Организация учебного процесса по "Основам военной службы"

Автор: Борзов Николай Иванович
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: ГБПОУ "Образовательный центр с.Камышла"
Населённый пункт: село Камышла, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация учебного процесса по "Основам военной службы"
Дата публикации: 25.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ПО «ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Н.И. Борзов ГБПОУ «Образовательный центр с. Камышла», село Камышла, Камышлинский район, Самарская область Учебный процесс по основам военной службы планиру ется и организуется преподавателем по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с планом «Образовательного центра» и на основе ФГОСов по профессиям. Общие требования к планированию учебно-воспитательного процесса по основам военной службы такие же, как и ко всем предметам общеобразовательного цикла. Вместе с тем плани рование име ет свои особенности. Объясняется это прежде всего тем, что основы военной службы включают в себя три и раздела и военно-полевые сборы. В свою очередь каждый раздел имеет несколько относительно само стоятельных тем, каждая из которых тре бует тщательно продуманного планирования системы учебных за - нятий в их единстве логической и методической последовательности. Планирование учебного процесса обеспечивает полное и качественное выполнение программы, комплексное изучение всех ее разделов, а также соответствующих тем в тесной связи с дру гими общеобразовательными предметами, такими, как история, об ществознание, физика, математика, химия, биология, физическая подготовка. Особо тщательно спланированы полевые занятия с юношами второго курса совместно с учащимися 10-х классов школ района и проведение стрельб боевыми патронами из автомата. Отдел образования совместно с военным комиссариатом устанавливают время, место и порядок проведе ния полевых занятий, а также время посещения воинских частей (военно-учебных заведений) с целью ознакомления учащихся с размещением и жизнью личного состава, с вооружением и техникой. Получив
эти данные в начале учебного года, отражаю их в своем плане учебно- воспитательной работы по предмету, а администрация центра - в плане работы центра. При составлении тематического плана конкретно продумываю и отражаю учебную и воспитательную цель каждого занятия, логическую и методическую последовательность уроков и их тип, связь между всеми занятиями темы, их материальное обеспечение (презентации, применение необходимых пособий, технических средств обучения и других дидактических материалов), предусматриваю виды учебной деятельности учащихся на уроке и учет их знаний(практические задания, контрольные работы, тесты). Тщательно продуманный тематический план позволяет рассмат ривать систему занятий по каждой теме программы как единое целое, а не в виде разрозненных уроков. В процессе работы тема тический план может уточняться и дополняться. На основе тематического плана перед предстоящим занятием составляю план-конспект этого занятия. В плане-конспекте указываю тему урока, время и место его проведения, учебные и воспитательные цели, учебные во просы, время на их отработку, содержание каждого учеб ного вопроса с учетом межпредметных связей, а также вопросы для закрепления изучаемого материала, задание учащимся для самоподготовки. Немаловажное значение имеет своевременное и правильное от ражение внеурочной работы по основам военной службы и военно-патриотическому воспитанию учащихся непосредственно в плане работы преподавателя ОБЖ. В годовом плане учебно-воспитательной работы центра имеется специальный раздел «Военно-патриотическое воспитание». Этот раздел плана, как пра вило, разрабатываю совместно с заместителем директора по учебно-воспитатель ной работе и руководителем физического воспитания и представляю директору. В нем предусмотрены работа военно-патриотического кружка, участие в военно- спортивных соревнованиях и конкурсах, проведение смотра строевой выправки
и песни, военно-патриотическая работа, проведение уроков мужества и другие военно-патриотические и оборонно-массовые мероприятия. Обучение по основам военной службы, как и по любому другому предмету, представляет собой двусторонний процесс, состоящий из единства процесса преподавания (деятельность преподавателя) и процесса учения (деятельность учащихся). В процессе обучения организую по знавательную(работа с различными источниками информации, в том числе Интернет) и практическую деятельность учащихся. Деятель ность учащихся в процессе учения состоит в овладении знаниями, умениями и навыками. Процесс обучения рассматривается в единстве с процессом воспитания. Овладение знаниями начинается с восприятия, но не огра ничивается им. Воспринятый учащимися материал перерабатыва ется в их сознании, осмысливается ими, и только осмысленные зна ния могут быть использованы в практической деятельности. Необходимой ступенью процесса познания является практика как источник и критерий истины. Связь основ военной службы с жизнью и боевой учебой Вооруженных сил - основной путь сознательного усвоения начальных военных знаний учащихся, их военно-патриотического воспитания. Первым и ведущим элементом содержания процесса обучения являются знания. Усвоение знаний - это изучение предметов и явлений, понятий, закономерностей. Важно, чтобы обучаемые усво или не отдельные факты, а овладели определенной системой зна ний. Например, нельзя считать удовлетворительным, если учащиеся знают части автомата Калашникова, но слабо представ ляют их взаимодействие при использовании автомата как боевого оружия. Знания учащихся должны быть не формальными, механи чески заученными, а основательно осмысленными и действенными, должны стать достоянием учащегося как защитника Родины. Составной частью учебного процесса является формирование умений и навыков, которые отрабатываются в основном во время проведения военно-
полевых сборов. Умения представляют собой комплекс действий, выполняемых учащимися на основе приобретенных знаний в соответствии с поставленной задачей и условиями. Эти действия уча щиеся должны уметь производить не только в данной ситуации, но и при изменении первоначальных условий. В число вырабатываемых умений входят определение азимута по карте, решение задач по огневой подготовке и др. Навыки вырабатываются путем многократных повторений од них и тех же действий. Среди формируемых навыков можно на звать, например, навыки разборки и сборки автомата Калашнико ва, надевания противогаза, выполнение строевых приёмов и т. д. Между умениями и навыками существует тесная связь. В неко торых случаях умения образуются на основе уже имеющихся навыков. Процесс обучения осуществляется в определенной последова тельности, по этапам познавательной деятельности или звеньям учебного процесса. Такими этапами или звеньями являются постановка перед уча щимися познавательных задач, создание стимулов, интереса к уче нию, восприятие учащимися нового материала, осмысливание вос принятого, образование обобщений, формирование научных поня тий, усвоение законов, закрепление и совершенствование приобре тенных учащимися знаний, формирование умений и навыков, при менение знаний, умений и навыков, проверка усвоения учащимися знаний, умений, навыков, анализ результатов обучения. Данная схема этапов процесса обучения является условной, все этапы находятся во взаимосвязи и не исключают других возмож ных звеньев обучения. Важно учиты вать в учебном процессе необходимость соблюдения основных этапов (звеньев) обучения в их логической и методической последовательности.