"Анатомия и физиология сердца"

Автор: Шабанова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Тольяттинский медицинский колледж
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Анатомия и физиология сердца"
Дата публикации: 06.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

«Анатомия и физиология сердца»

Дисциплина: «Анатомия и физиология человека»

Специальность: 060501 Сестринское дело

2 курс

Преподаватель: И.Г.Шабанова
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК № 1 Протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Председатель ЦМК _______ М.В.Думаева
Методическая разработка практического занятия
1

для преподавателя

Тема: «Анатомия и физиология сердца»

Цели занятия:
изучить анатомию сердца, особенности физиологии сердца.
Задачи:

Дидактическая:

Студент должен знать:
 Особенности строения сердца  Физиологические особенности сердечной мышцы, сердечный цикл и его фазы.  Значение проводящей системы сердца  Показатели работы сердца  Внешние проявления сердца  Регуляцию сердечной деятельности.
Студент должен уметь:
 Показать на муляжах камеры, сосуды, поверхности сердца.  Использовать медицинскую терминологию.  Владеть техникой измерения артериального пульса.
Развивающая:
 развивать умения анализировать,  совершенствовать умение работать с муляжами;  обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная:
 прививать навыки коммуникативного общения,  совершенствовать навыки работы с книгой и по инструктивным карточкам. Воспитывать самостоятельное мышление,  санитарно-гигиенических навыки,  привычки к здоровому образу жизни студентов
Время проведения занятия:
2 часа (90 минут) 2

Место проведения занятия:
кабинет № 305
Внутрипредметные связи:
общая биология, зоология.
Межпредметные связи:
химия, терапия, патология, педиатрия.
Образовательная технология
: Информационно-коммуникационные технологии, с целью усиления наглядности и познавательного интереса обучающихся.
Оснащение занятия:
 методическая разработка практического занятия;  дидактический материал;  карточки-задания;  тесты на 2 варианта;  рабочая тетрадь для самостоятельной работы;  таблицы «Строения сердца», «Проводящая система сердца», «Сердечный цикл»;  Муляж «Сердца».
Материально-техническое обеспечение занятия:
 видеофрагменты на сайте  проектор, компьютер;  презентация к занятию.

3

План проведения занятия



п/

п

Название

этапа

Пояснение к реализации

Цель

Врем

я

(мин)

1

2

3

4

5
1 Организационный этап Подготовка рабочего места, приветствие, проверка внешнего вида студентов, оформление журнала и отсутствующих. Сообщение темы и целей занятия, критериев оценки знаний студентов. Подготовить студентов к предстоящей работе, активизировать их познавательную деятельность, мобилизовать внимание. 5 2 Контроль исходного уровня знаний а) Верны ли утверждения 15 слайдов с анатомическими утверждениями. (Приложение 1).За каждый верный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов -2. Проверка домашнего задания: б) Анатомический диктант: (Приложение 2). За каждый верный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов -2. Оценить уровень подготовки и глубину знаний студентов. Актуализация необходимых знаний для последующей работы. Коррекция знаний. 20 3 Педагогический показ Изложение общего плана строения сердечно - сосудистой системы, включающей кровеносную систему (систему кровообращения) и лимфатическую (систему лимфообращения). Подчеркнуть, что кровеносная система объединяет сердце и сосуды. Впервые точное описание механизма кровообращения было дано Гарвеем , а правильное описание строение сердца – А.Везалием. Назвать органы, образующие сердечно - сосудистую систему. Вспомнить определение кровообращения. Видеофрагмент анатомия сердца– 22 Визуализироват ь знания, используя слайд-схему. Показать взаимосвязь изучаемого материала с другими дисциплинами («Фармакология », «Анатомия и физиология человека» и др.). 30 4
минуты (Приложение 3). 4. Самостоятельная Работа студентов 1.Работа студентов с муляжами, плакатами, текстом учебника. 2.Заполнение рабочей тетради (подписать отделы, части сердца на предложенной иллюстрации) Максимальное количество баллов -5 (Приложение 3) Закрепить Полученные знания, развитие самостоятельно сти и мышления. 20 4 Этап закрепления знаний и умений в форме самостоятельной работы студентов Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя. (Приложение 4) Максимальное количество баллов -5 Закрепить и углубить знания по теме. 30 5 Заключение, выводы по работе Подведение итогов занятия. По рейтинговой системе определяется оценка деятельности каждого студента: 13-14 – «5»; 12-10 – «4»; 9-7 – «3»; 6 и менее – «2». Оценить уровень знаний студентов, сообщить о достижении поставленных целей. 3 6 Этап информирования студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Д/З Лекция «Общая характеристика сосудистой системы. Артерии большого круга кровообращения». Материал учебника стр.303-317. Закрепить знания по теме. 2 7 Резерв времени преподавателя 5
Список использованной литературы
5

Основная
1. Р.П. Самусев., Ю.М. Селин . Анатомия человека. – Москва «Медицина», 1995год. 2. М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт- Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005. 3. И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2. 4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – М., «Медицина». – 1996. – Т. 1-4.
Дополнительная
1. А.О. кондрашев, О.А. Каплунова Нормальная анатомия человека в тестах – М., : Эксмо, 2008год.- 256с.: ил. – (Медицинское образование).
Приложение 1
6
Верны ли утверждения: 1. ССС система включает в себя кровеносные сосуды и сердце. 2. Сердце - это полый 2 камерный орган. 3. Верхушка сердца направлена вниз и влево. 4. Мышечный слой миокард – это внутренний слой сердца. 5. Синусо-предсердный узел является водителем ритма сердца. 6. Передняя поверхность сердца – медиастальная. 7. Из левого желудочка выходит легочный ствол. 8. В правое предсердие впадают полые вены и венечный синус. 9. Клапаны сердца состоят из миокарда. 10.Кровообращение открыто в 1628 английским врачом У. Гарвеем. 11.Венечная борозда отделяет предсердия от желудочков. 12.Клапаны аорты и легочного ствола – полулунные заслонки. 13.Мышечный слой предсердий состоит из 2 слоев, а желудочков из 3 слоев. 14.Предсердия и желудочки сокращаются последовательно. 15.Ренин

обладает сильным сосудорасширяющим действием. 16.Минутный объем крови равен 60-80 мл. 17.Симпатические нервы усиливают сердечную деятельность. 18.Причиной вызывающей автоматизм, является накопление продуктов обмена 19.Трехстворчатый клапан находится в левой части сердца. 20.Перикард – это средний слой сердца. 21.Парасимпатические нервы это волокна блуждающего нерва. 22.В левое предсердие впадают 4 легочные вены 23.Желудочки сердца имеют ушки. 24.Мышечный слой левого желудочка развит больше. 25.Систола желудочков начинается с захлопывания 2 и 3-х створчатых клапанов. 26.Импульсы синусо-предсердного узла определяют частоту сердечных сокращений. 27.Систолический это - 1 тон – возникающего в начале систолы предсердий. 28.Растяжение правого предсердия вызывает, усиливает ЧСС. 29.Гистамин – суживает сосуды сердца. 30.У грудных детей и худощавых людей верхушечный толчок можно увидеть.
Приложение 2
7

Анатомический диктант

«Анатомия и физиология сердца»
1вариант 1.Верхушка сердца направлена………………………… 2.Сердце имеет………………поверхности. 3.На перегородке между………..находится…………….ямка. 4.Из левого желудочка выходит…………………….. 5.Верхняя и нижняя полые вены впадают…………………………. 6.Симпатические нервы…………………..работу сердца 7.Систала – это…………….., диастола – это………………………. 8.Минутный объем крови равен……………………………………. 9………………………обладает сосудосуживающим действием. 10.Тироксин усиливает…………,увеличивает…………………….
Анатомический диктант

«Анатомия и физиология сердца»
2 вариант 1. Поверхности сердца -……………………………………….. 2. В левое предсердие впадают……………………………… 3. Из……….состоят клапаны сердца -……….,………..,…… 4. Легочный ствол выходит из……………………………… 5. Они тормозят сердечную деятельность…………..нервы. 6. Полный сердечный цикл длится ……….сек. 7. Показатели работы сердца -………….и……….объемы. 8. ………- это звуковые явления, возникающие в работающем сердце. 9. Расширяет сосуды сердца -……………………………….. 10.Минералокортикоиды – повышают…………к……………………
Анатомический диктант

«Анатомия и физиология сердца»
8
3 вариант 1.Борозды сердца – ……………………………………………… 2.В правое предсердие впадают………………,в левое …………. 3.Стенки сердца состоят из…..слоев -……………………………… 4.Водителем ритма является………………………………..узел. 5.Симпатические нервы -………деятельность сердца, парасимпатические…... 6.Цикл сердечной деятельности состоит из…фаз: 1………….. 2…………… 3…………….. 7.Систолический объем равен -……., минутный объем ……………… 8.Нервная регуляция осуществляется за счет……………………….. 9.Уменьшают возбудимость сердечной мышцы……………………… 10.Типовая ЭКГ состоит из……………..и………………зубцов.
Приложение № 3

1.

Подпишите структурные элементы сердца.

2.

Используя в помощь рисунок найдите на разборной модели сердца:
9
 предсердно- желудочковые отверстия;  трёхстворчатый клапан;  двустворчаты (митральный);  устья аорты;  лёгочного ствола с полулунными клапанами;  отверстия верхней и нижней полых вен в правом предсердии;  4-х лёгочных вен в левом предсердии.  сосочковые мышцы
2.

На плакатах и муляжах рассмотрите стенки сердца. Найдите 3 слоя:
 внутренний – эндокард;  средний – миокард;  наружний – эндокард.
Приложение 4

Вопросы для индивидуального опроса:
1.Определение кровообращение? Функции системы кровообращения? 2.Сердце – расположение, поверхности, размеры, борозды. 10
3.Камеры сердца. 4.Строение стенки сердца. 5.Особенности кровообращения сердца. 6.Проводящая система сердца 7.Нервы сердца. 8.Основные свойства сердечной мышцы 9.Сердечный цикл. И его фазы. 10.Показатели работы сердца 11.Законы сердечной деятельности. 12.Внешние проявления сердца. 13.Нервная регуляция деятельности сердца. 14.Гуморальная регуляция деятельности сердца.
Эталон ответов к Приложению 1
1. Да 2. Нет 3. Да 4. Нет 5. Да 6. Нет 7. Нет 11
8. Да 9. Нет 10. Да 11. Да 12. Да 13. Да 14. Да 15. Нет 16. Нет 17. Да 18. Да 19. Нет 20. Нет 21. Нет 22. Да 23. Нет 24. Да 25. Да 26. Да 27. Нет 28. Да 29. Нет 30. Да
Эталон ответов к Приложению 2

Эталон ответов

Анатомический диктант

«Анатомия и физиология человека»

1вариант
1.вниз, влево 12
2.4 поверхности 3.предсердиями, ямка. 4.аорта. 5.правое предсердие 6.усиливают 7.сокращение, расслабление. 8.5 л 9.ренин 10.обменные процессы, ЧСС.
2 вариант
1. 1 передняя – грудинно - реберная 2.нижняя - диафрагмальная 3.боковые – легочные 4.задняя – медиастальная. 2. 4 легочные вены 3.эндокарда, 2 и 3-х створчатые, клапаны аорты и легочного ствола. 4.правого желудочка 5.парасимпатические 6.0,8 с 7.минутный и систолический 8.сердечные тоны 9.гистамин 10.чувствительность к адреналину и норадреналину.
3 вариант
1.венечные борозды и межжелудочковые. 2.полые вены, венечный синус,4легочные вены. 3.Внутренний – эндокард, средний – миокард, внешний – эпикард(перикард) 4.синусопредсердный узел. 5.усиливают,тормозят. 13
6.
Цикл сердечной деятельности состоит из 3 фаз:
1.систола предсердий – о,1 с 2.систола желудочков – 0,3с 3.общая пауза - ,04 с 7.60-80 мл, 5 л. 8.блуждающие и симпатические нервы. 9.ацетилхолин и калий. 10.положительные и отрицательные зубцы
Эталон ответов к Приложению 3
1.Аорта, 2.Легочные артерии, 3.Легочный ствол, 4.Легочные вены, 5.Левое предсердие, 6.Полулунный клапан аорты, 7.Двустворчатый клапан, 8.Левый желудочек, 9.Нижняя полая вена, 10.Правый желудочек, 11.Трехстворчатый клапан, 12.Правое предсердие, 13.Полулуный легочный клапан, 14.Правые легочные вены, 15.Верхняя полая вена
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»

РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ ЗАНЯТИЯ

Дата: .8.02. 2013

Дисциплина: «Анатомия и физиология человека»

Тема: «Анатомия и физиология сердца»

Курс I, группа с-171, I подгруппа
14
№ Ф.И. студента Верн ы ли утвер ждени я Анатомическ ий диктант Самостоя тельная Рабата с рисунком . Устн ый опро с Поощрител ьный балл Обще е колич ество балло в. 1 Арнольдова Ира Маx- 2 б Мax -2 б Мax 5 б Мах 5б Мах 1б Мах 15 б 2 Белякова Света 3 Блашкина Маша 4 Бугульжанова Елена 5 Гасилина Елена 6 Ершова Кристина 7 Зимина Регина 8 Кожарина Вика 9 Комарова Анна 10 Корнилова Катя 11 Михнева Женя 12 Сизова Даша 13 Тарасенка Женя 14 Шамраева Кристина 15-14 б –«5», 13-12 –«4», 11-10 –«3», 9 и менее «2». Преподаватель И.Г.Шабанова. 15