"Изучение татарской национальной одежды на уроках изобразительного искусства"

Автор: Зольникова Миннур Мугаллимовна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №13 (татарская)"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Изучение татарской национальной одежды на уроках изобразительного искусства"
Дата публикации: 27.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Изучение татарской национальной одежды на уроках

изобразительного искусства
Зольникова Миннур Мугаллимовна Преподаватель ИЗО МАОУДОД «Детская школа искусств №13 (т)» На уроках композиции, дпи, дизайна в художественных классах учитель имеет хорошую возможность содействовать формированию у учащихся эстетического вкуса и воспитания их в национальных традициях. Предметы народного быта, костюма, искусства раскрывают перед ними богатство культуры татарского народа, помогает усвоить обычаи, передаваемые из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к творческой деятельности. От наших предков до нас дошло богатое наследство – традиционная одежда, которая имеет многовековую историю, яркий художественный язык и является неотъемлемой частью огромного культурного наследия татарского народа. Изучая традиционную одежду, учащиеся получают представление о том, как в ней отражаются исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, положение человека в обществе, возрастные и др. различия. Они узнают, что во все времена одежда служила не только своему основному назначению, но являлась и средством удовлетворения эстетических потребностей людей. Под традиционной одеждой мы понимаем передаваемый из поколения в поколение костюм, который включает комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Эти элементы выступали, сочетаясь друг с другом по цвету, образуя единый стилевой комплекс. Однако это не означает, что традиционная одежда абсолютно схожа, наоборот, она очень многообразна, индивидуальна, подразумевает множество вариантов. Учитывая такую особенность, изучение татарской традиционной одежды можно планировать на несколько лет, начиная с первого класса. В начальных классах происходит ознакомление с основными видами одежды, обуви, головных уборов и их названиями. Например, виды мужской одежды: рубаха – (кульмəк), пояс (билбау), штаны (ыштан), камзол (камзул), тюбетейка (түбəтəй), ичиги (читек). В женской одежде прибавляется фартук (аялъяпкыч), платок (баш аюлыгы), серьги (колак алкалары), калфак. Из этого набора складывается стереотип самой простой традиционной одежды татар. По мере взросления учащихся можно усложнять изучаемый материал. Так, например, с учащимися средних классов можно изучать разновидности каждой отдельной части одежды. На уроках ДПИ предпочтительно уделять внимание типам и видам головных уборов, обуви и украшений, как женских, так и мужских, давая краткую историческую справку об этапах развития. Изучение костюма было бы неполным, если бы учащиеся не занимались практическим изготовлением и украшением отдельных частей одежды, в частности, головных уборов. Прежде, чем приступить к изготовлению, учащиеся знакомятся с видами головных уборов, углубляя знания, полученные в начальных классах. Кроме тюбетейки они узнают новые названия: кəлəпүш (вид тюбетейки с плоским верхом, 1
исключительно из бархата), эшлəпə (головной убор из белой шерсти с полями – носили сельские жители во время летних работ), камчат бүрек (шапка с плоским матерчатым верхом и меховыми околышами, носили городские мужчины зажиточного слоя), мəскəү бүреге (шапка из каракуля, носили мужчины всех возрастов) и другие виды мужских головных уборов. Женские головные уборы делятся на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Девичьи головные уборы в основном имеют вид шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосными украшениями (тезмə) или позже – легким фабричным платком. В сер. 19 – нач. 20 вв. в качестве девичьего головного убора бытовали калфачки. Они представляли собой длинный колпак, к длинному концу которого была пришита нить. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад или на бок. Девичьи калфаки ничем не покрывались, за исключением налобной повязки (укачачак), которая входила в традиционный комплекс этого убора. Головные уборы замужних женщин были разнообразны и сложны. Они были призваны закрывать не только волосы, но и шею, плечи и спину. Поэтому они включали в свой состав волосники и различные покрывала. Наиболее знаковый вид головного убора калфак представлял собой нижний головной убор женщины и имел несколько вариантов. Ношение калфака замужними женщинами в качестве самостоятельного убора не выходило за пределы семейного круга или женской компании. Бархатные калфаки с твердым околышем (мангайча) в конце 19 –нач. 20 вв. вошли в комплекс женской и девичьей одежды всех групп татарского народа. Независимо от размера, бархатный калфак состоит из двух частей: из мягкого верха – (капчык) и твердого околыша – (мангайча). В народе их называют яссы калфак. Одним из вариантов бархатных калфаков является калфак-наколка (мөгез калфак), околыш которого богато вышит бисером или жемчугом (сəйлəн калфак, энҗе калфак). В начале 20 в. мөгез калфак в сочетании с фабричным платком можно назвать национальным убором татарок. Кроме калфаков существовали и другие виды головных уборов: өрпəк и кыекча – большие покрывала треугольной формы. Өрпəк носили в основном пожилые горожанки, кыекча, схожая с өрпəк, являлась основным головным покрывалом сельских женщин старшего возраста. В нач. 20 в. вышли из быта и были заменены ажурными трикотажными платками. К покрывалам четырехугольной формы относятся бөркəнчек, сшитый из ткани с преобладающим красным оттенком. Позже они вытеснении фабричными платками больших размеров: кашимир яулык и француз яулык (термин «француз» применяется в знеачении «красный»). Следующая составная часть комплекса головного убора женщины – шапки, надеваемые поверх покрывала. Их было у татарок несколько: монетная шапка на твердой основе (такыя бүрек), сплошь украшенная монетами; кашпау – шапка на мягкой основе в форме конуса с остроконечным верхом, украшенная также монетами и бусами. Спереди к кашпау прикреплялись ушные подвески (колакчалар) и ожерелье из монет (тамакча). Молодые женщины носили шапки с твердым околышем без меха из позумента или из парчи (ука бүрек). 2
Изучение татарской народной одежды в старших классах продолжается на уроках дизайна. Учащиеся подробно знакомятся с нижней и верхней одеждой, с её вариантами, и назначением. Прослеживают пути формирования от архаичного до нового утонченного стиля татарской одежды. Следует подчеркнуть, что развитие традиционной одежды происходит, как национальное явление на основе пробуждения национального самосознания и культуры народа во второй половине 19 века. После знакомства с типами женских и мужских рубах и шароваров, так же с деталями их покроя, необходимо подробнее познакомиться с верхней одеждой. Многообразие верхней одежды по покрою стана делиться на два типа: первое, одежда с приталенной спинкой; второе, одежда с прямой спинкой. К первому типу относятся: камзол, казакин, бишмет, чоба, билле чикмен, билле тун. Одежда второго типа имеет такие разновидности, как жилян туре чикмен, тулуп, турэ тун, кабта. Далее учащиеся узнают о назначении каждого вида одежды, делают зарисовки, знакомятся с видами их покроя. За тем выполняют графический эскиз традиционной татарской одежды в двух вариантах: городского и сельского жителей. Изучение верхней одежды или всего комплекса можно завершить составлением творческого эскиза одного из вариантов: первое одежда городского жителя, повседневного и праздничного назначения; второе одежда сельского жителя простого и зажиточного слоя. Для выполнения творческого эскиза учащиеся подбирают необходимые виды тканей и сопутствующие материалы. В течении нескольких уроков создается эских в виде коллажа и защищается учащимся. В комплекс женского традиционного костюма включаются украшения: головные, шейные, нагрудные, ручные. В более или менее полном наборе они входили в костюм новобрачной и молодой женщины, особенно в праздничные комплексы. В повседневной жизни, а также с возрастом некоторые из них исключались. Но такие украшения, как серьги, накостники, бусы, браслеты и перстни носились до самой смерти. Металлические (ювелирные) украшения выделывались местными мастерскими – ювелирными. Основным материалом служило серебро, для декоративного оформления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, особенно бирюза и сердолик, которым приписывалось магическое значение (приносит счастье, любовь; отгоняет злые силы, «дурной глаз»). Характерными приметами декорировки металлических изделий были ткань с инкрустацией, гравировка, чекан и штамп, чернение. Древнему (монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые) часто с подвесками, отделанные камнями, украшения: серьги (алка), налобное ожерелье – баш хаситəсе, воротниковая застежка – яка чылбыры, нагрудная перевязь - хəситə, широкие браслеты - бəлəзəек и перстни - йөзек. Считалось, что перстни очищают руки женщины, поэтому их могло быть на каждой руке по несколько штук. Для подробного ознакомления выполняются зарисовки и цветные рисунки каждого вида украшения, а характерные приёмы декорировки металлических украшений по возможности изучается на наглядном материале. Обувь является немаловажной частью традиционной одежды, и делиться по материалу изготовления на кожаную, луковую и вяленую. 3
К кожаной обуви относятся: ичиги (сапоги с мягкой подошвой), кун итек (сапоги ни твердой подошве), так же кавеш, кота и башмак. Лыковую обувь (лапти) носило сельское население, со временем которая превратилась с признак бедности. Плели их из липового лыка. Вяленая обувь имела так же две разновидности: с коротким и высоким голенищем, и представляла зимний вид обуви. Отличительной чертой традиционной обуви является её узорность и многоцветие. Центром изготовления узорной обуви, как и сегодня, являлись сама Казань и близлежащие к ней татарские селения. Отсюда эта обувь распространялась на все другие регионы проживания татарского народа. В татарском костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена гармония его составных частей. Это относится не только к его лучшим классическим образцам, но и всему народному (крестьянскому) костюму различных территорий. Не зря же традиционную одежду называют сокровищницей народного творчества. 4