"Виды предложений по цели высказывания"

Автор: Егорова Анна Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 29
Населённый пункт: город Тверь, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Виды предложений по цели высказывания"
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Конспект урока.

Тема:
Виды предложений по цели высказывания. 
Цель:
формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации. 
Задачи урока
через планируемые результаты:
Личностные
:  Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.  Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.  формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
 Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.  Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.  Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.  Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:

Регулятивные:
 Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
 Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.  Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.  Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
 Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.  Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.  Извлекать нужную информацию.
Тип урока:
Урок формирования умений и навыков. Основные методы обучения: Проблемное изложение Частично-поисковый Словесный Самоконтроль Наглядно-вербальный Диалогический Эвристический
Ход урока.

2
1 этап. Организационный
. Здравствуйте, ребята, садитесь! Тема нашего сегодняшнего урока «Виды предложений по цели высказывания». Слайд № 1. Запишем в тетрадях число, классная работа, тему урока.
2 этап. Актуализация знаний.

1.

Проверка домашнего задания.
1) Синтаксическая пятиминутка: - Вспомним, что такое словосочетание? - Какова роль словосочетаний? - Как установить смысловую связь в с\с? -Какими способами может выражаться грамматическая связь в словосочетаниях? Слайд № 2. Выпишите из предложения словосочетания: 1 вариант – именные 2 вариант – глагольные. Обозначьте главное слово, поставьте вопрос к зависимому. Над ручьем пушистые подвески осыпает старая ольха. (М.А. Дудин) Молодцы! Проверьте себя! 2) - Вспомним, что такое предложение? - Чем предложение отличается от словосочетания? -Каковы признаки предложения? - Какие члены предложения являются главными? - Может ли грамматическая основа предложения состоять только из одного главного члена? Вам было задано в тексте упр. 143 определить границы предложений. Прочитайте предложения, в которых грамматическая основа состоит - из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) - из одного главного члена. Вы отлично справились с заданием!
2.

Самоопределение к деятельности.
Ребята, вы уже знаете о предложении многое, но далеко не все. Готовы узнать больше? Тема нашего урока записана на доске и в тетрадях. Очевидно: важно, зачем мы говорим или пишем что-либо, каковы цели наших высказываний.
Попробуйте определить эти цели:
сообщать, спрашивать или побуждать к действию.
А теперь сформулируйте цели
, которые вы ставите перед собой на этом уроке: - узнать, почему предложения делятся на виды по цели высказывания? - чем эти предложения между собой отличаются? - научиться правильно ставить знаки препинания в конце предложения.
3
3 этап. Работа по теме урока. Получение новой информации.
1. Беседа. - Проведите самостоятельные наблюдения ( п. 29, с. 70, в начале страницы) и сделайте вывод.
Вывод. Слайд № 4

-
Прочитайте теоретические сведения на с. 70 Перед вами листочки с предложениями. Сравните предложения по цели высказывания. Работа в парах.
Слайд № 5
1) (Не)перех..дите улицу на красный сигнал светофора. 2) Улицу надо перех..дить осторожно. 3) Вы знаете Правила д..рожного движения? 4) Как обозначает(?)ся на дорог.. пешеходный переход? 5) Пешеходный переход называют «зеброй» 6) На дорог.. не отвл..кайтесь на разговоры. Проверь себя! (Пов. пр. - 2, 5, вопр. - 3, 4, побудит. - 1, 6)
Слайд № 6
- Морфемный разбор слов: дорожного, пешеходный
Физкультминутка
Если вы слышите повествовательное предложение – хлопаем в ладоши, вопросительное – приседаем, побудительное – поднимаем руки вверх. 1.Осення пора, очей очарованье. 2Ребята, берегите природу! 3.Кто любит гулять по осеннему лесу? 4.Собирайте их скорей! 5. Сколько листьев залетело к нам в окно? 6. И снова осень наступает. 2. Работа над интонацией. - Проведите самостоятельные наблюдения с. 70, после теор. сведений, сделайте вывод. Вывод: При чтении повествовательных предложений голос сначала повышается, а после небольшой паузы к концу предложения понижается. - прочитайте предл. 2, 5. Где мы должны сделать паузы? -Понаблюдайте, с какой интонацией произносятся побудительные предложения, вопросительные. Попробуйте прочитать предложения с нужной интонацией. 3. Конструирование предложений Упр. 147 - работа по вариантам. (У доски 2 человека.)
5 этап. Закрепление полученной информации.
Определи вид предложения по цели высказывания.
4 1. Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? 2. Лови, лови, да дави ее, дави Вот ужо! постой немножко, Погоди: (А князь в окошко) 3. Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил.
(Слайд №7)

6 этап. Домашнее задание.
Дифференцированное задание: 1) Из пьесы «Озорник Петрушка» выписать разные виды предложений по цели высказывания (по 2 на каждый вид) 3) Упр. 149 – письменно, учить п. 29.
7 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Подведем итоги нашего урока: - Какие бывают виды предложений по цели высказывания? - Почему важно соблюдать правильную интонацию в речи? 2. Урок наш был очень насыщенным. Завершая урок, я хочу сказать, что мы хорошо поработали: пополнили наши знания о предложении, вспомнили как надо делать морфемный разбор, разобрали все орфограммы и пунктограммы. 3. Выставление оценок за работу на уроке.