воскресных школах, открываемых по инициативе правительства, городских и сельских обществ, духовенства, частных лиц, рабочих и ремесленников обучали закону Божию, письму, чтению книг гражданской и церковной печати, арифметике, а там, где была возможность - и церковному пению. Система образования в допетровской Руси не только позволяла русским людям достигать глубоких богословских познаний, но и приобретать достаточные знания в области так называемой внешней мудрости. Эпоха от начала XVIII в. и фактически до конца XIX в. по праву может быть названа эпохой реформации образования в России. Она открылась просветительными реформами Петра I (введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ – математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ – первых государственных общеобразовательных школ, создание Морской академии в 1715 г. на базе морских классов школы математических и навигационных наук). Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, управленческой деятельности. Большой вклад в развитии педагогической науки того времени внесли С. Полоцкий, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский и др. Симеон Полоцкий (1629-1680) выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал особое значение воспитанию, при этом важным фактором воспитательного процесса считал пример родителей, педагогов, ближайшего окружения. Он разработал проект Славяно-rpeко-латинской академии, которая расширила высшее образование в России (открыта в 1687 г.), был воспитателем царских детей, в том числе Петра I. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) внес существенный вклад в развитие педагогической мысли, разработав учебники по риторике и русской грамматике. Николай Иванович Новиков (1744-1818) впервые в России объявил педагогику наукой. Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просве тительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Н.И. Новиков считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. Оригинальные педагогические идеи выдвигал Лев Николаевич Тол стой,
который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самосто ятельности детей, стремился к воплощению теории «сво бодного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука». Цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог бу дет не только учителем, но и психологом. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личнос ти, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.) Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка. Новой педагогической идеей Ушинского была поста новка перед учителем задачи научить учеников учить ся. Он считал, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность са - мостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. К. Д. Ушинский утвердил принцип воспитывающего обуче ния, который представляет собой единство обучения и воспитания и считал, что обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий: если, во-первых, оно будет связано с жизнью; во- вторых, будет построено в соответ ствии с природой ребенка и, наконец, в- третьих, если преподавание ведется на родном языке учащихся. Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается ос новоположником научной педагогики в России. Итак, на мой взгляд, в дореволюционной системе российского образования можно выделить три основных направления: духовное направление, реализуемое в духовных училищах, семинариях и академиях; церковно-приходское направление, присущее воскресным, церковно- приходским школам, а также школам грамоты; светское направление, характерное для частных гимназий, лицеев, вузов, пансионов и т. п. Революция 1917 г. поставила задачи ликвидации безграмотности населения (раньше задача так не формулировалась, поэтому не было и механизма ее реализации), общедоступности образования, его унификации (идея единой школы), контроля со стороны государства (идея государственного образования). Разработка содержания, структуры, методов и форм образования
(А.В.Луначарский, Н.К.Крупская и др.) соединялась (нередко в противоречивых отношениях) с новой концепцией воспитания, основанного на коллективизме (Макаренко А.С., 1983-1986), с деятельностной психологической концепцией (Выготский Л.С., 1982-1984). Компромисс был достигнут в концепции воспитывающего обучения (воспитание - функция образования), которая была положена в основу реформ образования в СССР во второй половине ХХ в., придав им определенную специфику, определив как их достижения, так и просчеты. В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России: •разносторонний состав учебных предметов, включа ющий гуманитарные, физико-математические и естественные науки; • большое количество учебных часов на язык и лите ратуру, математику и естественные науки; • значительное количество часов на физическое воспитание. В дальнейшем учебные планы советской школы мно гократно перерабатывались, однако эти характерные чер ты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьны ми предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. Шко ла имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность. В 1930 году было объявлено о всеобщем обязатель ном начальном обучении и были четко определены требования к общеобразова - тельной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным ус воением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком оп ределении продолжительности и структуры учебного года. Основная педагогичес кая идея того времени — идея трудовой школы, основанная на принципах политехничности и индустриализации. Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики. Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Великий отечественный педагог Антон Семенович Макаренко (1888—1939) смог разработать систе му воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного кол лектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строе ния и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, созда ния воспитывающих традиций. Опыт творческого разви тия личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической
науки. Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют значение до сих пор. Другой крупнейший педагог нашего столетия Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) про должил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным уче ником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Сухомлинский вводит новые понятия — «коллек тивная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, об мен духовными приобретениями, знаниями повышает «ин теллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Также важное место в его деятельнос ти занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко по казал, что успех работы воспитателя, направленной на гар моничное развитие детей, возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка. Приоритетом школьной политики в 1945–1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Осуществление начального и семилетнего обучения сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных зданий, школьных письменных принадлежностей, учебников. Постепенно положение улучшалось. Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусматривал "Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958). Реформа происходила путем трансформации 7- летних школ в 8-летние. Переход на восьмилетний всеобуч потребовал рационализации школьной системы, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества. Итогом реформы стало обеспечение социальной мобильности для представителей разных социальных слоев (решающим был переход на 8-летнее обязательное обучение), развитие материальной базы средних школ, оснащение их мастерскими и кабинетами и т.д., значительное увеличение количества обучающихся в общеобразовательных школах, школах рабочей и сельской молодежи, среднеспециальных учебных заведениях, вузах, в целом - повышение общеобразовательного уровня в стране. Ключевым в реформе 1965 г. стал переход к всеобщему среднему образованию, объявленный приоритетом советской образовательной политики. Преобразования конца 1960-х – начала 80-х гг., носящие явно выраженный стабилизационно-модернизаторский характер, были завершены реформой 1984 г. («Основные направления реформы общеобразовательной и
профессиональной школы»). Начавшаяся в 1985 г. «перестройка» привела к появлению «Основных направлений перестройки высшего и среднего специального образования в стране». Перестройка высшей школы понималась как ее децентрализация и демократизация. Эта линия должна была стать ведущей в «Государственной программе развития высшего образования», разработка и осуществление которой (с 1989 г.) были прерваны распадом СССР. Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа, устанавливалось обучение детей с шестилетнего возраста, серьезно пересматривались программы в плане повышения их научного уровня. Инновационным моментом реформы выступало введение обучения компьютерной грамотности. Положительным моментом реформ образования советского периода является то, что был заложен фундамент институтской системы образования. Намечалось также вновь вернуться к уже неоднократно дискредитированной в 20-е и 50-е гг. установке на получение профессии в условиях общеобразовательной школы. Педагоги-новаторы объединяют теоретический поиск с лабораторно- экспериментальной работой: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова (начальная школа), В.Ф. Шаталов (естественный цикл предметов), Е.Н. Ильин (литература), И.М. Волков (развитие творческих возможностей учащихся, как средство нравственного воспитания). Педагогика сотрудничества, которую развивают педаго ги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Образование начинается еще в дошкольных учреждениях, в которых ведется подготовка детей к поступлению в школу, лицей или гимназию. Объем информации расширяется с каждым годом, что увеличивает нагрузку на детей в учебных заведениях. Поэтому необходимо дать фундаментальные знания на раннем этапе развития ребенка. В возрасте семи лет ребенок поступает в общеобразовательную школу, лицей или гимназию. Первые четыре года обучения дают начальное среднее образование. Последующие пять классов дают неполное среднее образование, по окончании которых выдается аттестат. После девяти классов существует возможность поступить в профессионально-техническое учебное заведение и получить профессию. Еще два класса в общеобразовательной школе, лицее или гимназии дают полное среднее образование и соответствующий аттестат. После окончания одиннадцати классов человек имеет возможность поступить в высшее учебное
заведение, техникум или колледж. Диплом об окончании профессионально- технического учебного заведения тоже дает такую возможность. В ближайшее время планируется ввести обязательное одиннадцатилетнее образование для всех. В России введена новая многоуровневая система высшего образования: первая ступень - неполное высшее со сроком обучения 2 года; вторая ступень - базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года; третья ступень - «дипломированный специалист» со сроком обучения 5 лет и «магистр» со сроком подготовки 6 лет. Наиважнейшая цель сегодня – сохранение инновационной части образования, обеспечивающей развитие самого образования и экономики в целом. В федеральной программе развития образования нужно иметь средства на конкурсную поддержку инноваций в школах, ПТУ, техникумах, университетах. Поддержка инноваций имеет и другую положительную строну. Это правильный отбор и воспитание элит. Элита – профессиональная, творческая, бизнес-элита – это те, кто предлагает инновации и первыми осваивает «чужие» инновации. В структурном плане это дополнительное образование школьников: кружки, дворцы молодежи, факультативы в школах. Помимо этого – общенациональная система поиска талантливых ребят через олимпиады и конкурсы. Решение проблем, сложившихся в сфере управления образованием, подразумевает собой внесение изменений, проведение реформ в данной сфере. Еще одна цель реформирования образования – обеспечение соответствия профессионального образования перспективным потребностям рынка труда. Итак, историю реформ образования в России следует рассматривать с двух сторон: во-первых, как исторический опыт, позволяющий извлекать определенные уроки на пути совершенствования управления делом образования, образовательных учреждений, обучения и воспитания в школе; во-вторых, как опыт, позволяющий строить некоторые прогнозы относительно будущего образования. Лишь глубокий анализ не только самих реформ образования, но и исторических, и социально-экономических условий, в которых они осуществлялись и проводятся сейчас, может предостеречь от серьезных ошибок и обеспечить подъем современного образования как социокультурного института и развития общества. В мире не существует идеальных систем образования: каждая такая система основывается на культурно-исторических традициях своих государств и зависит от социально-экономических и политических реалий в стране. В российском обществе, в российской системе образования есть огромные научный, культурный и духовный потенциал и возможности, способные обеспечить наше дальнейшее поступательное развитие. Поэтому при всей необходимости принятия и реализации решений накопившихся проблем надо опираться, прежде всего, на положительный опыт и традиции, заложенные в нашем обществе и в нашем образовании.
Это длительный процесс, требующий постоянного и постепенного усовершенствования, сообразного с потребностями и вызовами общества. В заключение мне бы хотелось сказать о том, что, несмотря на глубокие перемены и преобразования, изменившие социально-экономические, политические условия и духовно-культурное бытие народа отечественная система образования сохранила свой потенциал. Негативные тенденции затронули систему образование менее всего, так как здесь была сохранена и приумножена интеллектуальная мощь, все самое лучшее, что смогла накопить отечественная система образования. Российское образовательное пространство остается единым, обеспечивая не только общеобразовательную и профессиональную подготовку детей и молодежи, но и в значительной степени – социально-культурную и духовно-нравственную целостность общества и преемственность его поколений.
Литература
1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012. 2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: учеб. пособие для студентов педагогических институтов. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с. 3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие для вузов/Д.И. Латышина. — М.: Гардарики, 2002. — 603 с. 4. История педагогики и образования:учеб. пособие для педагогических учебных заведений:под ред. А.И.Пискунова. - М.:Творческий центр, 2001. – 512с. 5. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. – М., 1983 – 1985. 6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев: Издательство «Радянська школа», 1973. 7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с. 8. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. – Новосибирск: Детская литература, 1999. 9. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996. 10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. 11. Мельник Д.В. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития // Социальные проблемы. Образование. Научно-практический журнал. № 3. 2008. С. 16-32. 12. Школа и рынок : Метод. разраб. деловой фин.-экон. игры / А. С. Прутченков. - М.: 2007. 13. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект: под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. 14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" ( утвержд. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г.у трат. силу с 10 апреля 2014 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 N 245)
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 г. N 245 г. Москва « О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».(приложение к постановлению Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245)