"Использование учебно-методического комплекса по дисциплине"

Автор: Евдокимова Марина Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Семилукский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Семилуки, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование учебно-методического комплекса по дисциплине"
Дата публикации: 03.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование учебно-методического комплекса по дисциплине

(обобщение опыта)
преподаватель: Евдокимова М.Д. ГБПОУ ВО «Семилукский политехнический колледж» Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов. Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала. Интенсивно обновляются содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Под комплексным учебно-методическим обеспечением образовательного процесса по учебным дисциплинам следует понимать разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых (достаточных) для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в рамках времени, отведенного учебными планами и программами на изучение дисциплин и освоение специальностей.
Цели и задачи УМК
1. Создание условий для оптимизации процесса изучения студентом учебной дисциплины; 2. Активизации самостоятельного участия студента в данном процессе; 3. Создание механизма по анализу качества методики изучения учебной дисциплины. 4. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов. 5. Создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы колледжа.
6. Получение учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий. УМК объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям образования. Не только фиксирует, но и раскрывает требования к содержанию изучаемых дисциплин, к знаниям и умениям выпускников, формированию ряда общих и профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС по специальностям СПО, тем самым способствует его реализации, служит накоплению новых знаний и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов. Мною созданы учебно-методические комплексы по всем преподаваемым дисциплинам. УМК состоит из следующих частей: 1. Теоретический блок. 2. Методические указания для практических занятий по дисциплине 3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине 4. Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине. В УМК дисциплины описаны результаты освоения учебной дисциплины (умения, знания и общие компетенции), подлежащие проверке, приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины. 1. Теоретический блок представляет собой конспекты лекций по дисциплине с планом, контрольными вопросами и задачами для закрепления материала. Конспекты лекций необходимы по простым причинам: материал выстроен согласно тематическому плану дисциплины, содержит теоретическую информацию по теме, которая сопровождает разбором конкретных примеров. 2. Методические указания для практических занятий по дисциплине предназначены для закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях, а также для овладения студентами умений и навыков применять эти знания при самостоятельной работе. Перечень практических занятий соответствует рабочей программе дисциплины.
В методических указаниях приведены теоретический (справочный) материал в соответствии с темой работы, обращение к которому поможет выполнить задания практического занятия и сами задания. Организация выполнения и контроля практических занятий по дисциплине является подготовительным этапом к сдаче промежуточной аттестации по дисциплине. 3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующим рабочим учебным планом специальности. В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются аудиторные занятия, тестирование, самоотчеты. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: - уровень освоения студентом учебного материала; - умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - сформированность общеучебных умений; - обоснованность и четкость изложения ответа; - оформление материала в соответствии с требованиями. 4. Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине. Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины. КОС включают контрольные материалы (тесты, самостоятельные аудиторные работы, вопросы для промежуточной аттестации, пакет экзаменатора) для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине. Преподаватель, работая над созданием УМК, совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.
Также обязательным блоком при создании УМК необходимо включать электронные пособия, используемые на данной дисциплине. Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы, тестирующие программы, презентации. В моем опыте имеются электронные учебные пособия по дисциплинам «Математика» специальности 260807 Технология продукции общественного питания и «Численные методы» специальности 230115 Программирование в компьютерных системах. Таким образом, УМК дисциплины является эффективным средством повышения качества учебного процесса, при следующих условиях:  структурирование учебного материала и технология отбора основываются на реализации ФГОС;  изложение учебного материала является логически последовательным;  использование современных методов и технических средств в учебном процессе, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его применению;  соответствие современным научным представлениям в предметной области;  обеспечение межпредметных связей;  использование возможности постоянного обновления и развития УМК.  использование для преподавателей и обучающихся является простым и доступным.
Литература
1. Учебно-методическое обеспечение подготовки прикладных бакалавров: различные ступени образования и профили подготовки: учебно-методич. пособие / под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.Г. Гогоберидзе.- Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.-140с. 2. Национальный стандарт ГОСТ Р 53620-2009. Информационно- коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения: электронный учебно- методический комплекс.