"Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Автор: Шевелева Елена Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Дата публикации: 11.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация коррекционной работы

с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
автор: учитель-дефектолог МБДОУ д/с №36 г. Костромы Шевелева Елена Анатольевна Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросло. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррегирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество детей, которые не в состоянии освоить программы общеразвивающих групп составляет 20-30% дошкольников, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического развития у детей, позволило получить ценные научные данные о причинах возникновения, клинических и психологических формах ЗПР у детей.. На современном этапе уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада. Каждая из экспериментальных площадок при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, свою «Образовательную программу» и материально-техническую базу. Поэтому их структурно- содержательные модели имеют как много общего, так и некоторые различия. По-прежнему многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретного содержания работы, остаются недостаточно разработанными. Не сформировалась оптимальная модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях специального дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в
адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного и школьного учреждений. Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образо вательных потребностей детей данной категории. Безусловно, что их образовательные потребности будут в зна чительной степени определяться степенью недоразвития познава тельной деятельности, возрастом ребенка, глубиной имеющегося нарушения, наличием отягощающих самочувствие ребенка состо яний, социальными условиями его жизни и воспитания. Известно, что ребенок развивается гетерохронно: неравномер но идет созревание различных морфологических структур, функ циональных систем. Гетерохронность определяет развитие ребенка в онтогенезе. Знание данной закономерности, открытой Л. С. Вы готским, позволяет, через усиление воздействия на ребенка в сензитивные периоды его жизни, управлять нервно- психическим развитием ребенка, создавая условия для стимуляции развития или коррекции той или иной функции. Развитие ребенка происходит не спонтанно. Оно зависит от ус ловий, в которых протекает его жизнедеятельность. Первоначаль но ребенок обладает очень малым запасом поведенческих реакций. Однако достаточно быстро через свои активные действия, обще ние с близкими людьми, через действия с предметами, которые являются продуктами человеческого труда, он начинает усваивать «социальное наследство, человеческие способности и достижения» (Л. С. Выготский). Движущей силой на самом раннем этапе жизни ребенка явля ется необходимость преодоления противоречия между наличием у новорожденного витальных, жизненно важных потребностей и отсутствием способов их удовлетворения. Чтобы удовлетворять сна чала врожденные, а затем и приобретаемые потребности, ребенок вынужден постоянно овладевать все новыми и новыми способами действий. Так обеспечивается основа для всего психического раз вития ребенка. Его внутренние детерминанты развития, в первую очередь унаследованные морфологические и физиологи ческие данные, а в особенности функциональное состояние центральной нервной системы не обеспечивают его способами дей ствий, необходимыми для удовлетворения его витальных потреб ностей. Как следствие задерживается формирование ориентировоч ных реакций, в первую очередь зрительно-слуховых и зрительно-тактильных. А на этой основе начинает резко отставать смена био логической мотивации общения социальными потребностями. Та кой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый свер стник, будет видеть в матери скорее кормилицу, чем партнера для общения. Таким образом, формирование у ребенка потребности в общении является одной из первых специальных образовательных задач.
Выявление степени отставания дает возможность уже в раннем возрасте своевременно диагностировать пограничные состояния и патологию. Незначительные отклонения, если ими пренебрегли ро дители и специалисты, быстро усугубляются и переходят в более выраженные и стойкие отклонения, которые труднее поддаются коррекции и компенсации. Таким образом, базовой образовательно-воспитательной потребностью раннего возраста является своевре менное квалифицированное выявление отставаний в нервно-пси хическом развитии ребенка и их возможно полное устранение все ми доступными медико-социальными и психолого- педагогическими средствами. В настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей. Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно- образовательной работы с детьми необходимо учитывать: - структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР; - информацию о здоровье ребенка - микросоциальные условия в семье; - возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад; - предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др. Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. Основными линиями развития принято считать: физическое, социально- нравственное, познавательное и речевое, эстетическое развитие. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно- развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка. При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают:  принципы специального обучения и воспитания;  результаты комплексного изучения детей;  результаты диагностического обследования группы и отдельного ребенка с целью определения или корректировки планов коррекционно- развивающей и воспитательно-образовательной работы;  задачи перспективных планов основных разделов программы.
Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность - чем меньше возраст детей, тем больше удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи начинают занимать одинаковое место в работе с ним. Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада. Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально- типологических особенностей детей. В "Образовательную программу" закладывают следующие формы проведения непосредственно образовательной деятельности:  фронтальная образовательная деятельность,  подгрупповая образовательная деятельность,  малоподгрупповая образовательная деятельность - 2 - 3 ребенка,  индивидуальная образовательная деятельность. Выбор формы проведения непосредственно образовательной деятельности зависит от вида непосредственно образовательной деятельности и возраста детей. Реализация индивидуально - дифференцированного подхода во время НОД осуществляться за счет:  дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;  индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;  введения специальных видов помощи, а именно: - зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания, - речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания; - совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки, - введение элементов программированного обучения и т.д. Индивидуальный подход реализуется через систему индивидуальных коррекционно-развивающей об образовательной деятельности специалиста, которые планируются на основе результатов диагностического обследования, а также через индивидуальную образовательную деятельность воспитателя по заданиям учителя-дефектолога и логопеда во время проведения "коррекционного часа".
Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях специального детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте. Катамнестические данные подтверждают эти выводы: большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы. Однако в большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 3 или с 5 лет или даже на начальных этапах обучения в школе. Легкие нарушения развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере могут маскироваться возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения. Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Однако можно выделить основные направления коррекционной работы. Одной из наиболее важных задач является развитие общей и мелкой моторики. Это важно для того, чтобы в школе ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно- сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
 «Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)  Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).  Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).  Изготовление поделок из бумаги (аппликации).  Изготовление поделок из природного материала.  Конструирование.  Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.  Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.  Рисование, раскрашивание картинок.  Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.  Нанизывание бус и пуговиц. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия. Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способностей ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому – значит помочь овладеть перцептивными действиями, т.е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства. А также усваивать сенсорные этапы – общепринятые образцы чувственных свойств и отношений предметов. При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития. Цель коррекционной работы не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Нужно активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей. У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы –помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия
на все сферы личности ребенка. Социально-педагогическая и коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Коррекционная работа предусматривает обучение детей элементам психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на другой. Это необходимо для подготовки детей с задержкой психического развития к успешной интеграции в коллективе здоровых сверстников и в обществе вообще. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии. Список литературы: 1.Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000 г. 2.Тихомирова Л.Ф, А.В.Басов «Развитие логического мышления у детей» Ярославль. 1995 3.Шевченко С.Г «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Москва. «Школьная пресса» 2005 г. 4.Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Москва. 1998 г.