"Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС"

Автор: Балаева Зульфия Шарапдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Предгорное
Населённый пункт: РСО-Алания, Моздокский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС"
Дата публикации: 07.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Формирование общеучебных умений самоорганизации

учебной деятельности младших школьников в условиях

реализации ФГОС».
2013 г. В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.
В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач». Таким образом, можно говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности. Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования. Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника: - умение определять цель учебного задания; - умение планировать учебное задание; - умение целесообразно выполнять учебное задание; - умение контролировать ход и результаты учебного задания; - умение оценивать ход и результаты учебного задания. Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое
поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей: · Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна. · Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации). Здесь, как пример, работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них. · Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации). Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других. Самостоятельные работы учащихся направлены на решение специальных дидактических задач: одни – на отыскание знаний, другие – на осмысление их, на упрочение умений и навыков, а могут быть работы, рассчитанные на применение знаний, использование их в новых условиях, на
оперирование знаниями и с целью практического их применения, и для приобретения новых умений. Существенная особенность самостоятельной работы – активная мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определёнными мотивами. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, - важная предпосылка успешности обучения. Мотивы учебной деятельности разнообразны – от стремления получить хорошую оценку, вызвать уважение товарищей, одобрение старших до осмысления полезности приобретаемых знаний и умений, важности применения их на практике, возникновения интереса к предмету, к познанию. Учитель определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует учащихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникших трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирует и оценивает результаты каждой работы. Самостоятельное усвоение нового материала оказывает неоценимую помощь в развитии познавательной деятельности младших школьников. Важно, что повышению эффективности способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно задаться целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самоорганизации, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся,
прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. В рамках европейской исследовательской программы «Дети изучают естественные науки и технику» авторами исследуется, как лучше организовать занятия, чтобы пробудить у детей интерес к ним и облегчить понимание материала. Исследования показали, что уроки на которых дети не только получают знания, но и высказывают свои предположения, проверяют их посредством экспериментов, обсуждают результаты между собой и делают выводы, вызывают большой интерес и не приводят к перегруженности детей. При обучении естественным наукам мы должны не ставить целью развитие детей в различных областях. Главное состоит не в том, чтобы дать учащимся как можно больше информации, а в том, чтобы они могли прийти к настоящему пониманию интересных и важных природных явлений. Наши задачи состоят в следующем:  Создавать условия для того, чтобы дети с удовольствием занимался изучением явлений природы и исследовали различные технические проблемы;  Помочь детям поверить в свои способности к исследованию и пониманию изучаемых проблем;  Заложить у детей основы научного мышления и умения проводить собственные исследования;  Развивать умения обсуждать естественнонаучные и технические вопросы;  Познакомить детей с основами научной деятельности и методами экспериментальной работы;  Научить выявлять основные взаимосвязи и использовать их для формулирования своих предположений и объяснения природных явлений. Главная особенность организации занятий состоит в том, что дети сами находят или развивают объяснение какого-либо явления, формулируя и проверяя различные предположения. Они самостоятельно обосновывают
объяснения и проводят эксперименты, чтобы проверить правильность своих идей. А для этого требуется оборудование, позволяющее проводить соответствующие эксперименты. Не каждый проведённый на уроке опыт можно назвать экспериментом - при экспериментировании речь идёт о проверке предварительно сделанного предположения. Решающим этапом урока является совместное обсуждение сделанных наблюдений и формулирование объяснений – в противном случае урок останется на уровне чисто практической деятельности. Введение в тему «Природа звука» происходит с прослушивания компакт-диска «Звуки живой и неживой природы» и их распознавания. Затем перед детьми ставятся вопросы: Откуда берутся звуки? Как возникают звуки? Опыты с использованием карт станций для самостоятельной организации и проведения самостоятельно эксперимента:
Гитара из пластиковой коробочки; Звуковая пушка . Вывод в конце урока: Звуком мы называем всё то, что мы слышим. Опыты показывают: чтобы мы слышали звук, обязательно что-то должно колебаться или вибрировать. Если колебания прекращаются, прекращается и звук. Колебания передаются по воздуху и через другие материалы. Для индивидуальной диагностики уровня обученности учащимся предлагаются : Таблица «Как спланировать и провести эксперимент»; Журнал исследований заполняется учеником самостоятельно в ходе проведения эксперимента. Учитель же ведёт лист наблюдений за самостоятельной работой . Основной педагогической целью является получение детьми собственного опыта и знаний не из книги рабочих тетрадей, а посредством самостоятельно организованных и проведённых экспериментов. В процессе собственной исследовательской деятельности дети должны сами задавать себе вопросы и найти на них ответы. Таким образом, они уже на ранних этапах обучения могут получить естественнонаучные и технические знания, на основе которых может быть построено дальнейшее образование.