"Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии"

Автор: Шимановская Любовь Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: г.Нижнекамск,РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии"
Дата публикации: 14.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование

универсальных учебных

действий на уроках

технологии
Подготовлена учителем технологии МБОУ СОШ №11НМР РТ Шимановской Л.М.
В широком значении термин
«универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить
как

совокупность способов действия учащегося
(а также связанных с ними навыков учебной работы),
обеспечивающих его способность к

самостоятельному усвоению новых знаний

и умений
, включая организацию этого процесса.

Номенклатура универсальных

учебных действий
личностные познавательные регулятивные коммуникативные

Личностные универсальные

учебные действия
Освоение личностного смысла учения, желания продолжить свою учебу. Осознание, исследование и принятие жизненных и нравственных норм, способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные универсальные

учебные действия
Целеполагание Планирование Прогнозирование Саморегуляция Контроль Коррекция Оценка

Познавательные универсальные

учебные действия
Общеучебные Умение строить высказывания Умение работать с текстом Умение извлекать информацию из прослушанных текстов Умение работать с таблицами Умение действовать по образцу Умение пользоваться справочниками Логические Анализ Синтез Сравнение Классификация Подведение под понятие Установление причинноследственных связей Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные универсальные

учебные действия
Умение слушать и вести диалог Учет позиции собеседника Умение работать в паре Умение работать в группе

Уровни сформированности учебных

действий
1) отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности; 2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем по постоянному, уже усвоенному алгоритму; 3) не может самостоятельно внести коррективы в действия, перенося их на решение новых задач; 4) адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа действия в сотрудничестве с учителем); 5) самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия); 6) обобщение учебных и выведение новых способов действия для каждой конкретной задачи.

Личностные универсальные учебные действия

(моделирование жизненной ситуации, мотивация

обучения)


Метод «дай себе помочь» (создание

презентаций для изучения новой темы)


Регулятивные универсальные учебные

действия («посчитай ошибки»)


Формирование логических

познавательных умений(работа над

логической цепочкой)


Познавательные универсальные учебные

действия («свои примеры»)


Формирование навыка составления

плана действий или действий по

инструкционным картам


Прием «открываем определение»


Формирование навыка самооценки и

взаимооценки


Коммуникативные универсальные учебные

действия

(умение работать в парах и группе)


Метод «шесть цветов мышления»

позволяет развить гибкость

ума, креативность, отлично

помогает преодолеть

творческий кризис, помогает

правильно принять решение и

более точно соотносить свой

образ мыслей с

поставленными целями и

стоящими задачами. Особенно

хорошо он подходит для

оценки необычных и

инновационных идей, когда

важно учесть любое мнение и

рассмотреть ситуацию под

разными плоскостями.

• Белый цвет представляет информацию о решаемой задаче, формулирует вопросы для обсуждения. • Красный цвет отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. (Какие у меня по этому поводу возникают чувства?) • Черный цвет проявляет осторожность. (Сработает ли это? В чем недостатки? У нас ничего не получится, потому что…) • Желтый цвет полон оптимизма, он ищет преимущества. Желтый цвет полон оптимизма, он ищет преимущества. (Все у нас получится, потому что…) (Все у нас получится, потому что…) • Зеленый символизирует творческое начало и расцвет новых идей. (Я знаю как у нас все получится…) • Синий связан с организацией и управлением. (Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?)
Концепция метода

«шесть цветов мышления»

Формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях.
vitamargkonsultacii/uspeh/2981- metod-6-shliap menobrmaterials/46/37549/ openclassnode/159449 ugmethod_article/260 menobrmaterials/46/37549/
Интернет ресурсы