"Сказка про "ь" и "ъ" знак"

Автор: Цындрич Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: РСО-Алания, Дигорский р-он, ст. Николаевская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сказка про "ь" и "ъ" знак"
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока: Буква Ь и Ъ знак
.
Цель:
обобщить знания о разделительных ь и ъ знаках, закрепить знания о правописании ь и ъ знаков в словах ; отрабатывать навыки выделения орфограмм. Оборудование: проектор, ноутбук ,презентация, толковые словари С.Ожёгова.
Ход урока.

1.Организационный момент.

Пусть книги друзьями приходят в дома ,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Этот домик не в леске,

А в нашем классе, на доске.

Результатов, чтоб добиться,

Вам придётся потрудиться.

Ребята, сегодня урок у нас будет необычный.

Кто вместе с нами присутствует на уроке?

Д. Злая Колдунья и добрая Фея

Какой праздник у нас на пороге?

Д. Новый год

У. А в новогоднюю ночь происходят чудеса!!!

Посмотрим какие чудеса произойдут с нами сегодня.
Слайд 1.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2.
Уч.:
– Какое слово лишнее?

Д.:
– Лебедь – начинается с мягкого согласного звука, остальные – с твердого.
Уч.:
– Что общего во всех этих словах?
Д.:
– Во всех словах нет мягкого знака на конце слов, он смягчает согласный звук.
Уч.:
– Какую закономерность заметили во всех словах?
Д.:
– Во всех словах букв больше, чем звуков. Мягкий знак не обозначает звук. Какие две буквы не обозначают звуков? Разделительный мягкий и твёрдый знак. Слайд 3.
3
.
Объявление темы урока учащимися.
Уч.: – Ребята, посмотрите на доску. ( На доске написано столбиком ( семя– сем…я, сели –с..ели) Все ли в порядке со словами? Д.:– Нет порядка в словах второго столбика. Не хватает букв ь и ъ знака. Уч.:–Если этих знаков не будет в словах, что изменится? Д.:– Лексическое значение слов. Уч.:–Какова же тема сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться? Д.:–Буквы ь и ъ знак в словах. Будем различать ь и ъ знаки, познакомимся с их правописанием.
Работа в парах.
Составьте слова , которые оканчивались бы на –СЬ,-НЬ,-ЛЬ.
4.Словарная работа. Работа над развитием речи
Красногрудый ,чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине, Он появится опять (Снегирь)
Слайд 4. Запись предложения. Птицы – наши друзья. Кто изображён на фото? Д.:–снегири. Уч.:– Поставьте это слово в форму единственного числа. (снегирь),составьте текст про снегиря.
Вам предстоит поработать в группах.
Каждая группа зачитывает предложения. Для записи на доске выбирает одно. Объясняют орфограммы. –Слайд 5. Снегирь– красивая птица. Грудка у него красная, спинка –чёрная. Снегирь любит рябину .Он похож на яркий шарик, на румяное яблоко. – Можно ли данные предложения назвать текстом? Докажите. –А теперь каждая группа должна определить, как она поработала. На парте 3 яблочка разных цветов.
Зелёное яблоко
- выбирает та группа, которая считает, что поработала безошибочно.
Жёлтое яблоко
-допустила недочеты,1 ошибку.
Красное яблоко
- были ошибки, была оказана помощь другими группами. Составьте схему слова :яблоко. Вспомните секрет про «я» Буква я обозначает два звука в начале слова После гласного Один звук после мягкого согласного Яблоко –это словарное слово 5.
Работа над темой.

6.Физминутка

Уч. Ребята, а что любят взрослые и дети?

Д.Сказки.


Уч . А какие бывают сказки?

Д.Волшебные, бытовые и сказки о животных.
Слайд 6 Сказка про ь и ъ знак. Жили-были в азбуке буквы и любили они ходить друг к другу в гости. Жили они не тужили, потому что все дружили и весело им было, песенки они пели мягкие, ласковые: ми, ми, ми, ля, ля, ля… Но жили среди них буквы, с которыми никто не дружил. Гласным и согласным буквам не нравилось, что ь и ъ знак не обозначают звуки, не умеют говорить, все время молчат. И жилось этим буквам плохо, одиноко, поэтому они такие хмурые. Жил ь знак в деревне глухой .И у него не было друзей, скучно ему жилось одному. Решил ь знак пойти по белому свету, по соседним деревням искать себе друга и верного товарища. Шёл он долго горами,. полями, лесами. Забрёл он в деревню из 32 домов где жили 32 буквы. И все были ему не рады. Никто его не приютил и чаем не угостил .Постучался ь знак в 33 дом ик и к к нему навстречу вышел … Всем известно без подсказки: Твердый знак- как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. Обнял он ь знака,пригласил его в дом,отогрел и сладким чаем угостил. Обрадовалдся ь знак.Вот так и стали они верными товарищами и друзьями. Но было у знаков любимое занятие, они занимали в словах нужное место. Мы помогли ь и ъ знаку занять достойное место в алфавите! Мы доказали, что некоторые слова без них существовать не смогут. Слайд 7 Чай в семье тогда пьётся ,когда в семье дружно живётся.
Работа с учебником.


6
. Слайд 9. Чтоб никого не огорчить, Он всё старается смягчить. Сядь – сядьте ! Пальчики как веер расставьте . (Пальчиковая гимнастика) Фонарики погасли ( сжимают пальцы в кулак),фонарики зажглись(распрямляют пальцы).
7.Закрепление изученного.

9.Рефлексия.
– Я научился (-лась)… – Я понял (-ла)… – Я смогу…