"Образовательная и воспитательная функции православного краеведения в самореализации детей при введении ФГОС"

Автор: Пугачева Евгения Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДДЮТЭ"
Населённый пункт: город Киселёвск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Образовательная и воспитательная функции православного краеведения в самореализации детей при введении ФГОС"
Дата публикации: 26.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Образовательная и воспитательная функции православного

краеведения в самореализации детей при введении ФГОС

Е.М. Пугачева
г.Киселёвск, Кемеровская область Православное краеведение - одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у учащихся патриотизма , любви к родному краю, гордости за его прошлое. Изучение истории родной земли, ее культурных традиций, устоев народа было и остается очень важными для образования и воспитания детей. Православное краеведение наиболее полно позволяет реализовать ведущие направления отечественного образования. Гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Само введение православного краеведения в дополнительном и школьном образовании свидетельствует о том, что российская образовательная система переходит от общего образования гражданина, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом заключаются образовательные и воспитательные функции православного краеведения в самореализации детей. Наиболее действенным способом решения актуальных задач социокультурного развития учащихся является процесс формирования у них позитивно- ценностного отношения к своему краю через овладение систематизированными знаниями и их практическое применение. Сейчас одной из актуальных задач российского образования является нравственное оздоровление общества, потому что наметилась опасная тенденция навязывания европейского образа поведения, и, как следствие – забвение традиционных нравственных ориентиров, утраты значения духовной культуры. Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально- экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». Необходим комплексный, системный подход
и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Воспитанию подрастающего поколения придавалось значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС. Именно в связи с этим появилась потребность в исторических примерах нравственного воспитания, источники которых мы находим в религиозных культурах. Противопоставить западным моральным нормам необходимо преподавание духовно-нравственных ценностей в образовательных учреждениях. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека При разработке программ «Азы православия» и «Истоки духовности» я учитывала необходимость обновления содержания дополнительного образования детей в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. Мои программы содержат необходимый материал, позволяющий познакомить детей младшего школьного возраста с местным фольклором, храмами города и области, научить их понимать и воспринимать те духовно-нравственные ценности, которые хранили и преумножали наши предки. Главная цель программ – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач: - познакомить учащихся с местными храмами, фольклорным материалом; - развивать у детей стремление знать свой край; - способствовать формированию личностного отношения учащихся к родному краю и развитию гражданско-патриотического отношения к «малой» Родине, личностных качеств учащихся средствами краеведения.
Изучение православных традиций позволяет детям почувствовать связь поколений, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры и истории, понять ее уникальность. Введение знаний по православной культуре в учебно-воспитательный процесс объясняется тем, что она положительно влияет на нравственную, законодательную, бытовую творческую и другие сферы жизни и деятельности подрастающего поколения, формирует сознание будущих граждан России. В программах «Азы православия» и «Истоки духовности» прослеживается взаимосвязь с предметными областями основного образования, так как она расширяет знания обучающихся по литературе, обществознанию, истории, географии. Реализация программ способствует формированию националь ного и культурного самоопределения, что является главным условием воспитания учащихся. Занятия в моём объединении «Светоч» предоставляют широ кие возможности для изучения многих вопросов, посвященных духовной жизни народа, его веры, нравственности, обычаям и традициям. На занятиях мы изучаем православные праздники и сами проводим их, ходим на экскурсии в храмы, встречаемся со священником для бесед о православных книгах, о храме и его назначении. Учащиеся участвуют в городских и областных краеведческих и православных конкурсах творческих работ: «Жизнь в гармонии с природой», «От экологии природы к экологии души», «Храмами Русь прекрасна», «Праздник праздников», где неоднократно становились победителями и призёрами. Каждый год дети успешно принимают участие в олимпиадах по Основам православной культуры и краеведению, что также способствует воспитанию любви к «малой» Родине. В процессе занятий дети изучают прошлое и настоящее своего края через знакомство с храмами области и города, иконописью и зодчеством Кемеровской области, знакомятся с обычаями и традициями через участие в православных праздниках: «День православной книги», «День Славянской письменности и культуры», ежегодном городском фестивале «Рождественская звезда». Занятия по православной культуре с введением краеведческого материала отличаются многообразием наглядности, формами организации работы детей, вариативностью выполняемых работ. На занятиях используются детские рисунки на тему «Храмы родного города», «Православные праздники», фотоальбомы по Кемеровской области, журналы и книги о храмах города и области, его памятных местах, литературный материал местных писателей. Например, «Собор стихов», жития сибирских святых, стихотворения В.Липового, Л.И.Головатовой, Е.Ермакова, сборники В.Ерёменко «Белый инок» и А.Раевского «Забураненный рай». Для активизации мышления обучающихся, лучшего запоминания материала я использую ребусы,
кроссворды по темам занятий, активные методики: «Допиши стихотворение», «Синквейн», «Сходство и отличие», «Картины» и другие. Детям очень нравятся такие занятия! Если дети будут знать и любить свой край, они будут бережней относиться к природе, памятникам, храмам – всему, что есть на родной земле. В этом главные образовательная и воспитательная функции краеведения.
Литература
1. Бахметева А.Н. Жития святых для детей / А.Н.Бахметева. – М.: Паломник, 1997. – 614с. 2. Бахметева А.Н. История церкви для детей / А.Н.Бахметева. – Псков, 1994. – 385с. 3. Основы православной культуры: сборник статей по вопросам отечественной истории и литературы. Вып. 1. – Новокузнецк, 2002. – 114с. 4. Родные святыни: сборник статей по православному краеведению. Вып.1,2. – Новокузнецк, 2001-2002. – 114с.