"Сказка как средство развития связной речи у детей"

Автор: Костырина Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №30 "Одуванчик"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сказка как средство развития связной речи у детей"
Дата публикации: 08.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сказка как средство развития связной речи у детей Сегодня вопрос о развитии речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса чаще, чем друг с другом. Повсеместно расширяется повальное увлечение детьми всех возрастов компьютерными играми. Компьютерные игры сегодня оказываются более привлекательным занятием для детей, чем чтение книг. А ведь чтение книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка. Одной из задач чтения и рассказывания является обогащение словаря ребенка. Ребенок не творит «своего» языка, а путем общения с взрослыми воспринимает родной язык, созданный в течение веков. Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой язык. Сказка является эффективным средством и методом развития речи детей. Она способствует не только развитию речи, но и помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания. Язык сказок очень живописен – в нем много метких сравнений, ярких эпитетов. Поэтому сказка служит одним из самых эффективных методов обогащения словаря образными выражениями. Сказки вырабатывают у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции. Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов. Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями. Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства - регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Поэтому не случайно сегодня сказки используются педагогами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка. Занятия по сказкам мы строим по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводим пропедевтическую работу, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на
определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Чтение сказки сопровождается различного рода наглядным материалом, что помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы, а на следующем занятии – рассказать сказку. Каждое занятие обязательно сопровождается играми. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка - игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша. Раннее выявление и эффективное развитие творческих способностей является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики. Чем раньше ребенок научится нестандартно мыслить, оригинально выражать собственные идеи, будет способен видеть необычное в самых обыкновенных предметах и явлениях, тем успешнее станет любая его деятельность, благоприятным его психологическое развитие. В начале своей работы проанализировали психолого-педагогическую литературу, затем подобрав диагностические методики для исследования уровня развития связной речи и подготовили необходимый диагностический материал для проведения обследования (предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например мяч, ложка, лопатка, рукавицы). Работая с детьми младшей группы, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углубленной работы мы выбрали тему «Сказка, как средство развития речи детей». Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным, по-моему, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка. Прежде чем приступить к работе в режиме проектирования, мы определили, на каком уровне находятся дети нашей группы и выбрали конкретные способы реализации материала. Мы наметили последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам год Для повышения эффективности работы в группе была создана творческая речевая зона «А Б В Г Д – йка»: маски, настольный театр, дидактические картинки для самостоятельного составления рассказов, книги, иллюстрации картин известных художников, игрушки изготовленные руками детей и воспитателя, различный материал для изготовления поделок, книжек-малышек. Материал, содержащийся в речевом уголке, соответствует возрасту детей группы и направлен на развитие речевых и психических функций; оборудование речевого уголка обеспечивает разнообразную речевую деятельность под руководством воспитателя. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Малышам предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Именно поэтому работа с детьми проводилась с использованием сказок.