"Модель методической службы дошкольного образовательного учреждения"

Автор: Красеха Марина Николаевна
Должность: методист дошкольного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДЮТ"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Модель методической службы дошкольного образовательного учреждения"
Дата публикации: 26.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Модель методической службы дошкольного образовательного

учреждения»


Методист МБОУ ДО «ЦДЮТ» Красеха М.Н. 2015 Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов дошкольных образовательных учреждений, расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности.
Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации воспитателей и развития их творческой активности. Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается. Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей методическая служба призвана обеспечить:  достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;  построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;  адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;  светскость образования.
Цели методической службы
:  обеспечение качества образовательного процесса ДОУ;  создание совокупности условий для эффективного развития дошкольного учреждения.
Задачи методической службы:
 управление образовательным процессом ДОУ;  обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;  создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;  проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
Функции методической службы ДОУ

Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба детского сада выполняет определенные функции. Так, в
информационно-

аналитическую
функцию входят:  анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;  вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;  оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;  установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом, в работе воспитателей и учителей начальной школы;  анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;  анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;  поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;  изучение передового педагогического опыта.  создание условий для открытости содержания работы образовательного учреждения для социума (через Интернет, местную периодическую печать и др.). Важнейшими функциями методической службы являются
прогнозирование

и планировани
е
Прогностическая
функция предусматривает:  прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;  определение вариантов моделей выпускника;  формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;  моделирование новых форм существования ДОУ;  проектирование процессов развития дошкольного учреждения;  проектирование последствий запланированных инновационных процессов. План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Планирование
эффективно при соблюдении главных условий:  знание уровня, на котором находится работа ДОУ;  четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;  выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач. Планирование и прогнозирование можно определить, как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.
Выделяются два основных направления работы методической службы
:
 деятельность по управлению педагогическим процессом;  методическое обеспечение педагогического процесса. Первое направление связано с реализацией основных функций управления:  Организация системы сбора, обработки, анализа, доведения до сведения педагогов информации (внешней и внутренней), необходимой для организации педагогического процесса; формирование банка данных о развитии профессиональных компетенций педагогов, передовом педагогическом опыте, новых педагогических технологиях, ходе реализации образовательной программы и т.д.;  Участие в определении перспективных и текущих целей, задач, на диагностической основе уточнение направлений методической работы, использование дифференцированного подхода в работе с педагогами, обеспечение условий для ознакомления с передовым педагогическим опытом, проявления инициативы и творчества;  Прогнозирование развития педагогического процесса, предметно- развивающей среды, педагогического коллектива, помощь в выстраивании индивидуальной образовательной траектории педагогов;  Участие в разработке программы развития ДОУ, создании образовательной программы, годового плана, перспективного и текущего плана повышения квалификации педагогов;  Обеспечение условий для выполнения образовательной программы, годового плана, программы развития ДОУ;  Участие в расстановке педагогических кадров, в разработке должностных инструкций;  Организация форм методической работы, взаимодействия всех участников педагогического процесса, временных творческих коллективов. Сопровождение аттестации педагогов. Подготовка вопросов для обсуждения на педагогическом совете, создание условий для выполнения его решений. Установление связей и сотрудничества с муниципальной методической службой, другими социальными институтами;  Организация педагогической диагностики участников образовательного процесса, педагогический мониторинг, контроль реализации образовательной программы, экспертная оценка качества воспитательно-образовательной работы, состояния предметно- развивающей среды;  Обеспечение оперативной помощи педагогам, инструктирование, консультирование;  Создание условий для открытости содержания работы образовательного учреждения для социума (через Интернет, кабельное телевидение, местную периодическую печать и др.). Второе направление предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса на качественном уровне, выполнения образовательной программы дошкольного
образования совместными усилиями всех участников педагогического процесса:  Повышение квалификации педагогов;  Работа методического кабинета;  Работа с педагогическим опытом;  Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников;  Преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы;  Направление педагогов на повышение квалификации в различных формах;  Создание условий и контроль успеваемости педагогов, обучающихся на курсах, семинарах, в колледжах, вузах;  Организация и контроль самообразования воспитателей;  Организация работы с молодыми специалистами, воспитателями, не имеющими профильного образования;  Изучение знаний воспитателями содержания образовательной программы, владение технологиями ее реализации.  Изучение представлений педагогов о состоянии и перспективных направлениях развития системы дошкольного образования, новинках методической литературы и др.;  Установление связи с методическими службами на муниципальном, региональном уровнях;  Организация сотрудничества с другими социальными институтами.
Структура методической службы ДОУ
Структура методической службы детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.
Методический совет
– профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу. Постоянная
творческая группа педагогов
– добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.
Временные исследовательские, проектные микрогруппы
– добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).
Структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются
аттестационная комиссия ДОУ и психолого-

медико-педагогическая комиссия.

Уровни методической деятельности
Методическая служба в дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:
Стратегический уровень (методический совет)
определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.
Тактический уровень
(предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогами, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.
Информационно-аналитический уровень
(методический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – "профессия дальнего действия". Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций. При грамотном построении образовательного процесса деятельность педагогических кадров должна быть направлена:  на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;  развитие интеллектуальных, творческих способностей;  воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.
Критерии эффективности работы методической службы
Эффективность деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.
Критерии эффективности
работы методической службы: Для ребенка:  положительная динамика качества обучения и воспитания;
 отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;  дифференцированный подход к каждому ребенку; Для родителей:  положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;  готовность и желание родителей помогать ДОУ;  высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей; Для педагогов:  положительный психологический климат в коллективе;  заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;  удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;  качественно организованная система повышения квалификации;  высокий уровень профессиональной деятельности. Непосредственное взаимодействие методическая служба осуществляет с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления образовательного учреждения. Методическая служба учреждения работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой, образовательными учреждениями дополнительного педагогического образования (повышения квалификации), средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана с разнообразными проблемами дошкольного детства, с учреждениями культуры и спорта, разнообразными общественными проектами.
Документационное обеспечение
Деятельность методической службы регулируется документами: Локальный акт, созданный на основе Типовых рекомендаций об организации и содержании деятельности методической службы образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.  Циклограмма работы педагогов, отражающая осуществление ими методических функций.  Банк данных педагогических работников.  Годовой план работы.  Тематический план методических мероприятий на месяц.  Тетрадь посещений групп.  Справки тематического контроля.  Перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов.  Результаты педагогических мониторингов.  Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и выдачи методической литературы и пособий.  Протоколы методических мероприятий.