Родительское собрание "Эмоциональные состояния ребёнка"

Автор: Изергина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП № 2
Населённый пункт: город Котельнич, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Эмоциональные состояния ребёнка"
Дата публикации: 10.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Родительское собрание во 2 классе

«Эмоциональные состояния ребёнка»
Подготовка:
1.

Рисунки детей: «радость», «горе», «тоска», «восторг».

2.

Рисунки детей «Несуществующее животное».

3.

Заполнение родителями таблицы «Таблица эмоциональных

реакций» и анализ.

Ход собрания.

Вступительное слово учителя:
Уважаемые мамы и папы! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться каждому прожитому дню, чтобы были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях. Приведу такой пример. В одном из детских садов обследовалась группа четырёхлетних детей. Им раздавались разноцветные мармеладки, причём они имели право их съесть, пока взрослые выйдут из комнаты. Но если они вытерпят и не съедят свои мармеладки, пока взрослых не будет, то получат по две вместо одной. Таким образом, измерялся уровень самоконтроля. Исследователи вернулись к этим детям много лет спустя, когда они заканчивали школу. Оказалось, что те, кто в четыре года смог вытерпеть дольше других, в семнадцать имели лучшие баллы в аттестате. Их отличали также многие ценные социальные качества: знание людей, уравновешенность, собранность в трудных ситуациях. Они были более надёжными, ответственными, продуктивным в работе, чем их сверстники, которые сразу проглотили свои мармеладки тринадцать лет назад. Таким образом, блестящие умственные способности при поступлении ребёнка в школу не являются абсолютной гарантией его успеха. Важно, чтобы ребёнок обладал необходимыми человеческими качествами, так называемой «эмоциональной интеллигентностью», воспитание которой начинается дома и главными учителями всех полезных качеств становятся родители. В результате многочисленных исследований, экспериментов, выяснилось, что в повседневной жизни гораздо важнее интеллекта
оптимизм, способность

управлять собой и держать удар, умение бороться с трудностями жизни,

умение ладить с людьми.
Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой и с миром в целом приводит к нарушениям физического и нервно-психического здоровья. Да и в жизни зачастую бывает так, что очень умные, талантливые люди просто пропадают, не умея приспособиться к условиям. А люди, не отличающиеся особыми умственными способностями, так называемые «тихие троечники», но имеющие вышеперечисленные качества, оказываются более успешными.
2. Беседа с родителями : 1) Эмоционален ли ваш ребёнок? 2) Умеет ли ребёнок радоваться? 3) В каких случаях ваш ребёнок проявляет радость, восторг? 4) Считаете ли вы необходимым для ребёнка поддерживать его состояние радости, удовольствия? 5) Каким образом вы это делаете? 6) Проявляет ли ваш ребёнок негативные эмоции? 7) В каких случаях он это делает? 8) Как вы помогаете своему ребёнку преодолевать негативные эмоции? 9) Как часто негативные эмоции вашего ребёнка связаны со школой и учебной деятельностью? 10) Боится ли ваш ребёнок говорить вам о своих учебных неуспехах? 11) Считаете ли вы проблему воспитания и развития эмоций школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания? Мы неслучайно повели сегодня этот разговор. Многие дети, к сожалению, уже сейчас не умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. А ведь они станут когда-то взрослыми! Нередко причиной этого является неправильный подход к воспитанию ребёнка. Сегодня я попытаюсь доказать вам, на сколько это важная проблема, решение которой не терпит отлагательств. 3. Анализ
психологом
рисунков детей : « радость » , « горе » , « тоска » , « восторг » и т . д .
Учитель
: Таким образом, мы увидели, что те или иные эмоции дети испытывают в различных ситуациях, и большинство отрицательных эмоций возникает у детей в ответ на трудности, которые им встречаются.
Психолог
: Одна из форм проявлений эмоционального неблагополучия - школьная тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях из-за оценки педагогов, сверстников. Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребёнка в любой школе, в любом классе. Полностью снять тревогу невозможно, да и не нужно. Учёные считают, что обучение и развитие личности ребёнка наилучшим образом протекает тогда, когда тревога находится на оптимальном уровне и когда ребёнок обучен адекватным способам борьбы с нею. Трудности встречаются в жизни любого человека, причём у детей не реже, чем у взрослых. Трудная ситуация характеризуется несоответствием между тем, что ребёнок хочет, и тем, что он может. Способы поведения детей в трудных ситуациях индивидуальны, зависят от темперамента ребёнка, его индивидуального опыта, но во многом ещё и от воспитания в семье. При правильном подходе могут сформироваться конструктивные способы поведения: такие как умение извиниться, первым подойти для извинения, примирения, умение довести начатое до конца.
Но могут сформироваться и неконструктивные способы: возникновение различных вредных привычек, таких, как обгрызание ногтей, сосание пальцев, отказ от общения, агрессивность. Назовём признаки эмоциональной одарённости детей, которые можно обнаружить ещё в дошкольном возрасте. Вспомните, какими были ваши дети в раннем детстве, могли ли вы отмечать эти качества у своих детей тогда, проявляются ли эти признаки сегодня. Учёные также доказали, что такими способностями прежде всего обладают дети эмоционально компетентных родителей. Такие дети спокойнее, меньше ноют и канючат, лучше справляются с текущими проблемами, более жизнерадостны, имеют позитивный настрой в игре с друзьями, меньше боятся всего нового, более популярны среди сверстников. Почему же так происходит? Почему дети так по-разному себя ведут в одинаковых ситуациях? Давайте попытаемся разобраться вместе. Назову наиболее распространённые ошибки в стиле семейного воспитания. Ваша задача – послушать и задуматься, а не относится ли всё перечисленное к вам, не пора ли менять тактику. Помните о том, что ребёнка воспитываете не только вы, есть ещё папы, бабушки, дедушки, Вы, может быть, и правильно поступаете, анализируйте поведение всех членов семьи.  Один тип родителей просто игнорирует чувства своих детей, считая их не заслуживающими внимания. Часто они поглощены собой и собственными делами.  Другой тип родителей склонен потакать детям во всём. Они позволяют детям быть плохими, разжигать в себе мстительные чувства, вынашивать недобрые планы. Они не стараются научить своих детей
Качество

Что это такое

Ранние признаки
Самоотчёт Ясное представление о том, что ты чувствуешь в каждый момент времени. Четырехлетний ребёнок может сказать: «Мне грустно, потому что Петя не хочет играть со мной» Самообладание Способность оставаться спокойным, отбрасывать тревоги и неприятности, оправляться от ударов. Младенец сам себя успокаивает разными звуками. Дошкольник не отвечает на провокацию сверстников. Самомотивация. «Автоподзавод», усердие и постоянство Школьник может воспринимать плохую отметку как вызов себе и удваивать усилия. Эмпатия Понимание чувств других людей. Способность к сопереживанию Младенец, услышав плач, может тоже заплакать. Дошкольник может утешать расстроенного сверстника. Контактность Умение взаимодействовать с окружающими Четырёхлетний ребёнок не врывается грубо в чужую игру и не стоит робко в стороне, а показывает, что хотел бы присоединиться, и спрашивает разрешения окружающих.
справляться с трудными ситуациями более конструктивным образом. Они пытаются подкупить разгневанного или расстроенного ребёнка.  Третий тип – это жёсткие, вечно сердитые и высокомерные родители, не уважающие людей вообще и собственных детей в частности.  Четвёртый тип родителей, пытаясь максимально защитить своё дитя, лелеют, оберегают его, предупреждая желания и потребности, стараясь максимально облегчить его жизнь, этим нарушая эмоциональную сферу ребёнка, нанося вред его психике. Мудрые родители используют все огорчения и проблемы ребёнка как возможность научить его чему-то. Они помогают найти решение проблемы, а не просто успокоить ребёнка. Предлагаю вам памятку: (памятка зачитывается и дарится родителям) Памятка Восемь главных советов по « эмоциональному тренингу» 1 Учитесь различать оттенки эмоций вашего ребёнка. Хорошие родители замечают не только смех и слёзы, но и грустный взгляд ребёнка, и чуть-чуть надутые губки. 2 Сначала помогите ребёнку понять, какое именно чувство он испытывает, а только потом утешайте. 3 Если ребёнок несчастен оттого, что его дразнят в школе, скажите: «Понимаю, что ты обижен и расстроен. Я чувствую то же самое, когда люди нарочно доставляют мне неприятности». Когда чувства названы «по имени», ребёнку гораздо легче справиться с ними. 4 Извлекайте выгоду даже из негативных детских эмоций. Заметили, что ребёнок сердится или испуган? Самое время поговорить по душам, помочь малышу разобраться в своих чувствах и стать друг к другу ещё ближе. 5 Разделяйте положительные эмоции своего ребёнка: «Конечно, ты рад и чувствуешь гордость, ведь это заслуженная пятёрка». Это вызывает желание идти вперёд и добиваться новых побед. 6 Решайте проблемы, устанавливая границы дозволенного. Скажите, например, «Ты можешь сердиться на младшего брата, но нельзя отнимать у него машинку». 7 Обучите ребёнка элементам аутотренинга (например, умению расслабляться, сосчитав до десяти). 8 Не бойтесь поделиться со своим ребёнком своими чувствами и слабостями. Ранее было сказано, что одним из неконструктивных способов преодоления трудностей является агрессия . К сожалению, с агрессивным поведением мы сталкиваемся каждый день, как с проявлением нарушения адаптации к школе.
Психолог
: Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предметам, человеку, животному.
Виды агрессии:  Физическая: причинение ущерба (драки, забирают и выбрасывают чужие вещи, ломают)  Вербальная (обзываются, матерятся)  Раздражение (бунчат, ворчат)  Негативизм (обозначают манеру поведения, оппозиционную всему классу)  Косвенная (сплетни, злобные шутки, прозвища, на первый взгляд необидные). Назовём 6 явных признаков агрессивного поведения. Отметьте для себя, сколько из них присущи вашему ребёнку, чтобы определить уровень его агрессивности. 1 Упрямство, стремление возражать. 2 Драчливость, вспыльчивость, приступы гнева. 3 Желание обидеть и унизить. 4 Властность (не реагирует на замечание учителя, продолжает делать то, что задумал). 5 Эгоцентризм (его желания, потребности самые главные). 6 Завышенная самооценка. 5-6 признаков – высокая степень выраженности. 3-4 признака – средняя степень выраженности 1-2 признака – низкая степень выраженности
Психолог
проводит анализ рисунков «Несуществующее животное» Об агрессивности ребёнка говорят наличие у животного острых зубов, когтей, игл, наличие оружия. Уровень агрессивности меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения очень много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, отношение к ребёнку в семье. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что он иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируют его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики, но при неправильном воспитании агрессивными могут быть и девочки. Очень частой причиной детской агрессии бывает семейная ситуация. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Если ребёнок постоянно слышит, как нецензурно выражается отец или мать, самые близкие ему люди, он будет употреблять такие же слова. Уважаемые родители, следите за своей речью, за своими эмоциями, не выясняйте отношения при детях. К агрессии приводят неправильные формы наказания :
 слишком жестокие  полное отсутствие наказаний за агрессию  родители намеренно подстрекают агрессию (дай сдачи)  если родители наказывают ребёнка за то, что позволяют себе сами (мат, ложь)  так же агрессивным детям противопоказаны жестокие виды спорта (бокс, борьба, каратэ). Причиной агрессивного поведения ребёнка может стать увлечение компьютерными играми с жестоким сюжетом, просмотр фильмов с элементами физического насилия. Психологи считают, что совладать с агрессией ребёнка можно до восьми лет, хотя избавить полностью человека от агрессии невозможно, можно научить его контролировать свои поступки, свои чувства. В противном случае ребёнок попадает в асоциальные группы, агрессивность усугубляется, может стать причиной правонарушений и преступлений в подростковом возрасте. Для преодоления детской агрессии в арсенале родителей должны быть внимание, сочувствие, терпение, требовательность, открытость, честность, обязательность, доброта, ласка, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт. Далее учитель зачитывает и дарит родителям ещё одну памятку. Памятка Агрессивность ребёнка проявляется , если :  ребёнка бьют;  над ребёнком издеваются;  над ребёнком зло шутят;  ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;  родители заведомо лгут;  родители пьют и устраивают дебоши;  родители воспитывают ребёнка двойной моралью;  родители не умеют одинаково любить своих детей;  родители ребёнку не доверяют;  родители выясняют отношения в присутствии ребёнка;  родители настраивают ребёнка друг против друга;  родители не общаются или общаются мало со своим ребёнком;  вход в дом закрыт для друзей ребёнка;  родители проявляют к ребёнку мелочную заботу и опёку; Уважаемые родители, пока ещё не поздно, и можно сделать многое. Подумайте, что можно изменить в ваших отношениях и в стиле воспитания. Всё в ваших руках.