"Спряжение глаголов"

Автор: Деряева Лариса Анатольевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ Приветненская школа
Населённый пункт: с. Приветное, Кировский район, Республика Крым
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Спряжение глаголов"
Дата публикации: 10.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок русского языка

5 класс

«В гостях у дядюшки Спряжение»

(Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глаголов)

Урок из серии «Учимся с Алисой» с использованием грамматических

сказок.

Цели:

Содержательная:
организовать учебную деятельность учащихся, направленную на расширение понятийной базы морфологического класса глагола и выработку умения различать глаголы I и II спряжения по ударным личным окончаниям; умения выбирать написание личного окончания в приставочных глаголах.
Деятельностная:
организовать учебную деятельность учащихся, направленную на выработку умения выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывать практические навыки написания безударных личных окончаний глаголов.
Развивающая:
способствовать формированию у учащихся опыта выполнения действий по достижению целей учебной деятельности под руководством учителя.
Воспитательная:
способствовать формированию у учащихся самостоятельности при осуществлении практической деятельности.
Пояснительная записка
На первом уроке изучения темы «Глагол» учащиеся встречаются с Алисой, с которой они уже знакомы по предыдущим урокам с использованием грамматических сказок. Любознательная девочка Алиса, путешествующая по стране Глаголии, задумывается над вопросом о правописании личного окончания глагола «вылетит». Таким образом создаётся проблемная ситуация с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для решения поставленной задачи. Используется мотивирующий приём «яркого пятна» – обращение за помощью к дядюшке Спряжению, который даёт разъяснения, опираясь на знания учащихся, полученные в начальной школе. В ходе такого общения вводится новый материал о способах определения спряжения и выборе гласной в личном окончании глагола. Выполняя задания, предложенные дядюшкой Спряжением, учащиеся отрабатывают правописные навыки, тренируют умение определения спряжения глагола. Ресурс включает электронный тренажёр «Собери букет для Алисы», в котором дядюшка Спряжение предлагает учащимся проверить свои знания по теме и собрать из 1
правильных ответов-ромашек букет для Алисы. Тренажёр по усмотрению учителя можно использовать как для коллективной, так и индивидуальной работы.
Рекомендации

по использованию ресурса

1 слайд
– титульный
2 слайд

Создание проблемной ситуации
. Озвучен. Переход на следующий слайд осуществляется автоматически.
3 слайд
– озвучен, автоматический переход к следующему слайду.
4 слайд

Запись темы урока
. Слайд озвучен. Переход на следующий слайд осуществляется автоматически.
5 слайд
– вопросы-гиперссылки дядюшки Спряжения появляются по щелчку. По гиперссылкам переходим на слайды 6 – 12. Работа на этих слайдах осуществляется по управляющим кнопкам: – переход на следующий слайд – возвращение к исходному слайду – На вопросы установлены триггеры; ответы озвучены. Щелкнув по кнопке, слышим слова дядюшки Спряжения.
13 слайд
– слова появляются автоматически. Переход на другой слайд по щелчку мыши.
14 слайд
– работаем по щелчку мыши. Переход на другой слайд осуществляется щелчком мыши.
15 слайд
– Установлены триггеры на все глаголы, встречающиеся в тексте. Работа проходит следующим образом: щелкаем по глаголу, происходит кратковременное перекрашивание слова и сверху появляется глагол в форме 3-его лица и номер спряжения. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке.
16 слайд
– проверка задания
«По инфинитиву определи спряжение глагола, укажи

его в скобках и поставь глагол в нужную форму»
, выполненного учащимися 2
самостоятельно на распечатках, полученных в начале урока. Текст появляется автоматически. Переход на другой слайд осуществляется щелчком мыши.
17 слайд

Игра «Наведи порядок».
Слова ярким весенним днем гуляли по лесу. Погода была замечательная. Время шло. Увлечённые, они не заметили, как стемнело. Пора было собираться домой. Одни – с буквой И – шли в свой домик, другие – с буквой Е – в свой… Наступило утро. О, ужас! Оказывается, некоторые слова заблудились, перепутав ночью, куда шли. Помогите заблудившимся словам найти свои дома. Работа проходит следующим образом: щелкаем по фигурке дядюшки Спряжения, изображение исчезает. При последующих щелчках мыши в словах последовательно появляются пропущенные буквы и глаголы «занимают» свои домики. После этого вновь появляется фигурка дядюшки Спряжения. Крыша домика
«I

спряжение»
меняет цвет. Щелкнув по ней, переходим по гиперссылке на
слайд 23
и говорим, почему данные слова «заняли» этот домик. Нажав на фигурку дядюшки Спряжения, возвращаемся на
слайд 17
. Крыша домика
«II спряжение»
тоже изменила цвет, повторяем предыдущие действия, переходим на
слайд 24
, а с него на
17
. Далее по управляющей кнопке переходим к следующему заданию.
18 слайд

Физкультминутка для глаз
. Слайд озвучен. Переход на следующий слайд по стрелке.
19 слайд –
проверка осуществляется по щелчку мыши. Переход на другой слайд по щелчку мыши.
20 – 21 слайды

Задание «Сам себе голова».

Порядок работы.
На экране демонстрируются глаголы с пропущенными личными окончаниями. Учащиеся в тетрадях записывают буквы, которые необходимо вставить на месте пропусков. Проверка выполнения задания осуществляется по клику мыши. Переход на следующий слайд по щелчку.
22 слайд – Тренажёр «Собери букет для Алисы».
Тренажёр встроен в ресурс как самостоятельный объект. Для начала работы надо щелкнуть по картинке, далее работаем по инструкции, которая содержится в тренажёре. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке.
23 слайд

Итог урока
. Учащиеся должны продолжить фразу, предлагаемую дядюшкой Спряжение или Алисой (появляется по клику мыши). На каждую выноску установлено время демонстрации в 4 сек. Переход на следующий слайд по управляющей кнопке. 3

24 – 25

слайды – Завершение урока.
Слайд 24 озвучен. Дядюшка Спряжение и Алиса прощаются с учащимися.
Переход на 25 слайд
по щелчку. Запись домашнего задания по группам (появляется автоматически). В ресурсе привожу пример творческого задания. Упражнение для домашней работы, теоретический материал каждый учитель, который решит воспользоваться данным продуктом, может добавить в презентацию по своему усмотрению.
Желаю приятной работы!
4