"Подготовка будущего педагога к культуре мира и толерантности".

Автор: Афонина Александра Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: проект
Тема: "Подготовка будущего педагога к культуре мира и толерантности".
Дата публикации: 25.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 26 Пролетарского района г. Ростова-на-

Дону

Проект:

«Подготовка будущего педагога к культуре мира и толерантности».

Выполнила: Афонина А.В.

г. Ростов – на- Дону

2015г.


Содержание:
1. Актуальность подготовки будущего педагога к культуре мира и толерантности в современном мире. 2. Цель, задачи, предмет, гипотеза, проблема и критерий успешности проекта. 3. Общечеловеческие ценности - основа общей культуры будущего педагога. 4. Формирование толерантного сознания в культуре мира - ключевая проблема педагогического образования. 5. Как должна ответить педагогика, теория и методика воспитания? 6. Баланс «культура-мир-толерантность-образование-индивид». 7. Будущее начинается сегодня. Список литературы.

1. Актуальность подготовки будущего педагога к культуре мира

и толерантности в современном мире.
Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий в связи с процессами интеграции и миграции происходящими в современном мире является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудно разрешимости подобного рода конфликтов, так как они основываются на различии культур, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Сегодня все государства претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества. Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве. Одной из острейших проблем современного общества в России являются межнациональные отношения, которые усилились с начала 90-х по ряду причин: распад СССР, обеднение и маргинализация больших слоев населения, экономический кризис и резко возросшая миграция населения. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности - Конституция. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. является гарантом терпимости в России. Статья §19 п.1. Конституция Российской Федерации гласит: все равны перед законом и судом; Статья §19 п.2.: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и т.д. Статья §29 п.2.: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, ненависти.
Статья 26 п.1.:каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности). Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг). и Национальную Доктрину образования Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751). В духе такой трактовки толерантности в нашей стране принимаются различные законодательные акты. К примеру, в ноябре 2002 года Правительство Москвы утвердило Среднесрочную городскую целевую программу "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004)". Данная программа исходит из следующего положения: "Именно образование позволяет человеку либо быть открытым и толерантным к окружающему миру, проявлять живой и доброжелательный интерес к судьбам других людей и народов, сокровищам мировой культуры, либо вести ущербное, ограниченное, изолированное существование лишенного созидания и творчества "маленького человека", который становится потенциальной жертвой экстремизма и радикализма". К сожалению, в "Программе" не прописаны четко "базовые ценности" "культуры мира". Для формирования толерантности молодежи к представителям других народов в городе Ростове -на -Дону принята городская целевая программа
«Молодежь Ростова» на 2007-2010 годы», утвержденная Постановлением Мэра города 27.09.2009 №111. В программе вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи, профилактики негативных явлений и экстремизма, создания условий для развития оптимальных межнациональных, межэтнических отношений в молодежной среде были обозначены как приоритетные — это была задача № 1. На уровне Ростовской области вопросы формирования толерантности молодежи к представителям других народов, культур, призвана решать «Областная долгосрочная целевая программа «Молодежь Ростовской области (2011-2013 гг.)», утвержденная Постановлением Администрации Ростовской области от 25 августа 2010 года № 148. В ней депутатами Законодательного собрания РО и Губернатором, среди прочих, была указана существующая в Ростовской области проблема — слабая информированность о других народах, культурах, наличие негативных этнических и стереотипов. После окончания данной программы Администрацией города была принята новая долгосрочная городская целевая программа «Молодежь Ростова» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Администрации города 25.09.2010 №705. 9 сентября 2011г. Президент России Дмитрий Медведев призвал к этнической толерантности, также подчеркивал, что «коммуникации между культурами» должны начинаться в школах и университетах. И снова вопросы толерантности в молодежной среде — одни из насущных проблем. Таким образом, актуальность проблемы налицо.

2. Цель, задачи, предмет, гипотеза,

проблема и критерий успешности

проекта.

Цель проекта:
совершенствование подготовки будущих педагогов по формированию толерантного сознания в культуре мира в условиях культурологической подготовки.
Задачи проекта:
1. обосновать сущность толерантности в системе культурологической подготовки будущих педагогов; 2.определении педагогических основ толерантности в культуре мира в условиях подготовки будущих педагогов в системе педагогического образования. 3. выявить условия, определяющие процесс формирования толерантности в условиях культурологической подготовки будущих педагогов в системе педагогического образования;
Предметом исследования

является
процесс формирования социальных установок толерантного сознания педагога в культуре мира .
Гипотеза исследования
— формирование педагогической толерантности у будущих учителей станет более успешным, если: рассматривать формирование педагогической толерантности как одну из целей профессионального образования, нуждающуюся в специальном содержательном обеспечении. .
В данном Проекте я хотела бы осветить такую проблему,
как модернизация педагогического образования, какие изменения на мой взгляд наиболее актуальны на современном этапе.
Критерием успешности
является успешное взаимодействие согласовавших позиции субъектов образовательного процесса; создание системы мониторинга и наличие положительной динамики развития уровней толерантности субъектов образовательного процесса.

3. Общечеловеческие ценности - основа общей культуры будущего

педагога.
По предложению ЮНЕСКО - XXI век объявлен «веком мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995) говорится: «Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира». В Р ОССРШ проводилась Всероссийская конференция НПО по проблемам национальной и расовой дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости (22-23 октября 2000 года, Москва). В современном мире огромное внимание уделяется этой проблеме проводились различные международные научные конференции «Толерантность и поликультурное общество». Новый век должен стать веком достоинства каждого живущего на Земле. Речь идет о создании мировой цивилизации, ориентированной на мир, ненасилие, толерантность, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
4. Формирование толерантного сознания в культуре мира - ключевая

проблема педагогического образования.

Педагогической деятельности
направлена на приобщение человека к ценностям культуры. Культура мира парадигма ценностей, отношений, норм и практических навыков, поддерживающих мирную жизнь, усиливающих социальную справедливость, права человека, ратующая за межкультурную гармонию на личностном и общественном уровне.
Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни. Толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Проект направлен на формирование социальных установок толерантного сознания в культуре мира, создание условий для межэтнического диалога. В данном Проекте я хотела бы осветить такую проблему, как модернизация педагогического образования, какие изменения на мой взгляд наиболее актуальны на современном этапе. Отдавая должное всем аспектам модернизации педагогического образования, как например, подготовка учителей с учетом обновления образования современными информационными технологиями или преодоление отставания материально-технической базы и педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований, я решила остановиться одном из ключевых - совершенствование подготовки педагогов по формированию толерантного сознания в культуре мира.
Формирование общей культуры будущего педагога понимается

как культура мира,
совокупности этических ценностей и норм, отношения к другому и окружающему, поведения и образа жизни в которых находит выражение: уважение жизни, человеческой личности, ее достоинства и прав; отказ от насилия и его недопущение между народами;
Формирование культуры мира и воспитание толерантности может быть только активным и творческим, представляя собой определенную систему убеждений, определенную мораль и определенное коллективное и индивидуальное умонастроение, образ бытия, существования, действий и реагирования.

5. Как должна ответить педагогика, теория и методика воспитания?
Государственные стандарты практически ни по одной специальности не включают в себя дисциплин психолого-педагогического, культурного и социального блока, определяющих основы межнационального общения. Между тем, проблема межэтнического общения существует: студенты сталкиваются с ней на практике в период обучения в педагогическом колледже, институте и в дальнейшей самостоятельной педагогической деятельности. Практически любая школа города или села поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных наций. Студенты, да и учителя со стажем, подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности. Каждый педагог должен давать пример положительного национального самосознания. Педагог должен демонстрировать национальную гордость, патриотизм знание культуры своей страны и одновременно придерживаться стандартов в межнациональных, культурных отношениях, задаваемых ЮНЕСКО, развитым миром. Педагогически работники должны профессионально делать свою работу по формированию культуры межнациональных отношений.
Целью профессиональной подготовки учителя является:
o профессиональная компетентность, o общекультурная — сформированная личностная позиция (мотивационно- ценностное отношение к педагогической деятельности).
Педагогическая профессия требует двойной подготовки — специальной

и человековед ческой.
Учитель должен быть погружен в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их своеобразии. Толерантность — профессионально необходимое личное качество учителя, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности.

6. Баланс «культура-мир-толерантность-образование-индивид»
В целях реализации проекта «Подготовка будущего педагога к культуре мира и толерантности» по модернизации педагогического образования в аспекте формирования толерантности необходимо установить баланс «культура - мир -толерантность - образование - индивид»
Культура мира трактуется как результат исторического развития общества; толерантность - как терпимость по отношению к особенностям различных народов, наций, которая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций; образование как генетический код (матрица) общества и культуры; индивид, рассматривается с позиций самоопределяющейся самореализующейся творческой и свободной личности. И в этом смысле миссия педагогического института как пользователя Проекта заключается в распространении идей толерантности в образовательной среде посредством создания системы подготовки и повышения уровня квалификации педагогических кадров, преобразования образовательного пространства, вовлечения педагогов и студентов в проектную деятельность как участников Проекта.
Общая стратегия проекта
- внесение вклада в развитие национальных культур, сохранение культурного многообразия, укрепление толерантности и снижение конфликтности.
7. Будущее начинается сегодня
Продуктом воспитания толерантности подготовки будущих педагогов в системе педагогического образования является человек воспитанный, способный не только принять другого человека независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек, свободный от дискриминационных предубеждений, но и самое главное, воспитать в своих воспитанниках такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства. Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять», а когда придет весна всходы обязательно будут.
Список литературы : 1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001. 2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов. СПБ Питер 2001. 3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. 4. Закон «Об образовании». М.: Изд-во Дом ИНФРА-М, 2001. 5. Елканов СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. 6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. Крившенко Л.П. Педагогика. Учебник. М.Проспект 2006. 7. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. 8. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000.