"Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности"

Автор: Горн Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НШ "Прогимназия"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности"
Дата публикации: 10.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»
Экологическое воспитание

детей младшего школьного

возраста во внеурочной

деятельности
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ГОРН ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА СУРГУТ, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………3 Концепция проекта……………………………………………………………...6 1.1. Теоретические основы реализации экологического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………..8 1.2. Методика организации экологического воспитания во внеурочной деятельности …………………………………………………………………………………14 Заключение………………………………………………………………………16 Список использованной литературы и источников …………………………..18 3
Введение Развитие и прогрессирование человечества напрямую связано с развитием природы. На данном этапе развития общества, вопросы взаимодействия природы и человека превратились в глобальную, нерешаемую экологическую проблему. В наше время научно-технический прогресс занимает первое место в развитии страны и общества и характеризуется усиливающимся антропогенным воздействием на окружающую среду. При этом возросло негативное влияние человека на природу. Своим потребительским отношением к окружающему миру человечество уже нанесло природе непоправимый ущерб и вред. Проблема экологического воспитания становятся одной из главных проблем современного общества, и служит ключом к реформированию современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического развития как основного показателя нравственности, внутренней культуры и опоры для решения многочисленных проблем жизни людей. Следовательно, безнравственное поведение, потребительское отношение к природным богатствам, их нерациональное использование, незнание взаимосвязи живой и неживой природы, приводит к нарушению экологического равновесия мира, а значит потери опоры человечества. Особенно проблема экологического воспитания актуальна в воспитании детей начальной школы и играет большую роль в развитии личности ребенка. Экологическое воспитание должно исходить именного с самого раннего детства. Именно в этот период у детей закладываются нравственные основы, развитие чувства прекрасного на земле, умение видеть истинную красоту природы. Поэтому, для решения проблем экологического воспитания, нужно, что бы в начальном обучении рядом с детьми находился умный грамотный помощник, который поможет ребенку в развитии его экологического начала. Отсутствие способов существования воедино с природой, возможности взаимодействовать с ней, и полный отказ от природы напрямую ведет к исчезновению связи между человечеством и природой. 4
Как следствие этого, большой отпечаток накладывается на образ жизни ребенка, его существование и его поступки. На практике очень мало внимания уделают экологическому воспитанию детей, ведь ребенок в младшем школьном возрасте лучше усваивает материал благодаря наглядному методу, отсюда возникает проблема экологического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы. Познавая с детства привычную обстановку жизни, дети научаются определять взаимосвязи между живыми существами, значимость природной среды, замечать тот вклад в сохранение природы, то влияние, которое может оказать их детская, но очень много значащая рука, на животный и растительный мир. Именно актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности. 5
Концепция проекта На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей младшего школьного возраста могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развиваться познавательный интерес. Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, существует проблема организации внеклассной работы с учащимися с использованием эффективных форм и методов исследовательской работы по изучению окружающего мира. Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления. Младший школьный возраст в жизни ученика является началом основного ответственного периода для воспитания патриотизма, гражданственности. Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека. Уважение к жизни, к природе – вот принцип этой этики. 6

Цель исследования:
выявить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы экологического воспитания младших школьников. 2. Выявить особенности организации экологического воспитания во внеклассной работе в начальной школе. 3. Выявить педагогические условия организации эффективности экологического воспитания младших школьников. 4. Разработать методические рекомендации для учителей по организации экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе. 7

Теоретические основы реализации экологического воспитания

детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
В настоящее время мы всё чаще слышим, о формировании экологической культуры ребенка, о сформированности его экологического начала и воспитания, как неотъемлемую часть нравственного качества личности. Поэтому главным и важным звеном, связывающим экологическое воспитание и образование является работа с младшим школьником во внеурочное время. Именно в этот период задача окружающих помочь сформировать представление об окружающем мире, и важно, чтобы эти представления включали в себя и роль природы в жизни человека, взаимосвязей в окружающем мире, т. е. знания об экологии. В настоящее время существует большое количество подходов к определению «Экология». Термин
«
экология
»
(от греческого- oikos- «жилище, место обитания» и logos- «наука») предложил Эрнест Геккель в 1966 году. По его мнению, экология — это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. На данном этапе времени это понятие очень усложнилось и разные ученые вкладывают в это понятие различный смысл. Так, например, В. А. Радкевич определял понятие экологии как науки, исследующей закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека». Н. Ф. Реймерс полагал, что экология — это научное направление, рассматривающее совокупность природных и отчасти социальных (для человека) явлений и предметов с точки зрения интересов этого центрального субъекта или живого объекта. Развитие экологии напрямую связано с экологическим воспитанием общества. Для получения высшего результата в экологическом воспитании, перед человечеством стоит задача дать начало развитию экологического аспекта с самых ранних периодов, особенно эта нелёгкая задача стоит перед 8
младшей ступенью внеурочной деятельности, ведь именно на этом этапе, есть потенциал к экологическому воспитанию. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. отмечают, что экологическое воспитание в научно-технический прогресс является утверждением в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно- экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Экологическое воспитание, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально- экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [22,с.21-31]. Анализ литературы позволил выявить несколько особенностей экологического воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности, так например, Л. П. Печко считает, что экологическое воспитание включает: -культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения; - культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [11,с.32-38]. 9
Как отмечает Л.Д. Бобылева, экологическое воспитание во внеурочной деятельности включает следующие основные компоненты: -интерес к природе; - знания о природе и ее охране; - эстетические и нравственные чувства к природе; - позитивная деятельность в природе; - мотивы, определяющие поступки детей в природе. Экологические знания, развитие нравственности и культура формируются у человека с раннего возраста. Начальная школа – важный и главный этап накопления знаний об окружающем мире, развития позитивного отношения младшего школьника к природе, способствует становлению личности ребенка и формированию его экологической культуры. Конечно, при реализации экологического воспитания, нужно опираться на психолога – педагогические особенности младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, возраст его интенсивного развития. В этом возрасте ребенок осваивает науку и культуру, которые накоплены человечеством на протяжении его истории и культуры. Как отмечается в исследованиях В.С. Мухиной, Н.И. Непомнящей младший школьный возраст от 6 до 10 лет сензитивен для направленного формирования психологических новообразований, и это необходимо учитывать в образовании ребенка. Изменения, происходящие в этом возрасте, являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Данный период является наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры, так как в это время на основе эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определят ее сущность в будущем [20,с.249-321]. И.В. Цветкова в своей работе отмечает что, младший школьный возраст это самый ценный этап в экологическом воспитании. Этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью 10
личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Формирование в сознании ребенка наглядно-образной картины мира во многом определяет процесс развития его экологической культуры. В этом возрасте, по мнению накопления исследователей, завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности, которая прослеживается во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром – природной и социальной средой и с самим собой. 11

Методика организации экологического воспитания во внеурочной

деятельности
«Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, - утверждал К. Д. Ушинский, - и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью» [25, с. 80]. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Большое значение в экологическом воспитании младших школьников играет использование различных методов и методик, которые позволяют ребёнку всесторонне развиваться, а также способствует лучшему усвоению полученного материала и помогают ознакомлению детей с окружающим миром. Проводя диагностику экологической воспитанности младших школьников, следует использовать различные методы. Это позволит определить непосредственное восприятие детьми природы, значение в жизни человечества окружающей среды. Процесс познания младшим школьником действительности окружающего мира в первую очередь начинается с ощущений ребёнка. Они появляются в процессах воздействия явлений и предметов на органы чувств ребёнка. Процесс ознакомления младшего школьника с природой должен опираться на наглядность и воздействие явлений и предметов на органы чувств. Вследствие этого не стоит забывать, что в младшем школьном возрасте дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, ощутить их свойства, ведь только общаясь с природой, ребенок полностью воспринимает ее. Для того чтобы можно было выявить уровень экологической воспитанности необходимо использовать различные методы и методики. Николаева С.Н. предлагает выделить 6 методов, с помощью которых 12
можно развивать экологическую сторону ребёнка. В группе младшего школьного возраста особое место занимают чувственные восприятия детей, поэтому основным из методов экологического развития ребёнка является метод наблюдение. Наблюдение — это сложный познавательный про цесс восприятия, в котором отражается единство чувственного и рациональ ного процесса. В процессе наблюдения у детей образуются конкретные знания по конкретной теме, развивается мышление, речь, проявляется интерес и любовь к природе. Наблюдение, как метод экологического воспитания способствует формированию правильных представлений и умственному развитию детей. Одним из главных методов экологического воспитания младшего школьника, является экологическая экскурсия. Экологическая экскурсия — это вид занятия, на котором происходит знакомство с при родой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водое ма и т. д. Воспитательно-образовательные экскурсии повы шают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств. Исследования ученых, доказывают, что на экологических экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление младших школьников с окружающим миром – это первая ступень в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к своей Родине. Схожим методом с экскурсией выступает метод целевой прогулки. Этот метод используют для ознакомления детей с природой, и содержит характер небольших экскурсий — целевых прогулок, во время которых проводится осмотр конкретного участка, орга низуется наблюдение за погодными условиями, сезонными изменениями в жизни растений и животных. Метод эксперимента играет немаловажную роль в развитии экологической стороны младшего школьника. Эксперимент, или опыт, — особый вид наблюде ния, организованный в специально созданных условиях, для выявления конкретных особенностей. Данный метод имеет большое значение для разлития наблюдательности и любознательности ребёнка, 13
воспитания его активного и правильного отно шения к объектам и явлениям природы. Труд как метод воспитательно-образователь ной работы экологического воспитания имеет важное значение. Систематический труд повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и важных для жизни нравственных качеств. Игра — является не только способом развлечение, но и методом, с помощью которого происходит знакомство с окружающим миром. Игры помогают детям лучше усваивать качества предметов, их свойства и позволяют уточнять представления, получаемые в процессе наблюдения [23, с.74]. Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы: - Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины); - Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия). - Практическое направление работы, (озеленение класса, подкормка птиц) - Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты). Симонова Л.П. считает, что для того чтобы экологическое воспитание осуществлялось наиболее эффективно, нужно использовать различные формы внеурочной работы. Форма организации внеурочной деятельности – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения, используемым учителем в процессе воспитывающего обучения. К ним относится: 1. Домашняя работа; 2. Работа на пришкольном участке; 14
3. Летние задания. 1.Домашняя работа — форма организации деятельности учащихся по самостоятельному обязательному выполнению дома учебных заданий, как правило, связанных с темой уроков [39,198]. Домашняя работа выполняется по зданиям к каждому последующему уроку и строится с учетом развития детей, их интересов и потребностей, требований программы. Существует несколько видов домашней работы: а) направленные на усвоение знаний, осмысление экологических понятий (подготовить сообщение о приспособленности растений к сохранению влаги внутри организма, сообщение о характеристике особенностей физиологии и поведения птиц в период размножения, линьки, миграции, зимовки, выделить наиболее общие признаки приспособленности живых организмов к условиям среды); б) на применение знаний и способов действий («инвентаризация» на предмет полезности вещей в комнате, определение экологического состояния пришкольного участка). Домашние задания должны отвечать ряду требований: быть конкретными и целенаправленными; вызывать познавательный интерес и активность учащегося; развивать самостоятельность и творчество ученика; способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке. Результаты домашней работы обязательно должны быть проверены на уроке, чтобы не отбить у ребенка желание в дальнейшем выполнении. 2. Работа на пришкольном участке . Учебно-опытный участок – это база опытнической работы учащихся. Здесь они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и экологии, полученные в классе, познают растительные организмы, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобретают умения и навыки выращивания растений, приобщаются к коллективному труду. 15
Правильная организация различных видов деятельности на учебно- опытном участке способствует: совершенствованию биологических и экологических знаний и умений по их применению на практике; совершенствованию умений: наблюдать биологические и экологические явления, фиксировать наблюдения, формировать умения интерпретировать полученные данные в зависимости от состояния погоды и от изменения условий эксперимента; формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений. Одной из задач внеурочной деятельности по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды. Для того чтобы внеурочные занятия были интересны и не утомляли детей после учебного процесса, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеурочная деятельность дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней [7,с.32]. Зебзеева В.О. уверена, что в основе построения внеурочных занятий с экологической направленностью лежат следующие установки: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности; - обучение младших школьников методам познания окружающего мира; 16
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [6,с.45–49]. Также, Зебзева В.О. утверждает, что Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеурочной деятельности достигается, если: - обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы; - реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные [6,с.45–49]. По мнению Гордеевой Д.С. кружковая работа во внеурочное время позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы внеурочной работы:  проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;  экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;  внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;  организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;  проведение экологических праздников, КВН, устных журналов; 17
 беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;  оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов [3,с.46–54]. В качестве примера реализации экологического воспитания во внеурочной деятельности можно представить экологический КВН. КВН.
Цель
: формирование экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру
Задачи
:  Развитие познавательной активности детей  Реализация творческого потенциала учащихся  Воспитание бережного отношения к природе
Ход мероприятия
На доске афоризм: "Рыбам - воду, птицам - воздух, зверям - луг, степь, горы. Человеку - вся земля"
Ведущий
: Здравствуйте, ребята, предлагаю Вам сегодня поучаствовать в увлекательном экологическом КВН под названием "Красавица природа" Пора бы человечеству понять, Богатства у Природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как - мы, такая же - живая! Заранее мы попросили от каждого класса подготовить команду. И сейчас мы попросим их представиться. 1 команда - 3 "Б" класс
"Лесовички"

Девиз:
Лес зеленый охраняй - никого не обижай.
Приветствие:
Мы соперников своих на бой вызываем, И сразиться с вами очень мы желаем! Но победу уступать нам не подобает, Ну, а в этом дружба помогает. 2 команда - 3 "В" класс
"Вода"

Девиз:
18
Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле - вода!
Приветствие:
Наш класс сегодня в сборе весь И защитим свою мы честь. Сыграть готовы в КВН, Поднять тяжелый груз проблем И даже очень не простых экологических проблем. Иногда слышишь: человек - царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек? А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Жизнь без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит людям природа, а взамен просит бережного, доброго отношения. Сегодня наша встреча посвящена природе и экологии. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.
1 конкурс - представление команд, жюри.

2 конкурс - Разминка.
На суше, в воде, в воздухе, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками. - береза, тополь, рябина, калина. (калина - кустарник, остальные деревья) - земляника, черника, брусника, вороний глаз. (вороний глаз - ягоды ядовитые, у остальных съедобные) - ель, сосна, кедр, лиственница. (лиственница сбрасывает на зиму иголки) - мошка, комар, овод, шмель. (шмель - жалящее насекомое, остальные кровососущие)
3 конкурс - Что? Где? Когда?
Путешествуя по планете и открывая ее для самих себя, мы можем столкнуться с разными вопросами. Попробуем на них ответить. - Какое растение можно использовать в турпоходе, если натрешь ногу или поцарапаешь палец? (подорожник) - Листья каких растений можно использовать в лесу для заварки чая? (листья земляники, малины, черники, клюквы) - Как называется начало и конец реки? (исток и устье) - В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (озеро Байкал)
4 конкурс - Экологический.
-Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, бутылки, банки? (от сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес). - Вы увидели гнездо птицы. Как себя правильно вести? (Не вытаптывать траву у гнезда. Не трогать яйца. Не брать птенцов в руки) - Почему (особенно весной или в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (шум, запах дыма пугают лесных жителей и они покидают свои норы и гнезда, весной появляются детеныши) 19

5 конкурс - Экологический подиум (домашнее задание)
Надо было придумать костюм из отходов. Показ моделей. Пусть это всегда будет только коллекция модной одежды, которая никогда не сможет засорить нашу голубую планету.
6 конкурс - Сказочный.
Во многих сказках звери являются героями. Угадайте о ком идет речь? - У кого из зверей фамилия Топтыгин? (медведь) - Кого считают царем зверей? (льва) - Кого величают по отчеству Патрикеевна? (лиса) - Кто вместо удочки использовал свой хвост? (волк)
7 конкурс - Веселая полянка. Частушки.
1. Лес зеленый охраняй, никого не обижай. Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы. 2. По лесочку мы пойдем мусор вместе уберем. Пусть щебечут соловьи от зари и до зари. 3. Сохраним моря и воздух, недра, лес и тишину. Чтобы были труд и отдых, как бывало в старину. 4. Я прекрасный видел сон, не забудется мне он. Вот он глобус - шар земной, такой чистый и родной.
Игра со зрителями. Блиц - опрос.
1. В кого превратился гадкий утенок? Лебедь 2. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? Кукушка 3. Как называется самая маленькая лошадь? Пони 4. Кого в шутку называют косым? Зайца
Подведение итогов.
1. Взрослым и детям давно пора знать, Что для природы важнее всего - Это везде чистоту соблюдать, И больше не надо почти ничего. 2. 20
Мусору - свалку, а птице - гнездо. Белкам и зайцам - леса и поля, Не загрязняй никогда ничего, И будет тебе благодарна земля. Объявление победителей, вручение наград. 21
Резюме Правильная организация работы по экологическому воспитанию позволит вырастить гармонически развитых детей, которые будут знать и помнить о том, что любовь к природе, понимание ее роли в жизни человека, ответственность за ее состояние в настоящем и будущем. Следует помнить, что экологическое воспитание во внеурочной деятельности имеет очень важную роль в развитии экологической стороны ребёнка, именно поэтому необходимо ответить на реализацию экологического развития во внеурочной деятельности необходимо количество времени. На этапе начальной школы складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с младшими школьниками по их экологическому воспитанию во внеурочной должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Следует учитывать, что использование и реализация данного проекта возможны не всегда, большую роль в данном вопросе имеет желание младших школьников в экологическом развитии самого себя. Возможно, методы, приведенные в данном проекте, не полностью отражают все стороны развития экологической стороны ребёнка во внеурочное время, что будет затруднять данный процесс. Отсюда появляются новые проблемы в реализации процесса развития экологической 22
стороны младшего школьника, такие как отсутствие интереса младшего школьника в экологическом процессе во внеурочное время, отсутствие мотивация. Соблюдая все рекомендации по реализации экологического воспитания младшего школьника, человечество может быть уверено, что будущее мира в стране подрастающего поколения, на которое можно положиться. Список используемой литературы 1. Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников. [Текст]/Л.Бобылева,О.Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 36 2. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. [Текст] / А.П.Букин// Начальная школа- 2004. № 5 - с. 11-14. 3. Гордеева Д. С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. [Текст] / Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного университета.- 2010. - № 3- С.46–54. 4. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.:ВАКО, 2008.-240с. 5. Захлебный А.Н, Суравергина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. [Текст]/ А.Н. Захлебный, И.Т. Суравергина — М.,2004.-422с. 6. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с.45–49. 23
7. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. [Текст] /Т.Н.Зенина — М.: Педагогическое общество России, 2007. - 64с. 8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст] / А.И.Иванова — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с. 9. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. [Текст] / Н.Н.Исаева // Начальная школа. - 2006.-№8.-с.13. 10.Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. [Текст] / И.Я.Каплунович — М: - 2005,-432с. 11.Каменева Л. А. , Кондратьева Н. Н., Маневцова, Л. М. Терентьева Е. Ф.; Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. [Текст] / Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, - 2003. - 319 с. 12.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. [Текст] / Н.В.Коломина — М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144с. 13.Комов С. В. Введение в экологию: десять общедоступных лекций. Учебное пособие. [Текст] / С. В. Комов. — Екатеринбург: УрГУ, 2008. - 82с. 14.Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. [Текст]/ В.М.Корнилова — М.:ТЦ Сфера, 2008. - 128с. 15.Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. [Текст]/ В.И.Коробкин, Л.В.Передельский— Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 473с. 16.Кузнецов В. Н. Программы: Экология. [Текст] /В.Н.Кузнецов — М.: Просвещение, 2006. - 176с. 24
17.Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. [Текст] / Г.И.Колесникова // Начальная школа, - 2005, - №6.-с.13. 18.Лось В. А. Экология: учебник. [Текст] / В. А. Лось. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 520с. 19.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. [Текст] / М.М.Маркова — М.: Просвещение, - 2004. - 160 с. 20.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст] / С.Н.Николаева — Учеб. Пособие.- М.: Издательский центр «Академия», - 2006.- 336 с. 21.Симонова Л.П. О перспективах развития экологического воспитания в начальной школе. [Текст] / Л.П.Симонова// Начальная школа, - 2006, - №2. -с.8-9. 22.Соколова Н. А. Формирование культуры природолюбия младших школьников. [Текст]/ Н.А.Соколова — Курган, - 2008.- 213 с. 23.Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. [Текст]/ В.Н. Чернякова— М: ТЦ Сфера, - 2008. - 144с. 24. Дерябина Н.П. Формы обучения в экологическом воспитании: традиции и новаторство. [Текст]/ Н.П.Дерябина/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Дата обращения 20.05.2015) 25.Прокопьев И.В. Программа формирования экологической направленности у обучающихся на ступени начального общего образования. [Текст]/И.В.Прокопьев/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Дата обращения 20.05.2015) 25