"Проблема обучения в современной школе"

Автор: Богумилова Анастасия Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ СОШ №10
Населённый пункт: Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Покровское
Наименование материала: Программа повышения уровня учебной мотивации младшего школьника
Тема: "Проблема обучения в современной школе"
Дата публикации: 11.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Коррекционно-развивающая программа по повышению уровня учебной

мотивации
Тематика коррекционно-развивающих занятий: 1 
«Наши правила»
Цель: в кругу коллективно составить правила работы и поведения в классе. Задание: через мотивационную беседу «Два пловца» составить лозунг «ошибаться на страшно – страшно бояться ошибок»; придумать по одному правилу, не повторяясь. 
Развитие речи «Королева Скороговорка»
Необходимо с подноса по жребию взять карточку, где напечатана скороговорка. Постараться ее быстро проговорить. 2 
«Координация»
Задание: А) «Кольцо» - поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно. Б) «Кулак – ребро – ладонь» - по ходу выполнения упражнения скорость смены положений кистей рук увеличивается. В) «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и взяться правой рукой за нос, левой – противоположное ухо. Повторить 6-8 раз. 
Математические задачи «Монеты России»
Какое наибольшее количество монет различного достоинства требуется, чтобы получить в сумме 14 копейки? 16 копеек? 29 копеек? и т. д. 3 
«Непослушная резиночка»
Цель: развивать произвольное восприятие, запоминание, внимание; развивать моторику руки. Задание: учитель вместе с детьми выполняет различные игры – упражнения из резинки на пальцах. 
«Задачи с одинаковыми числами»
Во всех предложенных задачах указанное целое число требуется выразить через некоторое количество одинаковых цифр, при этом разрешается использовать только знаки «плюс» и «минус». 4 
«Рисунок с противоположным свойством»
Цель: развитие произвольности внимания, мелкой моторики. Задание: - Я буду показывать фигуру, а вы нарисуете на листке фигуру, отличающуюся от моей по какому – нибудь признаку. «Рисунок из фигур» -превратить геометрическую фигуру в предмет или животное. 
«Имена девочек и мальчиков»
Загадки – шутки. В данном задании ребятам нужно узнать имена и мальчиков, спрятавшихся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь отгадка скрыта в 1
конце вопроса. Учитель по кругу говорит каждому ребенку по вопросу. Кто принес куклу из магазина? Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша? Кто покажет дом, в котором живет растеряша? Кто с нетерпением ждет подарки от Деда Мороза? Как зову девочку, которая поехала на юг 7 января? А 8 июля? Кто не пьет кефира? Как зову мальчика, который не боится ни града, ни грома? Кто каждое утро поет песню про гардемарина? Кто третий день подряд читает книгу «Путешествия Лемюэля Гулливера»? Кто 10 раз смотрел художественный фильм «Человек -невидимка»? Какое имя у девочки, которая от зеленки зелена? Кто в зоопарке дразнит верблюда? Как зовут мальчика у которого густая шевелюра? Кто за обе щеки уплетал рогалик? Кто заметив паука, спрятался под диваном? Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина? Кто делает гербарий из листьев клена, березы и ясеня? Кто подскажет друзьям место, где растет вкусная ежевика? Как зовут мальчика, который ждет не дождется клева? 5 
«Звучащие предметы»
Цель: развить слуховую память. На подносе лежат ручка, ножницы, карандаш, линейка и т. д. Задание: послушать, какие звуки издают предметы при постукивании их о парту. Запомнить эти звуки. По команде закрыть глаза, прислушиваться. Учитель стучит одним из предметов. Дети должны угадать, что это за предмет. 
«Прятки»
Слова, обозначающие животных спрятались внутри других (в начале, середине или конце). Учитель по кругу говорит каждому ребенку по одному слову. Волнушка, гигиена, голосование, грязь, досада, заслонка, клещи, коньки, котомка, мужчина, обыкновение, палисадник, петля, поводок, помарка, поселок, ракета, сережка, скиталец, соленье, сомнение, укротитель, черемуха, шутка, элеватор, энциклопедия, побелка.. 6 
«Настроение»
Цель: выражение настроения «здесь и сейчас» с помощью слов – признаков. Задание: описать свое настроение несколькими словами. 
«Палиндромы» (перевертыши)
Слово и текст одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу. Например: «заказ», «довод», «ротатор», «доход». «А Лиза мазила», «Дорога за город», «Коту тащат уток». Ученикам предлагается попробовать отгадать следующие слова – палиндромы, которые являются: - растение (боб) - глаз (око) - разновидность револьвера (наган) - радиолокационная установка (радар) - крестьянин, потомок поселенцев на Дону, Кубани (казак) - обращение к женщине в некоторых зарубежных странах (мадам) - шум, производимый при ходьбе, беге (топот) - собака Айболита (Авва) - домик из жердей, покрытых ветками, соломой (шалаш) - герой русской народной потешки, отказавший молотить (Тит) - имя девочки (Анна, Алла, Инна, Ада) - отец отца или матери (дед) - корабельный повар (кок) - предмет, который можно сделать из снега (комок) - наводнение (потоп) 7 
«Улыбка»
Цель: принятие улыбки как приема привлечения партнера и создание эмоционального настроя на партнера и занятие. Задание: приветствовать партнера по общению улыбкой. 
«Волшебница Анаграмма»
(перестановка букв в слове или фразе, образующая другое слово или фразу).  Из нарицательных - в собственные (переставить буквы в словах, превратив имена собственные в нарицательные) Мир (Рим), веки (Киев), икра (Кира), леди (Дели), муар (Амур), диван (Двина), добро (Бордо), драка (Дакар), налим (Милан, рампа (Парма), кифара (Африка), малина (Манила), навага (Гавана), рубаха (Бухара).  Из собственных – в нарицательные Перед вами мужские и женские имена. Подберите к ним анаграммы. Том (мот), Адам (дама), Гена (нега), Егор (горе), Иван (вина или нива), Карп (парк), Кира (икра), Марк (мрак), Рома (омар), Тома (атом), Антон (тонна), Макар (рамка), Мария (армия), Роман (норма), Тарас (астра), Тихон (хитон), Оксана (осанка). 9 
«Комплимент»
Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента. Задание: придумать комплимент, который будет соответствовать личностным качествам собеседника. Упражнения: Что вам понравилось больше: говорить комплименты или принимать их? Какой комплимент понравился больше всего? 
«Волшебница Анаграмма»
(перестановка букв в слове или фразе, образующая другое слово или фразу).  Мир растений Куб (бук), лье (ель), пила (липа), пони (пион), ритм (мирт), атлас (салат), насос (сосна), мошкара (ромашка).  Мир животных Акр (рак), год (дог), лов (вол), тик (кит), ток (кот), брак (краб), корт (крот), нуль (лунь), полк (клоп), сила (лиса), соль (лось), банка (кабан), колос (сокол), корма (комар), норов (ворон), шкала (шакал), дупель (пудель), кордон (кондор), мостик (москит), шнурок (коршун), плесень (слепень), канонада (анаконда). 10 
«Что я люблю?»
Цель: создание эмоционального настроя на занятие, формирование умения прислушиваться к говорящему партнеру. Круг начинает учитель с чтения рассказа В. Драгунского «Что я люблю?». Задание: выбрать из множества любимых предметов и увлечений одно наиболее значимое. 
«Волшебница Анаграмма»
(перестановка букв в слове или фразе, образующая другое слово или фразу).  Времена Года Анаграммы каких нижеприведенных слов представляют собой название времен года? Арфа, баян, марш, руда, тело, шарф, влага, волан, кабан, зерно, навес, рысак. (тело = лето, навес = весна)  День недели Необходимо обнаружить название одного из дней недели. Аванс, адрес, шашки, санитар,, вертикаль. (адрес = среда) 11 
«Что я не люблю?»
Цель: создание эмоционального настроя на занятие, формирование умения прислушиваться к говорящему партнеру. Круг начинает учитель с чтения рассказа В. Драгунского «Что я не люблю?». Задание: выбрать из множества нелюбимых предметов и увлечений одно наиболее значимое. 
«Веселое зачеркивание»
Перед детьми зашифрованные записки. В каждой из них скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку. Для расшифровки слов нужно зачеркивать все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, и соединить оставшиеся буквы. Плед дед лето печка = точка Папа кора пень = корень Год вода два тигр еда = тире Суть парта седло гусь =предлог Кукла лук стол люк таз = союз Соты сто бусы тыква = буква Роза ров рука = звук Торт дело фара лиса = дефис Кукла варка кулак вода = род Паук сук кекс жук = падеж Чин слон = число 2

Советы и рекомендации для учителей

Формирование учебной мотивации у младших школьников
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена. Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.
Учебная мотивация
– необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Приёмы формирования учебной мотивации, используемые на основных этапах

урока.

Приём «Фантастическая добавка»:
учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Приём «Удивляй»: в юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8м в длину и 6м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах»». Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет». 3
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является
дидактическая игра.
При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру
«Иду в гости».
Её можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». Хозяева приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием. Ф.И. «гостя», Ф.И. хозяина. Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово. Оценка, которую ставит «хозяин». 1. по…зда - 2. г…лубок - 3. м…сной - Детям эта игра нравится, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности. Школьники младшего школьного возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. За время работы, больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. 4

Таблица уровней учебной мотивации младших школьников.
1. Высокий уровень учебной мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Учатся на 4-5. 2.Средний уровень учебной мотивации. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Учатся на 3-4. 3. Низкий уровень учебной мотивации. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка. Учатся на 3. 5