"Владимир Святославович. Принятие христианства"

Автор: Лушников Андрей Владимирович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Гаринская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: р.п.Гари, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Владимир Святославович. Принятие христианства"
Дата публикации: 11.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ «ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА».

8.Цель урока: Познакомить учащихся с Крещением Руси и его значением для нашего общества.

9. Задачи:

- предметные
- создать условия для осмысления и анализа учащимися процесса принятия христианства на Руси.
-метапредметные
- формировать навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности.
- личностные
- подвести учащихся к осознанию себя как члена религиозной группы, воспитывать понимание и уважение к культуре своего народа.
10.Тип урока
- Открытие новых и закрепление ранее полученных знаний.
Данный урок относится ко второму типу дистанционных

уроков,
смысл которых заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены.
11.Формы работы учащихся -
индивидуальная, работа в парах, групповая.
1.

ФИО (полностью)
Лушников Андрей Владимирович; e-mail: boss. lushnikov@list. ru 89049899268
2.

Место работы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гаринская средняя общеобразовательная школа»
3.

Должность
Учитель истории
4.

Предмет
История
5.

Класс
6
6.

Тема и номер урока

в теме
Владимир Святославович. Принятие христианства, первый урок
7.

Номинация
«Урок в основной школе».

12.Необходимое техническое оборудование
– компьютеры с выходом в Интернет, видеопроектор.
13. Актуальность темы
- значение духовного единства народа в настоящее время.
14.Структура и ход урока (план)



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, способствующие

отработке личностных,

предметных или

метапредметных

результатов

Время
1 2 3 4 5 6
1

Организацион

ный момент
Здравствуйте! Подравнялись, друг другу улыбнулись. Я сегодня рад всех вас видеть. Прошу присаживайтесь на свои места, проверка отсутствующих. Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу 1 мин.
2

Мотивация

учебной

деятельности.

Актуализация

знаний,

целеполагание.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок с просмотра видеофрагмента, изображающего церковь, слышится звон, перезвон колоколов. После просмотра задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?» Прошу вашего внимания! В истории Древнерусского государства есть много интересных событий, которые не прошли просто так, а оставили свой след и повлияли на историю нашего государства. Одним из таких событий является крещение Руси. В 2015 году отмечали 100 лет со дня смерти крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Учащиеся высказывают свои мнения:
- о церкви, религии,

христианстве, о боге и

т.д.

Коммуникативные:
готовность к сотрудничеству; умение полно и ясно формулировать свои мысли.
Личностные:
осознание своей идентичности как члена религиозной группы.
Регулятивные:
выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).
Познавательные:
способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью. 5 мин.
Продолжает: «Вспомним пантеон богов Древнего Рима, Греции. Ребята назовите славянских богов Руси». Учитель продолжает беседу: А какое количество богов на сегодняшний момент в России? В какого Бога верят русские сейчас? А хотели бы вы узнать, как и когда произошла смена религий? Ребята ответьте: «Что означает крестик, висящий на груди у многих из вас?» На прошлом уроке девочки получили опережающее задание. Им было задано подготовить сообщение по теме «Крещение Руси». И сейчас нам расскажут о человеке, благодаря которому Русь стала православной. ( Ф.И. уча-ся) Учитель вносит коррекцию в ответы, что
Крещение - это таинство

принятия христианской веры.
Так что бы сформировать тему нашего урока. Предлагаю вам разгадать загадки на ответ, поднимите руку. Отвечайте. О ком идёт речь? 1) Ходил в поход он на Царьград, да только сам тому не рад. Сожжён был «Греческим огнём», Древлянами был уничтожен он Учащиеся вспоминают и дают общее определение религии Др. Греции, Рима, Руси -
язычество
Отвечают:
Один бог.

Это - И. Христос.
Да, очень хотели бы знать Ответ:
То, что нас

окрестили; теперь мы

крещеные
.
Игорь

Святослав

2) Он смел, был и умён без меры, Он покорил и вятичей и меря. «Иду на вы» он обращался к недругу всегда, при имени его Царьград дрожал тогда. 3) Хитра княгиня оказалась. Большую дань взять отказалась, потребовав с древлян лишь голубей, она смогла их воле подчинить своей. 4) Сел княжить первым в Киев он, и покорил Царьград потом. Вёз из полюдья в Киев он товары. И «Вещим» прозван был не даром. 5) Его призвали новгородцы, порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный. Стал основателем династии навечно. 6) Он начал с наведения порядка на Руси, железною рукой громил болгар, поляков. Отправил он из Киева варягов, и в веру христианскую он русичей крестил. Фиксирует варианты ответов. Учитель демонстрирует слайд с темой урока:
«Владимир Святославович.

Принятие христианства».
Просит в
Ольга

Олег

Рюрик

Владимир

Святославович
Учащиеся записывают Для пунктов планирования ученики задают вопросы: как, где, когда, зачем…?
рабочих тетрадях написать число и тему урока. Совместно с учениками составляют план. 1) Зачем нужна новая религия? 2) Причины принятия христианства 3) Крещение Руси 4) Значения принятия христианства
2

2.1.

2.2.

Организацион

но-

деятельностны

й этап

Работа с

документом в

парах

Коллективная

работа
Учитель предлагает открыть учебник и найти в тексте, при каком князе осуществилось Крещение Руси и, когда это было. Я предлагаю для начала – посмотреть фильм
«Повесть временных лет»
Ваша задача определить, насильственными или мирными были методы крещения Руси? Учитель ставит перед учащимся новую проблему:
«Почему выбор пал на

византийскую религию?»
Соседи узнав, что князь Владимир решил выбрать новую веру для своего народа, прислали к нему послов, какой разговор мог бы состояться между князьями и послами разных стран, мы сейчас узнаем посмотрев инсценировку о Дети находят необходимую информацию, зачитывают верный ответ -
при

Владимире в 988 году,
делают пометку в тетрадях. Осуществляют чтение документа, готовятся к
самостоятельному

выводу
Ответ учащихся: Ислам был отвергнут
«Ходили в Болгарию,

смотрели, как они

молятся в храме, то

есть в мечети,

Личностные:
Понимание культурного и религиозного многообразия мира;
Коммуникативные
: Готовность к сотрудничеству с соучениками;
Познавательные:
Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации. 8 мин. 7 мин
выборе веры и ответим на поставленный вопрос.
Автор:
Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своёй вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.
Мусульманин:
Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммеда.
Владимир:
А какова вера ваша?
Мусульманин :
Веруем в аллаха, а Мухаммед, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.
Владимир:
На Руси пить вино- главное веселье.
Католик:
Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша , но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы- простому дереву.
Владимир:
В чём вера ваша? Католик: Всё, что мы делаем – во славу Божию.
Владимир:
Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.
Иудей:
Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины, отдыхаем в божий день субботу.
Владимир:
Где же земля ваша?
Иудей:
В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.
Владимир
: Как вы других учите, если
стоят там без пояса;

сделав поклон, сядет и

глядит туда и сюда,

как

безумный, и нет в них

веселья, только печаль и

смрад великий…»
и из-за запрета на спиртное, немцев
…«Не добр закон

их. И пришли мы к

немцам, и видели в

храмах их различную

службу, но красоты

не видели никакой»,
иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника. 1. Близость по - духу; 2. Наиболее близкие связи с Византией 3. Красота храмов 4. На Руси были первые крещенные, при чем, - близкие родственники и т.д.
.."Если бы плох был

закон греческий, то не

приняла бы его бабка

твоя Ольга, а была она

мудрейшей из всех

людей".

сами отвергнуты богом и рассеяны.
Православный:
Нет лучше нашей веры, так как она- правильная.
Автор:
Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть те испытают веру.
1 посол:
Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.
2 посол:
Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.
3 посол:
И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.
Владимир:
Так посему и быть.
2.3.

Физ. минутка
Учитель ставит электронную физ. минутку. 2 мин
2.4.

Групповая

работа по

закреплению

нового

материала
Учитель условно делит учащихся на две группы (их можно назвать
«язычники»,

«христиане»)
и предлагает каждой группе выполнить задания. Раздаточный материал учитель готовит заранее. Вопросы для сравнения: 1. отношение к Богу; 2. отношение к людям; 3. культура религии; 4.отношение к семье; Учащиеся самостоятельно готовятся к заданию и у доски выполняют его.
«Христиане»:
1.единобожие; 2.по библейским законам; 3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д.
Личностные:
Определение своей позиции в современном мире;
Познавательные:
Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие 10 мин
На слайде презентации появляются новые слова
.

ЕПИСКОП

ЕРЕСЬ

МИТРОПОЛИТ

ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ
Учитель предлагает открыть рабочую тетрадь и записать определение. 4.патриархальный, укрепление брака.
«Язычники
» 1.многобожие; 2.«кровавая месть»; 3.идолопоклонничество, жертвоприношение; 4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство Учащиеся записывают
Епископ-
высшее духовное лицо в православной и других церквях.
Ересь
-учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения.
Митрополит
- титул русской православной церкви.
Церковный устав
- свод правил, регулирующих деятельность церкви.

3

Закрепление

нового

материала
Предлагаю Вам проверить, какие знания вы получили на уроке, с помощью игры с мячом «Вопрос-ответ». -Кто такой Владимир? (Князь) -Кто его отец? (Князь Святослав) -Назовите годы его княжения? (980- 1015) Зачем он построил оборонительные укрепления на Юге Руси? ( от избавления от набегов) -Почему он решил крестить Русь по византийскому образцу? (потому что византийские христиане не посягали на восточнославянские территории. Русь поддерживала тесные связи с Византией) -Когда Владимир крестил Киевскую Русь? (988)
Личностные:
Осмысление ответственного поведения в современном мире;
Познавательные:
Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.
Регулятивные:
умение структурировать информацию; Овладение логическими действиями обобщения 5 мин.
4

Самооценка

урока
Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и Вы смогли понять истинный смысл православной культуры и её значение для русского народа. Критерии изображены на слайде: Самооценку осуществляют учащимися, и вывесить их на доску.
Регулятивные:
Объективность в оценивании своей деятельности 1 мин
5

Дифференциро

ванное

домашнее

задание.
Учитель предлагает творчески- мыслящим учащимся приготовить рассказ «Какое имя дал русский народ князю Владимиру?». Параграф 5 Фиксируют д/з. 1 мин.
40 мин.