"Природное сообщество-сад"

Автор: Соколова Ирина Валерьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Прокошевская основная школа"
Населённый пункт: деревня Прокошево Кстовский район Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка-конспект урока
Тема: "Природное сообщество-сад"
Дата публикации: 13.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Окружающий мир

Урок 53.

Раздел.
Земля – наш общий дом.
Тема:
Африка.
Цели:
– ознакомить с природой и важнейшими народами Африки, их достижениями; – найти родину представленных учителем предметов, имеющих африканское происхождение; – научить использовать карты для получения информации.
Оборудование:
карта полушарий, физическая и политическая карта Африки, предметы африканского происхождения (кофе, бананы, финики, африканские маски или их иллюстрации), иллюстрированные альбомы с видами Африки, флаги разных стран, рисунки африканских животных, карточки предметов из разных частей света из комплекта « Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Этапы

Ход урока

Формирование

УУД
1)Мотивационно- целевой этап Сегодня у нас много гостей, и как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Поприветствуем их. Я желаю вам, друзья. Быть достойными себя. Не стесняться, не краснеть, И за соседа поболеть! Помоги себе, ему. Если он попал в беду. Регулятивные: эмоциональный настрой. Планирование учебного сотрудничества 2) Актуализация опорных знаний Беседа. Работа в группах. – Прежде чем сегодня отправиться в следующее путешествие, давайте поиграем в географическое лото. Вы получаете небольшое задание. Из полученных картинок нужно выбрать только те, которые относятся к Азии. Нужно найти одно лишнее: 1) Лена, Нил, Тигр, Обь. 2) Шахматы, папирус, зеркало, бумага. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: устанавливать причино-
3) Рис, кофе, сахар, хлопок. 4) Китайцы, японцы, индийцы, арабы. Дети совещаются и выбирают: 1-я группа. Здесь перечисляются реки Азии: Лена, Тигр, Обь. 2-я группа. Это предметы, пришедшие к нам из Азии: шахматы, зеркало, бумага. 3-я группа. Это знаменитые растения, которые стали известны всему миру благодаря Азии: рис, сахар, хлопок. 4-я группа. Это национальности, которые проживают на территории азиатских стран: китайцы, японцы, индийцы, арабы. – Соберите лишние картинки и попробуйте ответить: к какой части света относятся они? Представьте ещё два-три примера по каждому направлению. (Остались картинки: река Нил, папирус, кофе. Мы точно знаем, что река Нил относится к Африке, но про всё остальное сказать не можем). следственные связи. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; проявлять доброжелательность при общении в диалоге; проявлять внимание ,желание больше узнать 3) Постановка учебной задачи. В процессе диалога определение целей урока, обсуждение способов преодоления трудностей. – Какие вопросы у вас возникают? – Мы сегодня должны ответить на вопросы: • Какие реки текут по Африке? • Какие предметы попали к нам из Африки? • Какие растения стали знакомы нам благодаря Африке? • Какие народы населяют Африку? – Чему будет посвящён наш урок? (Мы считаем, что сегодня мы отправимся в путешествие по Африке.) Тема: АФРИКА.(Слайд 1) Познавательные: Выявлять, что известно и что еще не изучено, определить пути поиска информации, высказывать предположения и обосновывать выбор решения проблемы. Регулятивные: способность принять учебную задачу, планирование учебного сотрудничества. Коммуникативные: правильно оформлять ответ высказывания,удерживать логику высказывания Личностные: считать с мнением другого человека
4) Совместное открытие знаний Сегодня мне принесли письмо, а адресовано оно вам ребята. Это письмо вам написал Барон Мюнхгаузен и сейчас он находиться в Африке. Как вы думаете, почему письмо из Африки в черном конверте? Какое спортивное событие произойдет в 2014 году в Сочи?(олимпийские игры в Сочи)Эмблема олимпийских игр-пять колец,. Каждый цвет-это какой-либо континент. Африка- черный цвет. Основная цель олимпиады-поддержания мира, улучшение отношений между странами. Прочитаем письмо. Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам барон Мюнхгаузен . Вы наверное знаете, что со мной случалось очень много невероятных историй. Например, я летал на ядре, вытаскивал себя за волосы из болота, стрелял в оленя вишневой косточкой, и потом у него вместо рогов выросли вишневые деревья. Но вы знаете, что я самый правдивый человек на свете, поэтому моим историям вы конечно поверили Так вот, недавно я отправился в очередное путешествие, и снова попал в приключения. Со мной очень интересно. Если вы хотите отправиться со мной путешествовать по Африке, я прошу вас выполнить все мои задания. Ну и в заключении, хочу обратиться к вам с просьбой. Поспешите. Ведь у нас впереди столько открытий! Итак, ребята, для того, чтобы нам выполнить все задания Барона Мюнхаузена,мы разделимся на группы . Вспомним правила работы в группе, записанные у нас в порфолио. 1.Свободно обмениваться мнениями. Не критикуйте, а предлагайте. 2.Необходимо уважать мнение каждого участника. 3.Шум может быть только рабочим. Девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» Открываем конверт и возьмем карточки голубого цвета. Прочитайте задание и постарайтесь выполнить его. 1 группа. Почему Африка самый жаркий материк? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с
Какие океаны омывают этот материк? 2 группа. Какую нужно использовать карту для того, чтобы определить природную зону местности? В каких природных зонах находиться Африка? (рассмотрите карту стр. 104-105) 3 группа. Рассмотрите физическую карту Африки(учебник стр.60 ч.2) Назовите самые крупные реки Африки (Конго, Нил) В устье реки Нил 5 тысяч лет назад возникло первое в мире государство –Египет. Закройте глаза .Представьте, что вы перенеслись на машине времени на 5 тысяч лет назад.(слайд Пирамиды, Большой Сфинкс, Гробница Фараона, Тутанхамона, Храмы Богов) 4 группа. Расскажите о древнем государстве Египет.(найдите информацию в учебнике стр.65, в энциклопедии, в журнале»Вокруг света») О Египте, о пустыне Сахара.(слайд ) На севере Африки расположено древнее государство Египет.( показ государственного флага)Там живут арабы. Столица Египта-Каир. Каир- самый крупный город Африки. О древности государства Египет напоминают гигантские сооружения из камня – пирамиды. В них египтяне хоронили своих правителей. Берега Египта омывает с севера Средиземное море, с востока Красное море. С юга на север течет река Нил.(показ на карте) Река Нил- самая длинная в мире. Вдоль берегов тянется узкая полоска земли, появившая при помощи орошения земель человеком. В Африке очень жарко, особенно в пустыне Сахара. Весь север Африки занят этой пустыней. Сахара- это самая большая пустыня мира. Кажется, что в Египте ей нет конца и края. Остальную часть составляет тропическая степь – саванна, и в центре материка находятся непроходимые леса. Древние египтяне использовали папирус и в качестве еды, как некое лакомство. Ещё из поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
стеблей плели корзины . Волокна папируса уходили на ткани, незаменимые по качеству и превосходящие лён. Самое главное, что делали из папируса — это вид египетской бумаги, которая так и называлась «папирус», и которая прочно вошла в историю. Именно на папирусе дошли до нас мысли древних людей. Что помогло вам ответить на вопросы? (учебник, геогр.карта, энциклопедии) Вопрос всем детям: Какой вывод можно сделать? Ответы детей: 1.Африка располагается в жарком поясе 2.Здесь есть и безжизненные пустыни, саванны, и дремучие влажные леса. 3. Самый крупный город Африки -столица Египта. Мы справились с первым заданием Барона Мюнхгаузена. Прочитаем задание от Мюнхгаузена на карточке розового цвета. 1 группа. -Рассмотрите карту материка. Какие животные обитают в Африке? -Расскажи, какие животные самые умные в Африке.(учебник стр.66)слайд Разновидность обезьян велика. Есть очень маленькие (до15 см), а есть с человеческий рост. Одни обезьяны имеют длинные хвосты, а другие короткие , третьи совсем без хвостиков. Различаются они по окраске, и по внешнему виду. Так, обезьяны могут быть бурыми, черными, бородатыми и безбородыми, с бакенбардами и без них. Живут обезьяны довольно долго, как человек. 2 группа. -По каким признакам можно различить травоядных животных от хищных?( растительноядные, Травоядные — это животные, которые питаются исключительно растительной пищей: листьями, травой, плодами и ветками деревьев. Хищники — это животные, которые охотятся на других животных и питаются их мясом.) 3 группа. -Найдите травоядных животных.(носорог, жираф,зебра,антилопа, Травоядные животные: антилопа, зебра, жираф, слон, носорог, обезьяна, верблюд черепаха,) 4 группа. -Найдите хищных животных. (лев, гепард, Это один из самых опасных хищников Африки.В Африке большие злые крокодилы будут вас кусать, бить и обижать, - не ходите,
дети, в Африку гулять. … , стервятник- Хищная птица сем. ястребиных, из группы настоящих грифов. Длина около 65 см. Клюв, в отличие от других грифов, тонкий и длинный; на затылке хохол из удлиненных перьев. Стервятник кормится ящерицами, змеями, черепахами, но главным образов падалью. ) Вам было дано творческое задание придумать загадку об одном известном вами африканском животном. Самые лучшие загадки я сейчас вам загадаю.(презентация загадки о животных собственного сочинения) 1)Толстокожий, толстогубый. а во рту четыре зуба. Если он откроет пасть. Можно в обморок упасть(бегемот) 2)Ярко-розовый наряд ,глазки солнышком горят- Так стройна, нежна. Прелестна. Длинноногая принцесса. (фламинго) 3)На коряги он похож, зубы острые, как нож/.Он лежит, зарывшись в ил, злой и страшный …(крокодил) 4)Эта птица хоть куда! Не летает никогда ,только бегает, как ветер. Знают птицу все на свете.(страус) 5)Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще усатый, озорной он как котенок, а зовут его…(тигренок) 6) Этот зверек очень умелый, он мастер маскировки, у него длинный язык, питается насекомыми(хамелеон) 7)Поднимает великан груз тяжелый к облакам, а если станет душно, себя польет из душа. (слон) 8)Очень длинные иголки, попрочнее чем у елки, может много съесть за раз, а грызун тот… (дикобраз) 9)Неуклюжа, тихоходна, носит дом с собой в походах, в нем живет одна без страха и соседей …(черепаха) 10)У этой лошадки одежка в полоску, похожа одежка ее на матроску.(зебра) Интересен животный мир Африки. Можно много говорить о его обитателях .Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях. Какой можно сделать вывод? Много диких животных можно встретить в Африке: зебры, слоны, обезьяны,жирафы,гепарды,антилопы,крокодилы,носороги.) Физкультминутка «Мы по Африке идем…»
Снова пришел долгожданный миг- Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. Сегодня к нам на урок мы пригласили ученого- путешественника .Он расскажет нам об экологии в Африке. Тема моего доклада: «Экологическая обстановка в Африке» Я хочу рассказать об экологической обстановке в Африке» Доклад (докладчик показывает на стенгазете) ВЫРУБКА ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ. Влажные экваториальные леса занимают небольшую часть поверхности Земли. Они играют особую роль. Эти «зеленые легкие» Земли вырабатывают около трети кислорода, содержащегося в атмосфере. Их уничтожение вызовет необратимые экологические последствия. Рост содержания углекислого газа в атмосфере в результате вырубки лесов уже через 40 лет может привести, как считают некоторые ученые, к повышению средней температуры в мировых масштабах на 2° С, что усилит возможность таяния обоих полярных шапок - Антарктиды и Северного Ледовитого океана. Это в свою очередь, грозит затоплением миллионов гектаров низинных земель во всем мире. Кроме того, лес играет важную роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Уничтожь растительный покров - нарушится сезонный цикл дождей, обмелеют реки, землю разъест эрозия. Между тем, уже сегодня сведение экваториальных лесов приняло угрожающие масштабы. Каждый год в мире уничтожается 11 миллионов гектаров джунглей - площадь, равная четырем Бельгиям. Ряд африканских стран уже осознали всю серьезность последствий столь интенсивной вырубки лесов. Так, например, в Республике Конго леса сохранились лишь на 60% площади. Государство контролирует заготовку и экспорт древесины, лес восстанавливается, высаживают эвкалипты. В государстве Центральной Африки (Заир, Конго, Габон, Камерун) создаются новые национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов. Прочитаем задание Мюнхгаузена на карточке зеленого цвета.
Какие животные исчезают в Африке? . Носорог. Я – носорог. У меня очень хороший слух и обоняние, а вот зрение плохое. Я очень близорук. Видимо, из за этого я бываю порой очень агрессивен. Хочу пожаловаться вам, люди, что нас стало очень мало. Люди истребляют нас. Виной этому стало наше грозное оружие – рог. Некоторые люди считают, что из нашего рога можно сделать сильнодействующее лекарство от ряда болезней. Но это заблуждение. Наукой доказано, что наш рог не обладает никакими целебными свойствами. Но людей так трудно в этом убедить. Несмотря на запреты, охота на носорогов продолжается. Люди, будьте милосердными. Необходимо их беречь и защищать. Слон. Я – африканский слон. Самое крупное наземное животное нашей планеты. Мой хобот – это верхняя губа, сросшаяся с носом. Благодаря особым мышцам и сухожилиям хобот обладает удивительной подвижностью и огромной силой. Я могу быть быстрым, ловким, я хорошо бегаю. Ноги у меня устроены замечательно. На подошве под кожей имеется студенистая пружинящая масса, которая делает шаги слона почти бесшумными. Люди, мы тоже хотим к вам обратиться. Нас стало очень мало. Вы убиваете нас из-за бивней, из- за спроса на слоновую кость. Охота на нас ограничена, а в некоторых странах полностью запрещена. Но браконьеры по-прежнему отстреливают нас по 10–20 тысяч в год. Нам страшно жить. Помогите нам. Какой вывод можно сделать об экологии? В Африке животные охраняются людьми, а раньше европейцы устраивали на них безжалостную охоту. Прочитаем задание от Мюнхгаузена на карточке желтого цвета 1 группа. Какие народы населяют Африку? Африканские национальности : эфиопы, египтяне, арабы, кенийцы, пигмеи, Масаи. 2 группа (стр.67) -Какое основное занятие африканцев?(земледелие)
Выращивают просо, кукурузу, рис. В лесных областях возделывают клубневые: ямс, таро, батат, маниоку. На поле, как правило, работают женщины. В Африке разводят фруктовые деревья и кусты: бананы, финиковые и кокосовые пальмы. Сажают арбузы и различные овощи. В Африке любят заниматься плетением и ткачеством. Из листьев различных видов пальм, из стеблей тростника и из лиан плетут корзины. Их украшают цветным орнаментом. Из тыквы делают посуду. Круглую тыкву разрезают пополам, очищают специальным ножом, а потом выставляют на солнце. Кожура на солнце высыхает, а муравьи выедают содержимое дочиста – и тарелка или чаша готова. Тыкву вытянутой формы употребляют для изготовления кувшинов или бутылок. Тыкве придают любую форму, перевязывая ее, когда она еще растет.(показ тыквы) 3 группа Как африканцы охраняют свою природу?(учебник стр.67) 4 группа - Как отмечают праздники в Африки? (журнал «Вокруг света» (стр.11) У местных племен есть праздник, посвященный Солнцу. Ритуальные танцы они исполняют под звуки национального инструмента-барабана . – Ребята, какой общий вывод мы можем сделать по Африке? 1. Африка располагается в жарком поясе. 2. Здесь есть и безжизненные пустыни, саванны, и дремучие влажные леса. 3. Много диких животных можно встретить в Африке, они сейчас охраняются людьми, а
раньше европейцы устраивали на них безжалостную охоту. 4. В Африке располагаются разные государства: Египет, Кения, Эфиопия… На севере континента живут арабы, на юге – темнокожие негры. Вопросы к одному ученику из группы (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил задание сам или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с помощью товарища? - Что было интересно на уроке? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. -Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?(пополнив свои знания об Африке мы можем отправляться путешествовать по материку) – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Молодцы! Вы не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу. 6.Оценочный этап Национальный символ Южной Африки — цветок протея, похожий на морского ежа На СОВРЕМЕННОМ ГЕРБЕ ЮАР можно увидеть это растение. Можно обнаружить королевскую протею разных цветов и с разной формой листьев, но самая красивая — розовая протея.. Закройте глазки и представьте протею Если вы довольны своей работой на уроке ,то представьте себе розовую протею, если не очень, были недочеты- желтого цвета, а если не довольны -фиолетового Пополнив свои знания об Африке, мы можем отправляться в путешествие по этому материку с баром Мюнхгаузеном. На следующем уроке мы продолжим с вами изучать во всем своем величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. Теперь мы знаем, что Африка – самый удивительный материк . .. Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете днем за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Домашнее задание Придумать африканскую сказку о животном. Мы поместим сказки в нашу книгу.