"Самостоятельная деятельность младших школьников как способ получения знаний о природе"

Автор: Петрова Анастасия Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Самостоятельная деятельность младших школьников как способ получения знаний о природе"
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23» г. Калуги САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ подготовила учитель начальных классов Петрова Анастасия Юрьевна г. Калуга 2016
Аннотация: Одно из ключевых направлений модернизации современного начального общего образования связано с его нацеленностью на развитие личности на основе формирования самостоятельной учебной деятельности – умению учить себя. Основным результатом начального образования признается ключевая учебно – познавательная компетенция – умение учиться [1]. Значительный вклад в изучение самостоятельной работы внес П.И. Пидкасистый, который считает, что самостоятельная работа - это
средство
обучения, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задачи [3]. Ключевые слова: Самостоятельная деятельность, средство обучения, предмет «Окружающий мир» Анализ публикаций и опыта работы учителей показывает, что в связи с появлением ФГОС НОО второго внимание учителей к организации самостоятельной деятельности учащихся усилилось. Большинство учителей организуют самостоятельную работу на каждом уроке. При этом, контроль за результатами этой деятельности осуществляют по – разному: текущий - при помощи КИМов, самопроверки, взаимопроверки, фронтальной проверки. Большое внимание уделяется ими проектной деятельности, самостоятельному проведению практических работ на уроках. Нами было проведено экспериментальное исследование в первых и вторых классах. В первой части этого исследования мы выявили отношение учащихся к самостоятельной работе с помощью методики Л.В. Жаровой [2]. Результаты представлены на Рисунке 1:
Рис.1. Отношение учащихся 1 «А» и 1 «Б» и 2 «А» и 2 «Б» классов к самостоятельной работе на уроках «Окружающего мира» Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что отношение учащихся за
два года
обучения к самостоятельной работе практически не изменилось. В целом они положительно относятся к самостоятельным видам деятельности, которые организуются на уроках «Окружающего мира». Анализ анкеты показал, что большинству учащихся самостоятельная работа дает возможность проверить свои знания и проявить при этом самостоятельность. При этом, они отдают предпочтение таким видам самостоятельных работ, как работа с учебником, решение природоведческих задач и выполнение упражнений. Многие учащиеся при ответе на вопросы анкеты указали, что им при выполнении самостоятельной работы необходимо как объяснение самого задания, а в первом классе и помощь учителя. При ответе на вопрос об организации самостоятельной работы школьники предложили чаще использовать на уроке творческие и индивидуальные самостоятельные задания. Учащиеся первого класса предлагали исключить домашнее задание и увеличить долю самостоятельной работы на уроках. Вторая часть этого исследования была посвящена анализу отношения родителей к данному виду деятельности на уроках «Окружающего мира». Анализ анкеты показал, что 70 % родителей утверждают, что домашнее задание по предмету «Окружающий мир» дети выполняют всегда, и при этом за помощью при его выполнении обращаются не всегда. На вопрос: Почему 0 5 1 0 1 5 2 0 2 5 Учащиеся 1 "А" класса Учащиеся 1 "Б" класса Учащиеся 2 "А" класса Учащиеся 2 "Б" класса Положительно Отрицатель но Безразлич но
ребенку Вы оказываете помощь? родители ответили: «Для того, чтобы ребенок получил хорошую отметку» Судя по ответам родителей и учащихся мы выяснили, что дети во втором классе меньше обращаются за помощью к учителям и родителям при выполнении домашнего задания, чем в первом классе. Третья часть данного исследования была посвящена анализу знаний по предмету. Для этого учащимся была предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. Анализ ответов показал, что по некоторым вопросам учащиеся имеют высокие знания (рисунок 2). Рис. 2. Определение знаний по предмету «Окружающий мир» у учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов Лучше всего они ответили на вопросы: - Какие животные меняют окраску шерсти зимой? - Какие птицы раньше улетают на юг? Хуже всего они ответили на вопросы, требующие выделения существенных признаков и знаний основных понятий. С учащимися экспериментального класса были организованы и проведены такие виды работ, в которых самостоятельную деятельность можно организовать в большем объеме: Организация самостоятельной деятельности на уроках включала:  Организацию подготовительной работы к уроку;  Организацию работы в группах;
 Организацию работы с учебником, с тетрадью на печатной основе, с дополнительной литературой; Организация самостоятельной деятельности во внеурочное время заключалась в выполнении учащимися разных проектов К одному из видов самостоятельной деятельности учащихся относится подготовка их к изучению новой темы. Это связано с тем, что предмет «Окружающий мир» включает большое количество информации из разных наук, поэтому желательно, чтобы с частью этой информации учащиеся познакомились до урока. Это позволит учащимся быть более активными участниками на этапе изучения новой темы, так как учитель будет иметь возможность организовывать беседу [4,5]. При организации этого вида деятельности учащимся предлагалось почитать дополнительную литературу, провести наблюдения в природе по заданию учителя, выполнить несложные домашние опыты. Приведем некоторые примеры. При изучении темы «На воде и в лесу» в рамках подготовительной работы учащимся было дано задание прочитать рассказ «Коварные двойники» из книги А.А. Плешакова «Зеленые страницы», посвященный характеристике ядовитых грибов. Это позволило учителю на самом уроке организовать сравнительный анализ съедобных и несъедобных грибов, которые очень похожи друг на друга и выявить их различия. На уроке по теме «Какие бывают животные?» была организованна групповая работа. Каждая группа получила алгоритм выполнения работы, в котором был обозначен порядок действий, способ выполнения, способ фиксации изученного содержания. И были даны материалы: описательные и иллюстративные. При отчете групп была составлена таблица. По итогам этой работы учащиеся должны были составить характеристику двух групп животных.
При проведении уроков как самостоятельный вид деятельности организовывалась работа с тетрадью на печатной основе и дополнительной литературой. В частности, учащиеся должны были самостоятельно прочитать рассказ «Похожие, но разные» из книги А.А. Плешакова «Зеленые страницы» и, работая с этой информацией, записать признаки сходства и различия между жабами и лягушками в рабочую тетрадь. Одним из видов самостоятельных работ во внеурочное время является проектная деятельность, которая подразумевает под собой совместную деятельность, учебно – познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую: общие цели, методы, способы, направленные на достижение общего результата. В учебниках многих авторов она введена и в содержание учебников. Например, в учебниках А.А. Плешакова есть рубрика «Наши проекты». При реализации проектной деятельности развивается исследовательская деятельность младших школьников, которая способствует формированию общеучебных компетенций. Проект содержит несколько этапов: - мотивационный - планирующий - информационно - операционный - рефлексивно – оценочный, В соответствии этим этапам был организован и выполнен во втором классе проект на тему: «Красная книга Калужской области». При организации выполнения проекта нами была проведена беседа не только с учащимися, но и с их родителями. Для учащихся была составлена

памятка,
в которой отражена структура проекта, этапы проекта и их цель, фразы – клише, план защиты проекта и образцы защиты работ . В ходе выполнения проекта и учащиеся, и родители обращались с вопросами по деталям выполнения проекта. С помощью родителей учащиеся собирали информацию, фиксировали ее, после чего эта информация систематизировалась и предлагались варианты ее представления. После этого была проведена защита проектов. Полученные нами результаты помогли нам подтвердить предположения, и сделать вывод о том, что процесс организации самостоятельной деятельности при изучении предмета «Окружающий мир» у младших школьников будет наиболее эффективным, если использовать разнообразные методы и приемы формы организации самостоятельной деятельности и это будет способствовать повышению уровня знаний по предмету.
Список использованной литературы: 1. Антохина В.А. Формирование профессиональной компетенции в развитии умения учиться: теоретические и практические аспекты: Монография – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011. – 316 с. 2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 205 с. 3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование М.: Педагогика, 1980, 240 стр. 4. Титова В.В. Практикум по методике преподавания «Окружающего мира» в начальной школе: Учебно – методическое пособие для студентов заочного и очного отделений факультета начального образования и студентов педагогических колледжей и училищ – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. – 140с. 5. Титова В.В. практикум по методике развивающего обучения естествознанию: Учебно – методическое пособие для студентов заочного и очного отделений факультета начального образования (вторая ступень) – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010. – 160 с.