"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Автор: Алексеенкова Татьяна Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Головская ООШ
Населённый пункт: х.Головка, Ростовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Дата публикации: 10.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ Головская ООШ
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
Алекссеенкова Т.В

учитель физической культуры

2016 г


Содержание:
1. Вступление……………………………………………………….. 3 2. Оздоровительные минутки в учебном процессе………………. 5 3. Физкультурно-познавательный компонент на уроках русского языка…………………………………………………… 8 4. Уроки математики с позиции здоровьесбережения…………… 11 5. Окружающий мир в рамках здоровьесберегающих технологий……………………………………………………….. 14 6. Уроки физической культуры……………………………………. 18 7. Внеклассная и внеурочная работа в аспектах здоровьесбережения……………………………………………… 20 8. Диагностика изучения личности и результативность…………. 23 9. Библиографический список……………………………………... 26 10. Приложение к опыту……………………………………………
Вступление
«Здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических де- фектов». ( Всемирная организация здравоохранения) Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков , 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые стабильно учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно еще добавить и уроки в школе. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем, но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни. Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость? В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой
детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Оздоровительные минутки на уроках в

начальной школе

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать переутомления от учебных нагрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Готовясь к урокам, учитываю основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики, разработанные педагогом В. И. Ковалько: 1. Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса использованием последних достижений передовой педагогической практике с учетом вопросов здоровьесбережения. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических. 3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавате6льной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществления связей с ранее изученными знаниями и умениями. 5. Активизация развития всех сфер личности учащихся. 6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий «физкультминуток и подвижных игр». 8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока. 10. Формирования умения учиться, заботиться о своем здоровье. 11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенности развития учащихся. Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который
позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; пальчиковая гимнастика; корригирующая дыхательная гимнастика; психогимнастика; гимнастика для глаз; тренинги; подвижные дидактические игры; динамические паузы (адаптационный период 1 класс). Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях(1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые считают, что продолжительность активного внимания составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество ее – на 50 %. При этом около 50 % учащихся начинают отвлекаться от работы. Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8- 20 минуте занятия). Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений, 2-3 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 – для плечевого пояса, рук и туловища, упражнения для ног. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, в тройках, в группах, взявшись за руки, в колоннах, в шеренгах и т. д. (Приложение №…) Динамические паузы (адаптационный период в первом классе) – организационная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической паузы – 35 минут. 1. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме. Длительность 6-8 минут. 2. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность – 22-25 минут. 3. Построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность – 4-6 минут. (Приложение №…) Дыхательная гимнастика. Чаще всего не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга,
нередко вызывает головную боль. На своих уроках использую дыхательную гимнастику по методике Л. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика основана на получении массажного эффекта при помощи струи воздуха, получаемой при применении короткого и активного вдоха. (Приложение №…) Гимнастика для глаз. По данным ученых 70-80 % всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее. Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей – близорукость. По мере перехода из класса в класс число близоруких растет, а степень близорукости увеличивается. Для профилактики близорукости, включаю в свои уроки специальные упражнения для глаз. (Приложение №…) Психофизическая тренировка является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образаного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха. Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. Такие минутки расслабления использую на уроках с высоким физическим напряжением и эмоциональным всплеском. (Приложение №…)
Уроки физической культуры

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Непосредственно оздоровительная работа базируется на использовании физических упражнений. Среди всех возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны. Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Физические упражнения оказывают системное оздоровительное воздействие на организм в сочетании с избирательностью влияния в каждом конкретном случае. В соответствии с основными положениями теории учебной деятельности школьники на уроке физической культуры знакомятся с игрой, как особым видом деятельности, что позволяет им глубже понять суть игры, ее особенности, значение игры в процессе обучения и гармонического развития личности. На уроках физической культуры с использованием подвижных игр у младших школьников важно стремиться к решению следующих задач: повысить уровень двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; повысить функциональные возможности организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам, сопровождающим начало школьного обучения; обеспечит условия для проявления активности и творчества каждого ученика. В первой (подготовительной, вводной) части урока проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в продолжительном беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения из раздела «Знания». Для этого предлагаются игры: «Правильно-неправильно», «Пишущая машинка», «Защита», «Физкультпривет», «Скажи товарищу» и т. д. На первых уроках, когда закладывается фундамент организованных занятий физическими упражнениями, особое внимание уделяется строевым упражнениям. Для их эффективного освоения предлагаются следующие подвижные игры с дидактической направленностью: «Все к своим флажкам», «Построимся», «Составим поясок», «Успей занять место», «Составление поезда» и другие.
При ознакомлении с материалом теоретического характера из раздела программы «Знания» также с успехом использую подвижные игры: «Наша безопасность», «Режим дня», «Яма», «Хомка», «Как говорят части тела», которые при минимуме терминологической информации в своем содержании позволяют учащимся овладевать теоретическими сведениями программы. После выполнения строевых упражнений совершенствуются движения в ходьбе. При этом использую следующие игры: «Кто кА ходит?», «Не попадись!», «Цветы и ветерки», «Посада цифр», «Салки». Заканчивается подготовительная часть урока выполнением комплексов упражнений общеразивающего характера, выполняемых как в движении, так и на месте, с предметами и без предметов. Во второй основной части урока проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач использую подвижные игры с дидактической направленностью высокой и средней интенсивности (игры с бегом; игры с прыжками; игры с лазаньем и другие). Если в основной части было использовано обучение двигательным действиям, то в конце части урока все-равно необходимо использовать подвижные игры высокой и средней интенсивности, или эстафету с упражнениями, направленные на развитие ловкости, быстроты, воспитание коллективных качеств. В заключительной части урока включаются подвижные игры средней и низкой интенсивности: «Дерево дружбы», «Урони платок», «Делай как я», «Угадай, кто подходил?», «Перенеси на голове», «Исправь осанку». (Приложение №…)
Внеклассная и внеурочная работа в

аспектах здоровьесбережения

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т. д. Поэтому необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни. Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой. Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики. Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Планируя классные часы по основам здорового образа жизни, ставлю следующие задачи: - формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему; - формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни; - формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию. На протяжении четырех лет классные часы проводились по следующим направлениям: - здоровье и здоровый образ жизни; - режим дня, учебы и отдыха; - основы правильного питания; - личная гигиена; - значение физкультуры и закаливания; - вредные привычки; - чувства и эмоции человека; - нравственное и половое воспитание; - безопасность в доме, на улице, на дорогах;
- детский травматизм; - профилактика заболеваний; - террористические акты. (Приложение №…) Помимо классных часов развитие физического потенциала происходит в различных организованных культурных мероприятиях и самостоятельной двигательной деятельности, а закрепление и демонстрация приобретенных знаний, двигательных умений и навыков на спортивных праздниках, развлечениях, проводимых во внеурочное время. В упорядоченной среде ребенок выстраивает мир в себе и перестает бороться со взрослыми, приобретает свой жизненный опыт, накапливает внутреннюю энергию самозащиты и самосовершенствования. Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, и в музей, на выставки, в библиотеку, театры, на различные производства. Ванное место в плане работы учителя занимают экскурсии в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья. Важным аспектом в воспитательном процессе является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы на классных собраниях, индивидуальные беседы. Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся. (Приложение №…) Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Родители привлекаются к проведению различных классных часов. Успешно участвуют в различных праздниках, КВНах, конкурсах, спортивных соревнованиях, туристических походах, днях здоровья. (Приложение №…) Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся. При работе с родителями осуществляется тесная связь со школьным психологом. Помощь, которую оказывают психологи, ведется по трем направлениям: - психологическое просвещение учащихся и их родителей; - психолого-педагогическая диагностика; - коррекционная работа с родителями и их детьми.
Школьный психолог помогает классному руководителю исследовать аспекты личности ученика и вместе с родителями вести серьезную целенаправленную коррекционную работу в плане психологического здоровья учащихся. Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках. В данном классе 95 % учащихся посещают следующие секции и кружки: футбол, баскетбол, батут, хоровая студия, театральный кружок, шахматный кружок, художественная школа, танцевальный кружок. Участвуя в школьных, городских и районных соревнованиях, ребята имеют различной степени результаты и достижения.
Диагностика изучения личности и

результативность
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему
беспроблемной. Д. Добсон Огромную роль в работе классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьников играет диагностика. Любая информация, которую классный руководитель может получить от учащихся в результате диагностики, может оказать и семье и ребенку неоценимую услугу. Проводя диагностические исследования учащихся, учитываю следующие условия: - соблюдение строгой конфиденциальности нравственных обязательств, связанных с полученной информацией; - не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал нуждается в дополнительной проверке. - любой диагностический материал должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно задеть достоинство человека. Для того чтобы построить свою работу по сохранению и укреплению здоровья, необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого пользуюсь психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы гармонично включаю в воспитательную работу, не травмируя детей. Беседа является одним из главных методов диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении всех личностных сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребенком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Вопросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом. Вопросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям. Тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем. Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями. (Приложение № …)
По итогам диагностических исследований учащихся делаю выводы, результаты заношу в специальные карты. Регулярная диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (1 полугодие, конец учебного года) предполагает определение «зоны ближайшего развития» ребенка, позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Представляю результаты изучения личности ребенка (Ксения) с 1 по 4 класс по теме «Качества личности, которые надо вырабатывать в себе, чтобы достичь успеха». Одним из пунктов данной диагностики является «Прекрасное в моей жизни: я аккуратен и опрятен, я соблюдаю культуру поведения, я забочусь о здоровье, я умею правильно распределять время учебы и отдыха, у меня нет вредных привычек». ( Приложение №…) Особенность этой диагностики в том, что ученик оценивает сам себя, а потом его оценивает учитель. В первом классе Ксения была пассивная, вялая, часто болела, не проявляла интереса к учебе и другим видам деятельности. Со второго класса она стала посещать танцевальный кружок, активнее участвовать в различных классных мероприятиях. Перейдя в третий, четвертый класс Ксения сменила танцевальный кружок на секцию батута во Дворце спорта. Ксения участвует во всех соревнованиях, занимает призовые места. Таким образом, она научилась следить за собой, распределять время, заботиться о своем здоровье. В диаграмме виден рост в развитии ребенка.