"Рецензия"

Автор: Вислогузова Виктория Глебовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 136"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Рецензия"
Дата публикации: 28.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Русский язык: учебник для 9 кл./ [С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.]. – М.: Просвещение, 2006 КЛАСС:9в УРОК № 7
Тема
: Рецензия
.

Цель
: 1) начать формирование умения написания рецензии; 2) показать пользу умения рецензировать; 3) познакомить со структурой рецензии; 4) дать набор клише, являющихся скрепами в рецензии; 5) развести понятия «отзыв», «эссе» и «рецензия» на основе различий в содержании текстов этих жанров.
Тип урока:
изучения нового.
Метод:
частично-поисковый.
Оборудование
: тексты позитивного образца рецензии, презентация.
Ход урока:

Этап, время, вид задания

Деятельность учителя

I.Оргмомент[1]
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради. Запишите число, оставьте строку для темы, ее запишем позже.
II. Введение нового

материала[35]

Цель –
дать понятие о рецензии ее сфере применения, структуре. - Перед вами текст, написанный вашим сверстником. Сейчас я прочту его. Ваша задача: послушать, определить цель написания этого текста. «Его батальон» - повесть Василя Быкова, написанная в 1976 году, посвящена проблеме чести и честности в военное время. Героями всех текстов этого автора являются люди, которые, оказавшись в беспощадных условиях войны, умеют остаться верными своему долгу, Родине. Автор и сам участвовал в Великой Отечественной войне, поэтому его книги – рассказ очевидца и свидетеля военных действий. Повесть «Его батальон» - история капитана Волошина – отважного и опытного командира батальона, беззаветно преданного своему Отечеству, заботящегося о своих солдатах, как о родных детях. Ежеминутно рискуя жизнью, он делает все, чтобы победа достигалась «малой кровью». В центре внимания задача командира – спасение батальона от бессмысленного истребления. Решая ее, Волошин отводит солдат на исходные позиции. Этот выбор и становится предметом анализа писателя. Скорее всего, поэтому в тексте появляются персонажи, не согласные с Волошиным. Отстраненный после отданного приказа от командования, герой идет в бой вместе с рядовыми, чтобы помочь им боевым опытом или погибнуть вместе со своими солдатами. Поэтому с уверенностью можно сказать, что автор стремится показать, что командир «побывал в шкуре бойца… и полной мерой испытал всю необъятность солдатского лиха». Главные усилия Быкова направлены на выражение мысли: Волошин остается честен перед своими солдатами до конца. Книга написана простым, доступным языком, поэтому читается легко и быстро. Достоинством являются диалоги комбата и солдат: речь не излишне книжная, «надуманная», а живая, «настоящая», но при этом, образная. Эти
Мотивационный шаг факты подчеркивают реалистичность содержания, которое автор рисует настолько ярко (особенно картины боя), что эпизоды порой словно встают перед глазами. Особо хочется отметить захватывающий сюжет: буквально до последней страницы читатель пытается угадать, что стало с комбатом. А держать в напряжении до самого финала может только мастер. И, главное, читатель на протяжении развития ситуации решает, согласен ли он с главным героем, смог бы он поступить так же? Эта повесть заинтересовала меня достоверностью. Прочитав ее, понимаешь: не бывает войны без жертв, но умение командира руководить боем, его совесть и разум должны сделать эти жертвы минимальными. Василь Быков ставит перед читателем вопросы чести, долга и доверия. Я считаю, «Его батальон» непременно нужно читать людям моего поколения, которое не видело войны, потому что пока мы помним цену той великой Победы, даже если это осознание приходит после прочтения книги или просмотра фильма, мы ценим мир. Мир без войны. - Для начала скажите, захотелось ли вам прочесть эту повесть? Как думаете, стремился ли к этому автор? Какова цель написания этого текста? (- Цель автора – дать критическую оценку прочитанной книги, проанализировать ее так, чтобы читателю стала понятна идейная направленность текста, характер героев и т.д. Автор этого текста хочет заинтересовать потенциального читателя повести, помочь ему разобраться в книге). Как думаете, к какому жанру относится текст, преследующий такую цель? (- Это рецензия). Верно. И сегодня мы знакомиться с рецензией, и к концу урока должны собрать максимум знаний о текстах этого жанра, чтобы затем самим написать такой текст. Запишите тему. (Записываю на доске). Попробуйте сформулировать определение понятия «рецензия». Запишем в тетрадь:
Рецензия (от лат. recensio –

рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв,

содержащий критическую оценку научного,

художественного и т.п. произведения, спектакля,

концерта, кинофильма, книги.
Рецензии пишут на книги, спектакли, концерты и т.д. Чтобы написать рецензию, прочитав которую, человек сможет решить, стоит смотреть этот фильм, идти на этот спектакль, читать эту книгу, слушать музыкальное произведение и т.д. или нет, вы должны
хорошо знать предмет рецензии, то, о чем он пишет – литературу, театр, кино. Как думаете, где нам может пригодится умение рецензировать? (- Когда требуется критически оценить увиденное/ услышанное/ прочитанное: дать рецензию на спектакль, на который вы сходили классом, рассказывая о нем другу, в будущей профессиональной деятельности (критик, режиссер), убедить кого-либо в необходимости прочесть ту/ иную книгу или в том, что читать ее не стоит). Значит умение это, несомненно, пригодится в жизни. Проанализируем предложенную вам рецензию. Сделанные нами наблюдения – основные признаки рецензии – запишем в тетрадь. Они помогут вам написать собственную рецензию. Во-первых, запишите цель рецензии.
1.
Цель – дать анализ произведения, высказать и обосновать его оценку. Показать читателю рецензии идейную направленность произведения, его настроение, характер героев. Показать художественные особенности произведения, особенности построения, особенности авторского языка. ! Запомните: рецензент (автор рецензии) не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев. В рецензии обычно отмечаются художественные особенности фильма, спектакля, книги, особенности построения, авторского языка. Еще раз просмотрите текст и скажите: каков его тип и к какому стилю речи его можно отнести. (1. Это рассуждение с одной особенностью: тезиса нет, есть объяснения и вывод. 2. Стиль речи можно определить как публицистический/ научный (т.к. цель – помочь читателю понять книгу) + субъективности, экспрессивности мало, использованы термины). Отметим в тетрадях:
2.

По типу речи рецензия, как правило,


бывает рассуждением
: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана или объяснена).
Объяснение
– констатация факта.
Доказательство
же предполагает переубеждение.
3.

При написании рецензии пользуются

научным или публицистическим стилем речи
. Выбор стиля зависит от цели рецензии. Если цель – привлечь внимание читателей (зрителей) к произведению, заинтересовать их, выбирают публицистический стиль. Если задача – помочь читателю понять книгу (спектакль, музыкальное произведение и т.д.), помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле. - Рецензия – критический отзыв. Чем рецензия отличается от отзыва и эссе?
4
. Рецензия отличается от отзыва и эссе по содержанию и форме. Содержание рецензии отзыва эссе анализ произведения общая оценка произведения впечатления и раздумья автора, вызванные восприятием произведения Более жесткие требования и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии. Итак, рецензия строится по определенному плану (вспоминайте структуру рассуждения). В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи – клише, которые обеспечивают связность и логичность, свойственные научной речи. Проанализируем на структуру рецензии, поделив ее на части по смыслу. Поделите страницу
на две колонки. Слева будем записывать план (содержание), а справа – клише. Вопрос Содержание (план) Клише О чем говорится в первой части (1 абзац) 1. Вступ ление Краткая информация предмете рецензии: чему посвящено произведение, исходные данные об авторе и предмете рецензии, какова цель автора …посвящено рассмотрению вопроса… проблеме… …написано на актуальную тему …затрагивается тема/ вопрос Цель автора - … Автор ставит задачу описать… обосновать… раскрыть… уточнить… Где заканчивается 2 часть? Какие подпункты можно в ней выделить? (2 – 4 абзац) 2. Центр альная часть а) основное содержание произведения (тема, идея, основные проблемы); б) общая оценка содержания; в) критическая оценка работы режиссера (оператора, композитора, сценариста, мастерства писателя, выступления музыкантов и т.д.): что удалось, в чем заключаются недостатки? В центре внимания (находятся)… Главные усилия направлены… Автор ставит и решает задачу… …отмечает (что?) …описывает (что?) … касается (чего?) …обращает внимание (на что?) Далее подчеркнем… Особо хочется выделить… Приведем пример… Достоинством… является… Что рецензент выражает в последней части (5 3. Заклю чение: впечатление, которое Работа завершается… В заключении отметим…
абзац)? произвел на вас предмет рецензии Такова структура рецензии. Дам вам совет: не увлекайтесь клише! Помните, что это семантически опустошенные обороты речи, связки – и ничего больше.
III. Итог.
- Подведем итог: что нового сегодня узнали? (Назначение текстов жанра рецензии, познакомились с их структурой и набором связок – клише).
IV. Домашнее задание
- Дома напишите рецензию на выбранную вами книгу, фильм, спектакль, выставку, музыкальное произведение. Текст должен преследовать обозначенную в начале урока цель, соответствовать типу, стилю речи, структуре. Отметки за ваши работы будут выставлены в журнал. Жду интересных рецензий, которые будут побуждать к просмотру фильма, прочтению книги, или напротив, разубедят меня это сделать.