"Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников"

Автор: Дерябина Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: с. Луговое, Каменский район
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников"
Дата публикации: 06.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Доклад

« Использование здоровьесберегающих технологий

в физическом воспитании и оздоровлении

дошкольников»
Дерябина Людмила Алексеевна муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Ромашка» deryabina_ lyudmila@bk. ru

Аннотация к докладу.
В докладе представлены современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе детского сада на основе « Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования ». На примере проекта «Растем здоровыми», раскрыты некоторые технологии направленные на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме. Этот проект помогает ребёнку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело.


Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути- Главнейшее условье. С.Я. Маршак Здоровье - жизненно важный вопрос для каждого человека, а здоровье детей - для будущего страны. И чем раньше у ребенка формируется мо тивация к ведению здорового образа жизни, а также овладение конкретными приемами, способствующими его сохранению и укреплению, тем более он готов к активной повседневной деятельно сти, поддерживающей его тело и душу в стабильном рабочем, радостном состоянии. Перед поступлением детей в школу важно, чтобы у дошкольника сформировались базовые умения и навыки физической культуры, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию. Современные развивающие технологии и программы дошкольного образования на основе «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» ориентируют нас на построение особого типа взаимодействия с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интере - сов. Среди всех известных технологий здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Современные здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на следующие виды:

1.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя: Упражнения на координацию речи и движений, динамическая пауза , подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, пальчиковые игры, релаксация.
2.
Технологии обучения здоровому образу жизни включают в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), самомассаж.
3.
Коррекционные технологии включают в себя: технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. В нашем детском саду создана благоприятная здоровьесберегающая предметно-пространственной среда, позволяющая организовать работу по освоению технологий сохранения, стимулирования здоровья и приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни. Утренняя гимна стика, гимнастика после сна с применением массажных дорожек, подвижные игры на улице, поднимает настроение ребят, выполняет оздоровительную функцию. Дети принимают активное участие в праздниках здоровья, спортивных развлечениях, проведение которых организовано на свежем воздухе. Для эффективного использования в работе с детьми здоровьесберегающих технологий разработала
проект «Растем здоровыми»
. На основе «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» использовала совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность». В проекте прослеживается интеграция с другими
направлениями развития ребенка: познавательно-речевым, художественно- эстетическим. Особую тревогу вызывает физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения.
Актуальность проекта.
Способствовать активной позиции в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Цель проекта.
 Создать условия для развития потребности ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье, знаний о здоровом образе жизни.
Задачи проекта.
 Формировать потребность в физическом саморазвитии;  Закреплять мотивационные основы здорового образа жизни.
Этапы реализации проекта.

Подготовительный
 Чтение художественной литературы, загадки о видах спорта и строении человека;  Спортивные и подвижные игры.
Практический.
 Создание книжки-малышки «Моя копилка здоровья».  Закаливающий массаж для пальцев, спины, стоп;  НОД «Скажем здоровью, да»;  НОД «Грязь и микробы наши враги!»;  НОД «Не курите с нами рядом»  НОД «В лаборатории Снеговика»  Спортивное развлечение «Веселая эстафета» В начале проекта с детьми создала книжку-малышку «Моя копилка здоро - вья», индивидуально для каждого ребенка, где сами дети на протяжении непо - средственной образовательной деятельности вносили рисунки по всем темам, выполнялись задания с родителями по здоровому образу жизни.
С успехом использовала в проекте разли чные виды массажа: массаж пальцев рук «Птички», массаж спины «Дятел» они являются основой закаливания и оздоровления; гимнастика для глаз «Бабочка» помогает справиться с усталостью глаз, учит детей беречь глаза. Заключительной частью было спортивное развлечение «Веселая эстафета», игры и эстафеты с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика, которая помогает развивать умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега.
Результат проекта.
Хочется отметить, в ходе реализации этого проекта у детей повысился уровень двигательной активности и выносливости, расширились представления о своем теле, проявился интерес к оздоровлению собственного организма. Наши взаимоотношения с детьми стали более продуктивными и способствовали формированию положительных эмоций, мотивации ЗОЖ. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактует как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Наши дети, к моменту поступления в школу, обладают хорошим физическим здоровьем и развиты соответственно возрасту. В Луговской СОШ они успешно проходят курс начальной школы по физической культуре. Используемая литература:
1. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования Алтайского края, материалы научно- практической конференции, посвященной 20-летию кафедры дошкольного образования АКИПКРО, Барнаул 2012; 2. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации, АКИПКРО, Барнаул 2010; 3. Оздоровительная работа в дошкольном учреждении по программе «Остров здоровья», Е.Ю. Александрова, Волгоград, Учитель 2007; 4. Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Т.Г.Капова, Волгоград, Учитель 2011; 5. Основы безопасного поведения дошкольников, О.В. Чермашенцева, Волгоград, Учитель 2008; 6. Л.И. Пензулаева, Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет, М., Просвещение, 1983г.