Обучение написанию сжатого изложения. Основные приёмы сжатия текста.

Автор: Долматова Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 2" п. Ханымей
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Обучение написанию сжатого изложения. Основные приёмы сжатия текста.
Дата публикации: 08.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ

ИЗЛОЖЕНИЮ
Учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Долматова Л. А.

Что значит сжать текст?

«Сжать» текст – это значит

«сократить его, но при этом

сохранить основную мысль в

каждом абзаце»;

«убрать все лишнее и оставить

только главное»;

«отказаться от подробностей».


СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА


Обобщение

однородных членов

обобщающим словом;

фрагмента предложения

синтаксическим

синонимом;

прямой речи косвенной.


Обобщение

Исходный текст

Если человек

живет, чтобы

приносить людям

добро, облегчать их

страдания при

болезнях, давать

людям радость, то он

ставит цель,

достойную человека.


Исключение

отдельных членов предложения;

однородных членов;

повторов;

Одного или нескольких

синонимов;

фрагмента предложения,

имеющего менее

существенное значение.

Исключение
Исходный текст



Главная

жизненная задача

должна диктоваться

добротой к людям,

любовью к семье, к

своему народу, к

своему городу,

стране, ко всей

вселенной.

Сжатый текст.


УПРОЩЕНИЕ

слияние нескольких

предложений в одно;

замена сложноподчинённого

предложения простым;

замена части предложения

синонимом (синтаксическая

синонимия);


Упрощение

Ведь из всех

обстоятельств,

формирующих

человека, важнейшее

– сознательное

отношение к

собственной жизни, к

собственным мыслям

и планам, и прежде

всего – к

собственным

действиям.
СЖАТЫЙ ТЕКСТ



Я вспоминал сотни ответов мальчишек на

вопрос: каким человеком тебе хочется

стать? – Сильным, храбрым,

мужественным, умным, находчивым,

бесстрашным… И никто не сказал:

добрым. Почему доброта не ставится в

один ряд с такими доблестями, как

мужество и храбрость? Но ведь без

доброты — подлинной теплоты сердца —

невозможна душевная красота человека.


Мальчишки хотят быть

храбрыми и мужественными, но

не мечтают стать добрыми.

Доброта не ставится в один ряд

с мужеством и храбростью. Но

ведь без доброты невозможна

душевная красота человека.


Добрые чувства, эмоциональная

культура — это средоточие человечности.

Сегодня, когда в мире и так достаточно

зла, нам стоит быть более терпимыми,

внимательными и добрыми по отношению

друг к другу, по отношению к

окружающему живому миру и совершать

самые смелые поступки во имя добра.

Следование путем добра — путь самый

приемлемый и единственный для

человека. Он испытан, он верен, он

полезен — и человеку в одиночку и всему

обществу в целом.


Добрые чувства – средоточие

человечности. Сегодня в мире

достаточно зла, мы должны

быть добрыми по отношению

друг к другу, окружающему

живому миру. Нам стоит

совершать смелые поступки во

имя добра. Путь добра —

единственный для человека и

общества.


Учить чувствовать и сочувствовать — это

самое трудное, что есть в воспитании.

Если добрые чувства не воспитаны в

детстве, их никогда не воспитаешь, потому

что они усваиваются одновременно с

познанием первых и важнейших истин,

главная из которых — это ценность жизни:

чужой, своей, жизни животного мира

растений. В детстве человек должен

пройти эмоциональную школу — школу

воспитания добрых чувств. Человечность,

доброта, доброжелательность рождаются

в заботах, волнениях, радостях и печалях.


Добрые чувства нужно воспитывать

с детства. В детстве человек должен

пройти эмоциональную школу —

школу воспитания добрых чувств.


Критерии оценивания

сжатого изложения. ИК1

Экзаменуемый точно передал основное содержание

прослушанного текста, отразив все важные для его

восприятия микротемы

2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил одну микротему 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил более одной микротемы 0

Критерии оценивания сжатого

изложения. ИК2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов

сжатия текста, использовав их на протяжении всего

текста

3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем Текста. 2 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1 Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0

Критерии оценивания сжатого

изложения. ИК3

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,

речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не

нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе одно нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! — воскликнул человек. — Я ничего хорошего для него не сделал... ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. Нравственность — это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.
Человеку сказали, что о нем многие отзываются в нелестных выражениях. «Да не может быть! — воскликнул человек. — Я ничего хорошего для него не сделал... ». Очень часто бывает, что люди теряют ориентиры в жизни. И тогда на добро для них привычно отвечать злом, а это уже чёрная неблагодарность. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. Чтобы этого не случилось, следует совершать добро, верить в него и получать от этого наслаждение и радость. Именно это делает нашу жизнь счастливой, и в этом её цель.

Желаю

удачи на

экзамене!