"Открытый урок по окружающему миру: Жизнь славян", 4 класс

Автор: Бартенева Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 22"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Открытый урок по окружающему миру: Жизнь славян", 4 класс
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Цели:
– создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи, – развитие умений работать со справочной литературой, развитие способностей анализировать и делать выводы, – привитие уважения к образу жизни русского народа в стародавние времена,
Оборудование:
мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир” 3-й класс, толковые словари, каточки со словами из пословицы, компьютер, видеозапись «Фрагмент из мультфильма Домовёнок Кузя».
Ход урока

1.

Организационный момент.
Здравствуйте, ребята ! (Показ слайда №1) Каждый день – всегда, везде На занятиях, в игре. Смело, четко говорим И красиво мы сидим. А сейчас, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинаем наш урок. Чтоб урок пошел нам впрок!
2.

Проверка домашнего задания.
Послушайте стихотворение. Послушайте стихотворение: Медведь живёт в берлоге, Лиса, барсук – в норе Бобёр построил хатку ,Белка живёт в дупле, Крот под землёй ютится-Там он с семьёю всей. А где живём мы с вами, Кто скажет мне скорей?-Правильно, мы с вами живем в домах. Кто-то живет в домах, кто-то в квартирах. – А с какой целью мы с вами знакомимся с жизнью наших предков? (Ответы детей.) – Давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке: Как отдыхали наши предки, Как защищали родину, как встречали гостей.
А сейчас посмотрите на экран: (на экране пословица о доме.) (Слайд 2) Кто уже догадался, какая будет тема урока ? «Скажи, какой у тебя дом»
3. Целеполагание.
– Откройте и исследуйте страницу 41 учебника. Определите тему урока. – Поставьте цели на урок. Цели: знакомство с жильем крестьянина и предметами быта.
Учитель:
мы с вами сейчас живем в домах, благоустроенных квартирах. А раньше люди жили в избах. Вам знакомо слово изба? Найдите в толковом словаре понятие слова изба. (Дети находят и зачитывают понятие).
3.

Изучение нового материала.
Откройте учебник на странице 56. (Читаем 1-ый абзац). Чтобы в этом убедиться, давайте рассмотри жилища людей из разных стран мира. Рассказ учителя. В Африке люди строили свои дома из камней. Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.
Хижины из бамбука и тростника
. В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.
Юрта.
А если вокруг — песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы — например казахи, киргизы, — с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства, сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы — свои палатки. Такая палатка называется «юрта», и она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком(очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) — и дом готов всего за несколько часов.
Яранга
.На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются — карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя — ведь там страшные морозы! Жилище северян — чукчей — называется «яранга». Она похожана юрту, но островерхая, стены там – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.
Иглу
— дом из снега. А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу — их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла выстелен звериными шкурами.
Физкультминутка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.
Итак, а сейчас мы с вами прочитаем в каких дома жили крестьяне. (Читаем второй и третий абзац на стр.56) А сейчас давайте рассмотрим рисунки и сравним, чем же отличались дома жителей разных регионов России.
Но что же было самым главным в жилище наших предков? Печь. (Слайд) Стр.58-59. Собираясь строиться крестьянин сам рубил деревья поздней осенью или ранней весной, когда жизнь в дереве замирает. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью.
А сейчас мы обратимся к рубрике этот удивительный мир.

Просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя»
В славянской мифологии дух и хранитель дома. Чаще всего домового изображают в виде крохотного старика с лицом, покрытым белой шерстью, или как двойника хозяина дома. Главное занятие домового - сторожить как сам дом, так и его обитателей. Домовой - большой проказник: щекочет сонных хозяев и гостей, вопит дурным голосом, стучит в стены, швыряется посудой - но не со зла, а так, от нечего делать. Если в доме чисто и аккуратно, домовой чувствует себя великолепно и помогает такому хозяину. В таком доме все будет работать, не будет биться посуда и ломаться техника. Он помогает найти пропавшие вещи. Для этого его нужно просто попросить об этом: "Хозяин-батюшка, помоги, подскажи, где лежит то-то и то-то..." Также он следит за маленькими детьми и предотвращает разные беды. Домовой никогда не допустить пожара, несчастного случая, кражи, при условии, конечно, что ему нравится хозяин. Домовой может разбудить хозяина утром, если у того важные дела. Может напомнить о забытых делах. Но ленивым и нерадивым хозяевам домовой с неменьшей старательностью помогает запустить хозяйство старается во всем вредить . (“Догадлив крестьянин, на печи избу поставил”.) – Объясните смысл этой пословицы. – Что является основой русской избы? – Чем являлась печь для крестьянина? (Кормилица, защитница от холода, лекарь.) – Какие элементы (предметы) были обязательны в каждой русской избе? (Печь, красный угол, палатьи, большой прямоугольный стол, лавки, предметы посуды.)
4.

Итог урока
– Что является основой русской избы? – Чем являлась печь для крестьянина? (Кормилица, защитница от холода, лекарь.) – К чему доброму привел сегодняшний урок? Что нового и интересного узнали? Какой вывод вы сделали для себя?
6. Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке. Что хотели бы узнать на следующем уроке?
7. Домашнее задание
С. 61. 1. Из чего строили свои избы жители Севера России: А) из дерева Б) из кирпича В) из блоков Г) из тростника
2. Жители юга России покрывали крышу… А) деревом Б) соломой В) шкурами Г) ветками деревьев 3. Как называлось жилище крестьян? А) хижина Б) иглу В) юрта Г) изба 4. Кто написал картину «В горнице древнерусского дома»? А) Шишкин Б) Васнецов В) Михайлов Г) Лебедев 5. Какое существо оберегало дом крестьянина? А) домовой Б) кикимора В) леший Г) русалка 6. Напиши небольшой рассказ о том , как топили печь «по-чёрному».