"Рабочая программа по литературе 7 класс (по ФГОС)"

Автор: Мызрова Зинаида Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Вязовка"
Населённый пункт: с. Вязовка Татищевского района Саратовской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа по литературе 7 класс (по ФГОС)"
Дата публикации: 27.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Вязовка
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО,протокол № _____ от «___»___________2015 г. Руководитель ШМО ___________/З.Н. Мызрова/ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно- воспитательной работе ___________/Л.Ю. Ефимова/ «_____»_____________ 2015 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Вязовка» ________________ /Е.В. Иванова/ «_____»______________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 7 классе Мызровой Зинаиды Николаевны с.Вязовка 2
2015
1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и программы по литературе под редакцией Б.А. Ланина В ней учитываются основные идеи и положения программы развития, преемственность с программами для начального образования. В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно- нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве. Материал программы позволяет учителю решать следующие задачи: 1. постепенно приобщать учащихся к миру литературы; 2. формировать способности к восприятию литературы как искусства слова; 3. развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников. Программа предназначена для учащихся 7 класса МОУ «СОШ с. Вязовка», которые успешно прошли программу 6 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса литературы 6 класса и не требует корректировки в содержании. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Программа предусматривает знакомство детей с доступными произведениями устного народного творчества, развития фольклорных жанров в русской литературе. 3

2.

Общая характеристика программы
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета. Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников. Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности. 1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах. 2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них. 3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники. 4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию). Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам. Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры. Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.
Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 7 класса
(учебник под ред. Ланина Б.А.). 4

II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.
Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании
концентрического
(в основной школе),
историко-

литературного
(в старшей школе),
хронологического и жанрового принципов
, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Ведущая тема
7 класса –
литература и действительность.

Специфика предмета
: Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Технологии, методики:
 уровневая дифференциация;  проблемное обучение;  информационно-коммуникационные технологии;  здоровьесберегающие технологии;  коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) Содержание учебника 7 класса полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Методы обучения:
 объяснительно-иллюстративный;  проблемное изложение;  частично-поисковый;  исследовательский Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся
в самостоятельную творческую деятельность.
Особое внимание общению
в малых группах
на уроках литературы и «
медленному чтению».

Основные виды деятельности учащихся.
1.
Познавательная деятельность:
чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами. 5
2.
Творческая деятельность:
создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы. 3.
Коммуникативная деятельность:
умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. 4.
Исследовательская деятельность:
создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения ООП самым
важным предметным результатом
, который достигается при изучении литературы как предмета,
является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития,

формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и себя в этом мире»
. Поэтому чтение является ведущей деятельностью при освоении литературы. Через систему тем для обсуждения, творческих работ и ученических проектов-исследований в программе реализуется системно - деятельностный подход. Изучение каждого произведения в 7 классе завершается темой для обсуждения. Например,
тема «Русская

литература в контексте мировой. Герои Гоголя и Мериме: национальные особенности и общечеловеческие черты характера».
6

3.

Описание места учебного предмета учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч,
в 7 классе — 70
часов. Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс. В двух частях. Москва
«
Вентана-Граф» 2014 г. 7

4.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты обучающихся 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература»,
являются:  осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.  Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;  Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);  Формулировать горизонт своих интересов;  Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипртектсом
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе проявляются в:
 умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;  умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;  умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
 Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики  Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста  Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев  Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения. Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся 8

Предметные результаты:

Устное народное творчество

Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былину и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских былин, героических сказаний и народной песне, видеть черты национального характера своего народа в героях былин; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»; • пересказывать былины, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы; • выявлять в былинах характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность былину, отличать её сказки;
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая былины, героические сказания, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная

литература
9

Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку; • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
 Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики  Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста  Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев  Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся 10

5.Содержание учебного предмета «Литература»



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)

Страницы классики: литература XIX в. — 22 ч
Задачи: — знакомство с античными традициями в русской культуре; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: лирическое многоголосие, романтический герой. Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, интерпретация.
Повторение:
средства создания характера, лирический герой.
Понятия для изучения:
стихотворная речь, двусложные и трёхсложные размеры стиха. Повесть как эпический жанр. Драма как род литературы. Трагедия как литературный жанр. Романтическая трагедия. Романтический герой.
Связь между видами искусства:
экранизации повести «Дубровский» (режиссёр А. Ивановский, 1936; режиссёр В. Никифоров, 1990). Романсы на стихи М.Ю. Лермонтова (музыка А.Е. Варламова). Акварели М.Ю. Лермонтова.
Интернет:
разговор с любителями книг: что такое чат? Что пишут о любимой книге? Создание первой электронной библиотечки «Любимые стихи» 1 10 ч
А.С. Пушкин.
Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников). «Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству». Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Давать общую характеристику художественного 11



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала, ирония и подлинный лиризм. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика. «19 октября 1825 года» Дружба как одна из высших человеческих ценностей. Образы лицейских друзей поэта. Гимн Лицею и лицейскому братству. Гуманизм Пушкина. Сила творческого воображения. Роль картин природы в стихотворении. «Няне» Эмоциональность стихотворения, средства его создания. Повесть «Дубровский» Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистенёвке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования 2 1 ч
Ф. Шиллер.
«Разбойники» (сцены по выбору учителя) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном 12



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
Драматическая история любви. Образ благородного разбойника Карла Моора. Выбор главного героя, его борьба за справедливость, обречённость на одиночество и непонимание. Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель. Темы для обсуждения. Русская литература в контексте мировой. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Национальные черты повести «Дубровский». Переосмысление поэтом романтических традиций произведении. Выявлять жанровые особенности драмы, комедии и трагедии при изучении пьес русских и зарубежных авторов. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта 3 5 ч
М.Ю. Лермонтов.
Из биографии (Кавказ в жизни поэта). «Кавказ», «Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «Казачья колыбельная», «На севере диком стоит одиноко…» Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Приём сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и правды. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать 13



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями 4 4 ч
Н.В. Гоголь.
Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба» Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к родине и чувство товарищества в повести. Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров: Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений 5 2 ч
П. Мериме.
«Маттео Фальконе» Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство. Тема для обсуждения. Русская литература в контексте мировой. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме. Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные и общие черты характеров, общечеловеческие ценности Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера 14



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)

Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — 6 ч
Задачи: — приобщение к поэтическому настроению; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: стиховая инструментовка, антитеза. Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть.
Понятия для изучения:
гражданская и «чистая лирика»; композиционная и смысловая антитеза, параллелизм; развёрнутая метафора; аллитерация и ассонанс. Лирический сюжет. Центральные образы лирического стихотворения.
Связь между видами искусства:
романсы на стихи поэтов середины XIX в. (музыка П.П. Булахова, Н.А. Римского-Корсакова, А.Е. Варламова) 6 2 ч
Н.А. Некрасов.
Из биографии поэта (по воспоминаниям современников). «Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога» Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданская проблематика, публицистичность. Образ рассказчика в стихотворениях. Своеобразие стиховой инструментовки: ритмичность и эмоциональная напряжённость поэзии. «Саша» Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений 7 1 ч
Ф.И. Тютчев.
Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…» Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, 15



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
Мастерство поэта в создании картин природы. Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворённость образов природы характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения 8 1 ч
А.К. Толстой.
Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» (по выбору учителя) Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его способность к сочувствию и сопереживанию Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.) 9 1 ч
А.А. Фет.
Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…» (по выбору учителя). Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, 16



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета 10 1 ч
А.Н. Майков.
Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — по выбору учителя) Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Изобразительно- выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения. Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета
Страницы классики: литература рубежа XIX–XX вв. — 7 ч
Задачи: — развитие чувства комического; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: ирония, сатира. Виды деятельности: чтение, интерпретация.
Повторение:
виды комического (юмор, сатира).
Понятия для изучения:
виды комического в литературе, реально-бытовой план и исключительная ситуация как основа сюжета 11 3 ч
А.П. Чехов.
Вехи биографии писателя. «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев» (по выбору учителя) Приёмы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека. 17



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание 12 2 ч
А.И. Куприн.
Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор» Тема служения людям и добру. Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе 13 1 ч
Л.Н. Андреев.
Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська» Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа». Творческое задание. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору) Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя 14 1 ч
О. Генри.
«Дары волхвов» Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного 18



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
Тема для обсуждения. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX–XX вв.) произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта
Страницы классики: литература XX в. — 4 ч
Задачи: — осознание традиций в культуре; — усвоение и активизация литературоведческого термина «поэтические образы». Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть 15 2 ч
И.А. Бунин.
Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» (по выбору учителя) Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и красочность образов Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романти- ческими и реалистическими принципами изображения жизни и человека 16 2 ч
Н.А. Заболоцкий.
Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб» Природа и человек. Природа и творчество Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. — 5 ч
19



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
Задачи: — воспитание патриотического чувства; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: исповедальность, патриотический пафос. Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть.
Понятия для изучения:
тема памяти в лирике, исповедальность и патриотический пафос лирики 17 5 ч
А.А. Ахматова.
«Клятва», «Мужество», «Победителям»;
О.Ф. Берггольц.
«…Я говорю с тобой под свист снарядов…»;
Ю.В. Друнина.
«Я только раз видала рукопашный…», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности»;
С.П. Гудзенко.
«Перед атакой»;
С.С. Орлов.
«Его зарыли в шар земной…»;
Д.С. Самойлов.
«Сороковые, роковые…»;
М.М. Джалиль.
«Смерть девушки», «Радость весны»;
А.А. Сурков.
«Бьётся в тесной печурке огонь…»;
К.М. Симонов.
«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…» Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров
Национальный характер в литературе ХХ в. — 14 ч
Задачи: — приобщение к национальным архетипическим образам; 20



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: документальность и вымысел. Виды деятельности: чтение и интерпретация.
Связь между видами искусства:
экранизация рассказов «Судьба человека» (режиссёр С. Бондарчук, 1959), «Уроки французского» (режиссёр Е. Ташков, 1978) 18 3 ч
А.Т. Твардовский.
Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ. Автор и герой. Роль рефрена в раскрытии смысла произведения. Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагедийность, лиризм отдельных страниц. Особенности её стиха: чередование стихотворных размеров и способов рифмовки. Исповедальность, лиризм и патриотический пафос военной лирики. Образ солдата-победителя. Изображение подвига народа. Тема памяти Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем 19 3 ч
М.А. Шолохов.
Вехи биографии писателя. «Судьба человека» Андрей Соколов — воплощение национального характера. Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. 20 3 ч
В.Г. Распутин.
Вехи биографии писателя. «Уроки французского» События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости 21



п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)
Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта. Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.). 21 3 ч
В.М. Шукшин.
Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя) «Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила героя. Тема для обсуждения. Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство. Творческое задание. Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе 22 2 ч
Ф.А. Абрамов.
«Поездка в прошлое» Встречи, переворачивающие всю жизнь. Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства? Таинственный незнакомец на Курзии — метафора судьбы. Творческое задание. Психологический портрет на основе внутреннего монолога
Повторение и обобщение изученного в 7 классе —2ч + 1Р/р
Писать контрольное сочинение 22

6. Тематическое планирование



п/п

Тематический блок

Количество часов

(в год)
1. Страницы классики: литература XIX 22 + 2Р/р 2. Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы 6 +1Р/р 3. Страницы классики: литература рубежа XIX – начала XX веков 7 + 1Р/р 4. Страницы классики: литература XX века 4 +1Р/р 5. Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ века 5 + 1Р/р 6. Национальный характер в литературе ХХ века 14 +2Р/р 7. Повторение 2 + 1Р /р 8. Резерв 1 Итого 70
7. Календарно – тематическое планирование
23



Наименование

раздела программы

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

проведения

Примечание

план

факт

Страницы классики:

литература XIX века

(22 +2Р/р)

А.С. Пушкин. (10 час.

+1 Р/р)
1 А.С. Пушкин. Детство и ранняя юность. Лицейский период творчества. 1 02.09 2 Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству» в поэзии поэта 1 08.09 3 «19 октября 1825 года». Дружба как одна из высших человеческих ценностей. 1 09.09 4 «Няне».Эмоциональность стихотворения, средства его создания. 1 15.09 5 А.С. Пушкин. «Дубровский» Замысел и история создания произведения. 1 16.09 6 Троекуров и Дубровский. Ссора помещиков. 1 22.09 7 Воспитание Владимира Дубровского. 1 23.09 8 Дубровский и Маша Троекурова. 1 29.09 9 Благородный разбойник. 1 30.09 10 Гуманитарная игра «Умники и Умницы» 1 06.10 11
Р/р № 1
Сочинение «Моё прочтение повести А.С. Пушкина «Дубровский» 1 06.10 24
12 Ф. Шиллер. «Разбойники». Драматическая история любви. Образ благородного разбойника Карла Моора. 1 07.10 13
Р/р № 2
Сочинение «Моё открытие Ф. Шиллера» 1 13.10 14 М.Ю. Лермонтов .«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...» 1 14.10 15 М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 1 20.10 16 Образы главных героев. 1 21.10 17 Утверждение права человека на уважение и правду. 1 27.10 18 Гуманитарная игра «Умники и Умницы» 1 28.10 19 Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба». 1 10.11 20 Н.В. Гоголь. Два типа характеров — Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. 1 11.11 21 Н.В. Гоголь. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента. 1 17.11 22 Казнь Остапа. 1 18.11 25
23- 24 П. Мериме.«Маттео Фальконе» Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство. 2 24.11 25.11
Русская лирика

середины XIX века.

Основные темы и

мотивы (6 + 1Р/р)
25 Н.А. Некрасов. Из биографии поэта Стихотворения. Особенности некрасовской лирики. 1 01.12 26 Н.А. Некрасов. «Саша» Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. 1 02.12 27 Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. Стихотворения. Природа и человек. 1 08.12 28 А.К. Толстой. Из биографии поэта. Пейзаж в лирике А.К. Толстого. 1 09.12 29 А.А. Фет. Из биографии поэта. Стихотворения Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве. 1 15.12 30 А.Н. Майков. Из биографии поэта. Лирический герой в пейзажной лирике поэта. 1 16.12 31
Р/р № 3
Сочинение «Читая любимого поэта» 1 22.12
Страницы русской

классики: литература

рубежа XIX – XX
26

веков
(
7 + 1Р/р)
32 А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон» Авторская ирония в рассказе. 1 23.12 33- 34 Особенности композиции, средства создания характеров Деталь в ранней прозе Чехова. 1 1 29.12 12.01 35- 36 А.И. Куприн. Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор». Тема служения людям и добру. Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе 1 1 13.01 19.01 37 Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська»: влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа». 1 20.01 38 О. Генри. «Дары волхвов»: Джим и Делла, способность к самопожертвованию. 1 6.01 39
Р/р № 4
Сочинение «Наедине с любимым автором» 1 27.01
Страницы классики:

литература XX века

(4 + 1Р/ р)
40 41 И.А. Бунин
.
Вехи биографии писателя. Природа в изображении поэта Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. 1 1 02.02 03.02 27
42- 43 Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии писателя. «Журавли». Природа и человек. Природа и творчество 1 1 09.02 10.02 44
Р/р № 5
Сочинение «Родной земли очарованье…» 1 16.02
Наедине с поэтом.

Тема войны в русской

поэзии

(5 + 1Р/р)
45 Лирика войны: А.А. Ахматова, О.Ф. Берггольц, Ю.В. Друнина 1 17.02 46 Поэзия войны: С.П. Гудзенко, С.С. Орлов, Д. Самойлов 1 24.02 47 М. Джалиль: «Моабитская тетрадь». 1 01.03 48 А.А. Сурков 1 02.03 49 К.М. Симонов 1 09.03 50
Р/р № 6
Сочинение на нравственную. тему 1 15.03
Национальный

характер

(14 +2 Р/р)
51 А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Теркин» Своеобразие жанра. Документальность произведения и художественный вымысел. 1 16.03 28
52 А.Т. Твардовский. Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой. 1 22.03 53 Изображение подвига народа. Тема памяти 1 23.03 54- 56 М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека». Характер главного героя. Андрей Соколов — воплощение национального характера Тема нравственных испытаний и военного подвига. 1 1 1 05.04 06.04 12.04 57
Р/р № 7
Сочинение «Солдатами не рождаются» 1 13.04 58 В.Г. Распутин. Вехи биографии писателя. «Уроки французского» 1 19.04 59- 60 События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. 1 1 20.04 26.04 61- 62 В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Микроскоп», «Космос, нервная система и шмат сала». Герой рассказов Шукшина. Доброта, до- верчивость и душевная красота «маленьких людей». 1 1 27.04 03.05 663 В.М. Шукшин. Внутренняя сила героя. 1 04.05 29
64 Ф.Абрамов. «Поездка в прошлое»: образ главного героя. 1 10.05 65 Тема памяти. 1 11.05 66
Р/р № 8
Сочинение - описание 1 17.05
Повторение

(2 + 1Р/р)
67- 68 Повторение и обобщение. 2 18.05 24.05 69
Р/р № 9
Итоговая читательская конференция «От маленького читателя к большому писателю». 1 25.05 70 Резерв 1
Итого
70
8.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
30

Учебно-методический комплект:
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс. В двух частях. Москва
«
Вентана-Граф», 2013 г. 2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва
«
Вентана-Граф», 2013 г. Обучающие диски. Серия компакт- дисков «Уроки литературы «КиМ» (5-9классы) Электронные наглядные пособия с приложением (компакт-диски, слайды, методические рекомендации) М.: Новый диск – ИДДК, 2000-2003 А.А. Фет. Жизнь и творчество. Повести А.С. Пушкина. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Слайд - комплекты (20 слайдов) «Вокруг Пушкина». Слайд-комплект (20 слайдов) «Портреты литераторов XIX века
Дополнительная учебная литература
1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000. 2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005. 3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004. 4. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В. Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997. 5. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
Справочные пособия
1. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005. 31

9.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

В результате изучения литературы 7 класса ученик должен знать
:  главных героев изучаемых произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;  наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);  основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;  основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь в познавательной сфере:
32
 воспроизводить содержание произведения, истолковывать проблему и систему образов-персонажей, выделять изобразительно- выразительные средства языка работать с книгой;  рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать их основные черты, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;  использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
 анализировать эпизод в связи с проблемой произведения, выражать свое отношение к прочитанному;  различать авторский замысел и особенности его воплощения
в коммуникативной сфере:
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,  владеть различными видами пересказа;  анализировать произведения:  работать с литературно-критическим материалом;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать сочинения рзных жанров на литературные и свободные темы;  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
В эстетической сфере:
 понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус. Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников. 33