"Психолого-педагогическая комфортность учительского коллектива, как одно из условий эффективности образовательного процесса"

Автор: Воронина Ирина Владимировна
Должность: директор, учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Аксёновская СОШ"
Населённый пункт: п. Аксёново, Усть-Ишимский район, Омская область
Наименование материала: Методические рекомендации для администрации
Тема: "Психолого-педагогическая комфортность учительского коллектива, как одно из условий эффективности образовательного процесса"
Дата публикации: 10.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воронина Ирина Владимировна учитель МКОУ «Аксёновская СОШ» Усть-Ишимского муниципального района телефон: код 8(38150) № 24160 Статья
Психолого-педагогическая комфортность учительского коллектива, как

одно из условий эффективности образовательного процесса.
Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация во многом определяются средой, в которой он живет. Для учителя основной средой его пребывания является система образования, т.к. с пребыванием в самой школе связаны более 70% времени его бодрствования, а потом идет подготовка к урокам, проверка тетрадей и т.п. в других условиях, но неразрывно с системой. Установлено непосредственное влияние условий внутришкольной среды, на здоровье учителя, в том числе и психическое, а от того, насколько учителю комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся. В настоящее время большое количество педагогов, в связи с бесконечными реформами в системе образования испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение требований к образовательному процессу, качеству образования. Решение этой проблемы лежит в достижении учителями комфорта во время образовательного процесса - как состояния и качественной характеристики их деятельности. Так сложилось в последнее время, что общество стало относиться к учительству ни к как элите общества, а в большей мере потребительски и карающее. Бесспорно, учитель должен быть образцом морали, образованности, но это не значит, что он должен быть лишен простых человеческих радостей, и не иметь права допускать ошибки. Встречаясь с учителями разных школ, всё чаще слышишь сетования на то, что работать стало неинтересно, дети учиться не хотят, «взглядом на уроке
зацепиться не за кого»… а потом педсовет, или совещание при администрации и начинается «Головомойка» или «разбор полетов». В такой атмосфере учителю находиться сложно, а творить попросту невозможно. Встает проблема, как создать учителю более комфортные условия труда и тем самым вдохновит его на подвиги, поиск чего-то нового, интересного? В нашей школе много лет существует практика психологической разгрузки для учителей. К большому сожалению, нет возможности уделять этому большое количество времени, но каждые каникулы, когда идут обучающие семинары по какой-то теме, администрация организует проведение психологических тренингов по снятию нервного напряжения, а иногда просто включаем презентации релаксационного или юмористического характера. Помимо этого у нас практически отсутствует практика «прилюдного порицания», вместо этого стараемся совместно разобраться где не доработали, а в случае, если необходим более серьезный разговор, то он происходит за закрытыми дверями… Основные правила администрации организации комфорта для учителя, почти такие же, как у учителей по отношению к ученикам:  используйте в своей работе просьбы, а не требования;  используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;  используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;  добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину;  не допускайте стресообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);  используйте во время работы методы эмоциональной разрядки Помимо всего этого, каждый учитель имеет возможность зайти в кабинет директора или завуча с любой своей проблемой.
Если нужно – будет оказана помощь, консультация, а при необходимости будет подставлена грудь для чьих-то слёз, тем более, что коллектив у нас в основном женский. Но всё это совсем не означает, что требований и дисциплины не должно быть, напротив, если эти составляющие в системе, то они не являются стрессообразующим фактором. Требования тоже можно предъявить по-разному, издать приказ и ознакомить, а можно перед письменным ознакомлением сказать: «Данные требования обязательны для всех, поэтому прошу вас, давайте отнесемся к этому должным образом, и приложим все вместе совместные усилия, чтобы их выполнить. Мы работаем в одном коллективе и от того как сработает каждый из нас будет зависеть общий успех и успех каждого. Заранее спасибо за понимание». И к слову сказать, это работает. Поскольку учитель – это человек нуждающийся в интеллектуальном саморазвитии, самореализации, и творческой составляющей, то, несомненно, нужно создавать условия и для этого
Интеллектуальная комфортность -
это удовлетворенность человека своей мыслительной деятельностью и ее результатами, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. На удовлетворение данной потребности работает вся система образования, иногда вопреки желанию педагога, - это и курсовая подготовка, семинары, вебинары, публицистические издания по учебным предметам. Учитель имеет возможность обмениваться опытом на заседаниях МО, РМО, педагогических чтениях и иных мероприятиях подобного рода. Почему я говорю, что иногда желания учителя далеки от всего этого? Всё дело в том, что в нашем бешено меняющемся мире, учитель не всегда успевает сориентироваться, найти свой путь и из-за этого боится показать свою
несостоятельность или некомпетентность в некоторых вопросах, развивается комплекс ученика. А что делает ученик, если ему что-то не понятно? – молчит, старается казаться незаметным, а потом это входит в привычку и становится более комфортным состояние, когда тебя никто не трогает. Вспомните курсы повышения квалификации, всегда ли комфортно вы там себя чувствуете? Те кто выезжает часто, на курсах, как рыба в воде, те кто в силу разных причин выезжает раз в 5 лет, садятся за задние парты, озираются вокруг, боятся чтобы не спросили и молчат, даже в тех случаях, когда точно знают правильный ответ или глубоко не согласны с мнением выступающего. Именно поэтому, зная особенности проживания в селе и отсутствие возможности учиться столько, сколько хочешь мы организуем обучение внутри школы: каждый кто посетил курсы повышения квалификации готовит доклад по проблеме курсов и знакомит коллег. Администрация старается всячески поощрять стремление учителя повышать уровень своих знаний и стремление поделиться опытом с другими, поощрение носит в том числе и материальный характер, в плане стимулирования. Кроме того используется: 
Метод свободного выбора
– когда учителю не навязывается та или иная форма самореализации, у кого –то лучше получается подготовка докладов, у кого-то золотые руки. Поэтому сначала даём возможность заниматься тем, чем нравится (в целях создания ситуации успеха), а потом готовим учителя к смене деятельности. 
Активный метод
– учителя во время проведения семинаров активно участвуют в обсуждении проблемы, предлагают пути решения. Здесь вполне приемлемы такие методы как «мозговой штурм», «кейс- технология» и т.д.
 Внешняя мотивация (оценка, поддержка, соревновательный момент);  внутренняя мотивация - стремление больше узнать, радость от активности, удовольствие от полученных знаний, поддержка в учителях веры в собственные силы для достижения желаемых результатов;  справедливая оценка работы педагога. Однако никогда комфорт не будет полным, если отсутствует физиологический комфорт, т.е. соответствие между телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Для этого в школе  организовано горячее питание в школе для педагогов;  соблюдается питьевого режима; (учитель имеет возможность в любое время выпить горячего свежего чаю, для чего в учительскую приобретен термопот, возле которого стоят пакетики чая).  соблюдаются гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах; (заменены лампы установленные при ремонте системы освещения на более мощные, котельная старается обеспечивать нормальный температурный режим, когда гигиенические требования по каким-то причинам соблюдаются не в полной мере, учитель получает денежную компенсацию за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.)  Не создаются препятствия для медицинских обследований и получения лечения. И в заключении всё выше сказанное можно объединить в заповеди, которые в одинаковой мере подходят как для администрации, так для учителей и учащихся:
 уважайте человека;  не навредите, ищите в людях хорошее;  замечайте и отмечайте малейшие успехи, от постоянных неудач люди озлобляются;  не приписывайте успех себе, а вину другому;  ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;  не кричите, не оскорбляйте человека, ни при каких обстоятельствах;  хвалите учителя (ученика) в присутствии коллектива, а ругайте наедине;  только приблизив к себе, можно влиять на развитие духовного мира другого человека;  оценивайте поступок, а не личность;  дайте другому ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Если следовать этим простым правилам, быть терпимым – толерантным, то эффективность педагогического процесса будет, несомненно, выше. С каким учителем детям приятнее и комфортнее работать? Конечно со спокойным, доброжелательным, образованным, не замученным своими бесконечными проблемами, уверенным в себе и вселяющим уверенность в других. Список использованной литературы: 1. "Толковый словарь руссго языка", Ожегов С.И. 2. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4. 3. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.