"Ярмарка веселья"

Автор: Буйлина Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ д/с №147 "Сосенка"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: Конспект ОД для детей средней группы
Тема: "Ярмарка веселья"
Дата публикации: 15.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме « Ярмарка веселья »

Возрастная группа
:
4 - 5 лет .
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Разработала:
Буйлина Марина Геннадьевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Виды деятельности детей
(по ФГОС ДО)
:
 игровая;  коммуникативная;  конструирование из разного материала;  изобразительная (рисование, аппликация);  двигательная.
Цель:
познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси, поддержать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа. Вовлечь детей в игровую и творческую деятельность. Вызвать у ребят желание побыть в роли мастеров и смастерить колпачок.
Задачи:

1. Образовательные задачи:
 1.1. Формировать у детей систему знаний о русских народных традициях, проведении ярмарочного гуляния.  1.2. Формировать у детей представления о ярмарочном театре, о главных героях русской ярмарки Скоморохах и любимой в старину игрушке – Петрушке.
2. Развивающие задачи:
 2.1. Знакомить с новыми словами: ярмарка, скоморох, петрушка.  2.2. Развивать творческие способности детей, умение декорировать колпачок цветными фломастерами.  2.3. Продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться клеем, фломастерами, аккуратно склеивать края заготовки.
3. Воспитательные задачи:
 3.1. Воспитывать любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и обычаям.  3.2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей через приобщение к русской народной культуре.  3.3. Доставить детям радость, создать хорошее настроение всем участникам деятельности.
Материалы и оборудование:

1) материалы для представления результатов деятельности
– короб для размещения сделанных колпачков.

2) материалы для преобразования и трансформации
– наглядно-иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Ярмарка» и «Скоморохи»); – действенно - практический (подсобные материалы, предметы домашней утвари, народные игрушки, матрёшки и др.).
3) материальные средства для деятельности детей
– аудиозапись (русская народная музыка); – взрослый костюм русской барышни и атрибуты для обыгрывания сюжета ярмарочного театра (юбка- ширма); - театральная игрушка Петрушка для драматизации; – художественно -изобразительные средства (готовые бумажные выкройки колпачка для Петрушки, фломастеры разных видов, клей);
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– технические средства (плеер). Ход занятия. Часть 1: (Звучит музыка «Золотая ярмарка» в группу входят дети, где их встречает Б. С.) Б. С.: - Здравствуй маленький народ, Здесь Вас ярмарка всех ждет! Вас на ярмарку зову, Все о ней я расскажу. ( Б. С. приглашает детей к прилавку, где разложен товар, и из сундука достает картинки с изображением ярмарки) - Ой, вы гости дорогие, красны девицы, добры молодцы! Слушайте и не говорите, что не слышали! Глядите, да не говорите, что не видели! Вы только поглядите вокруг! Много в нашей России мастеров умельцев есть, нужные и радостные вещи они умеют делать! Много труда и выдумки, любви вкладывают мастера в свои изделия. Приезжают мастера на ярмарку и привозят свой самый лучший товар, что бы людей порадовать и денег заработать. Ярмарки бывают несколько раз в году, и там торгуют всем и понемногу. Где же продают посуду и игрушки, платки и валенки? Дети: На ярмарке! - Правильно на ярмарке. И каждый продавец старается расхвалить свой товар, что бы его обязательно купили. (Б.С. достает из сундука по очереди платок, матрешку, самовар и выставляет на стол) - Вот платочки все в цветочках, Вот матрешки расписные в них секреты потайные, Вот пузатый самовар он пыхтит как кочегар. Много здесь товару есть и для счастья, и чтоб съесть! - Ребята скажите пожалуйста, что продают на ярмарке? - Ребята что делают на ярмарке? - Ребята какая бывает ярмарка? (ответы детей)
Б.С.: Правильно, молодцы! - Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ. Что за праздник? Что случилось? Просто ярмарка открылась! (Б. С. Достает из сундука картинки с изображением скоморохов) - Приезжают на ярмарку не только мастера со своим товар, приезжают на ярмарку скоморохи, артисты, циркачи и от этого на ярмарке всегда весело. - Ребята, а вы знаете кто такие скоморохи? (Ответы дети) - Скоморохи веселые люди, которые прибаутками и шутками зазывают народ на ярмарку. Они веселят людей и помогают продавать товар. Давайте и мы с вами представим, что мы скоморохи и зазовем людей на ярмарку. - «Подходите, подходите все за даром заберите». - Молодцы. Весело зазываете народ. Любит народ на ярмарке и на каруселях покататься. Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, (Руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо.) А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом, (Бег на месте.) Тише, тише, не спешите! (Прыжки на месте.) Карусель остановите, (Шагаем на месте.) Раз, два, раз, два! (Хлопаем в ладоши.) Вот и кончилась игра! Часть 2. Знакомство с театром одного актера и с Петрушкой. - Ребята на ярмарке показывали театральные представления. - А вы любите театр? Какие театры вы знаете? (ответы детей: кукольный театр, театр марионеток, пальчиковый театр, театр теней) - Дети, а я знаю театр - где участвует один актер, и с таким театром актер может передвигаться по ярмарочной площади и в любом месте показывать свое шуточное представление. А главным героем шуточного представления является Петрушка. - Ребята, кто такой Петрушка? Какой он? (ответы детей) - А вы хотите увидеть такой театр, и познакомится с веселым Петрушкой? Дети: Да (Б.С. предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глазки) Б.С.: - Ну - ка глазки закрывайте До пяти все посчитайте Раз, два, три, четыре, пять Начинаю представлять Дети глазки открывайте и с Петрушкой поиграйте! (Дети открываю глаза и видят юбку – ширму, за которой их приветствует Петрушка) Петрушка: Здравствуй, здравствуй детвора! К вам спешил сегодня Я. Собирался, умывался, одевался и примчался!
По дороге к Вам бежал Кого только не видал! И лису, и зайца с мишкой! И Антошку! И Аришку! Если нравлюсь вам друзья Вы похлопайте для меня. Петрушка проводит игру «Путаница» (Петрушка кланяться, гладит себя по голове и обнаруживает, что он забыл надеть свой колпачок, начинает громко плакать и кричать) П: Ой беда, беда, беда Потерялась голова Потерял я свой колпак, Без него ни как нельзя. Что же делать, как же быть? Где же новый раздобыть? (Б. С. Отпускает ширму и обращается к ребятам) - Петрушка ты не расстраивайся, сейчас нам ребята скажут где можно взять новый колпачок. Ребята, что же делать Петрушке, где же можно взять новый колпачок? (ответы детей) - Ребята колпачок можно смастерить и мы с Петрушкой приглашай вас в нашу мастерскую. (Дети проходят за столы где разложены ножницы, заготовки для колпачков, клей, фламастеры и готовый колпак) (Б.С предлагает рассмотреть готовый колпачок и рассказать, перед работай детям предлагает поиграть с грецким орехом)
Проводится пальчиковая гимнастика.

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ.
(Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп). Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов: - Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно. Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех. (После гимнастики ребята делают колпачки, украшая их наклейками) Анализ работ. ( Какого цвета колпачок, сравнение с готовым колпачком (размер), куда Петрушка может пойти в таком колпачке). После анализа работ Петрушка раздает на память подарки детям
Подводим итог занятия.


Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-

целевой
Воспитатель в костюме Барыни Сударыни приглашает детей на ярмарку. Под весёлую народную музыку дети проходят в группу, часть которой представляет собой торговый ряд ярмарки.
Содержательно-

деятельностный
Первая часть НОД. Барыня Сударыня приглашает детей пройти по ряду, полюбоваться товаром, одновременно рассказывая о том, что такое ярмарка, кто такие скоморохи, какие развлечения были на ярмарке. Барыня Сударыня предлагает покататься на каруселях. ( рус. нар. игра «Карусели») Вторая часть НОД. Дети прохаживаются по торговому ряду, рассматривают иллюстрации, игрушки (матрёшки), головные уборы (платочки), старинную домашнюю утварь. Слушают рассказ взрослого о ярмарке, скоморохах, Дети принимают участие в игре.
Барыня Сударыня знакомит детей с театром одного актёра. Барышня знакомит детей с главным ярмарочным персонажем – куклой- Петрушкой. Барышня показывает детям короткую драматизацию о Петрушке, забывшем дома свой любимый колпачок. Петрушка проводит игру «Путаница» Третья часть НОД. Барыня Сударыня приглашает ребят в мастерскую для изготовления колпачка для Петрушки. Барыня Сударыня предлагает детям перед работой поиграть с грецким орешком. Барыня Сударыня предлагает ребятам сделать колпачок для Петрушки и Дети соглашаются посмотреть театр одного актёра и познакомится с Петрушкой. Дети смотрят драматизацию о Петрушке, забывшем дома свой любимый колпачок. Дети активно участвуют в игре. Дети проходят в мастерскую. Дети принимают участие в игре. Ребята мастерят и украшают колпачок для Петрушки.
оформить его с помощью фломастеров. Барышня предлагает сложить готовые колпачки в короб и рассмотреть их. Дети складывают свои колпачки в короб и рассматривают их.
Оценочно-

рефлексивный
Барышня анализирует работы детей, отмечает, что в каждом колпачке получилось удачно, а над чем нужно поработать. Барыня Сударыня организует игру- драматизацию, одевает на руку Петрушку и от его имени благодарит всех детей за заботу о себе, за красивые колпачки. Барыня Сударыня организовывает сюрпризный момент Барышня и Петрушка прощаются с ребятами. Дети принимают участие в игре-драматизации, разговаривают с Петрушкой, оценивают свои работы. Дети получают на память о встрече с Петрушкой самодельную игрушку Петрушка. Ребята прощаются с гостями
Методы и приемы

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:  методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция): – вводная беседа (информационного характера), – создание ситуации успеха, – демонстрация нового объекта (Петрушка), – демонстрация игрового персонажа, – появление персонажа (Барыни Сударыни в исполнении взрослого).  методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности: – предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме). 2. Методы организации и осуществления деятельности: – словесные (рассказ о ярмарке, игрушке-Петрушке, беседа о народных промыслах, заучивание заклички, рассказывание стихов), – наглядные (демонстрация натуральных, художественных объектов, показ способа действия, наблюдение), – наглядно-практические (оказание дозированной помощи). 3. Методы контроля и самоконтроля: – вербальная оценка результатов выполнения заданий, – коллективный смотр, – рефлексия деятельности.

Самоанализ занятия.
Тема «Ярмарка веселья». Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое; Длительность ООД 20 минут в соответствие с требованиями САНПИНа Мебель и оборудование подобрано согласно всем требованиям Цель непосредственной образовательной деятельности: познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси, поддержать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа. Вовлечь детей в игровую и творческую деятельность. Вызвать у ребят желание побыть в роли мастеров и смастерить колпачок. В ходе ООД предполагалось решить следующие задачи:
Образовательные задачи:
1.1. Формировать у детей систему знаний о русских народных традициях, проведении ярмарочного гуляния. 1.2. Формировать у детей представления о ярмарочном театре, о главных героях русской ярмарки Скоморохах и любимой в старину игрушке – Петрушке.
Развивающие задачи:
2.1. Знакомить с новыми словами: ярмарка, скоморох, петрушка. 2.2. Развивать творческие способности детей, умение декорировать колпачок цветными фломастерами. 2.3. Продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться клеем, фломастерами, аккуратно склеивать края заготовки.

Воспитательные задачи:
3.1. Воспитывать любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и обычаям. 3.2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей через приобщение к русской народной культуре. 3.3. Доставить детям радость, создать хорошее настроение всем участникам деятельности. Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий материал картинки с иллюстрацией ярмарки и скоморохов, атрибуты ярмарки (самовар, матрешки, валенки, лапти и мн. др.), юбка – ширма, петрушка, колпачок для образца, заготовки для изготовления колпачков, фломастеры для оформления. Подготовленный материал помог мне раскрыть тему ООД ярко и интересно (если нет, то почему). Для обеспечения интереса к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию познавательную, игровую. ООД состояла из трех частей  Первая часть посвящена знакомству детей с ярмаркой и скоморохами  Вторая часть посвящена знакомству детей с театром одного актера и Петрушкой  Третья часть посвящена изготовлению с детьми колпачков для Петрушки и подведению итога ООД. Для решения первой части я использовала следующие методические приемы: демонстрация картинок с изображением ярмарки, скоморохов и атрибутов ярмарки, музыкальное сопровождение, объяснение и рассказ, которые помогли мне вызвать интерес к теме у детей, физ. минутка позволила детям переключить внимание на следующую познавательную задачу. Для решения второй части я использовала следующие методические приемы: сюрпризный момент демонстрация ширма - юбки, рассказ, объяснение, беседу, игру. Они помогли мне вызвать у детей интерес к познанию о театре одного актера и Петрушке, игра «Путаница» заинтересовала детей и способствовало развитию произвольного внимания и памяти. Для решения третей части я использовала следующие методические приемы: наблюдение распознающего характера, с помощью которого дети смогли отметить цвет, форму и величину готового колпачка (образца) для Петрушки, показ предметов и образца, которые помогли детям, познакомится с предметами рисования для оформления колпачков, показ действия помог детям познакомится с изготовлением колпачка для Петрушки, анализируя работу, дети смогли сами оценить полученный результат. В ходе ООД для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности: индивидуальную работу, которая позволила каждому ребенку проявить свою фантазию в оформление и изготовление колпачка для Петрушки. Дифференцированный подход к детям в ходе ООД проявился в ходе выполнения практического задания – изготовления колпачка. Для удовлетворения двигательной активности и сохранения их здоровья мною было организована физкультминутка «Карусели» и пальчиковая гимнастика «Грецкий орех», во время проведения ООД я постоянно обращало внимание на осанку детей. В процессе ООД дети были активны. Сохранялся интерес. Были внимательны особенно игры «Путаница» Подводя итог ООД я привлекла к этому детей, попросила высказаться на темы ЯРМАРКА и ТЕАТР. Смогла создать ситуацию успеха. Вывод: Заявленная мною тема полностью соответствует содержанию ООД. Я считаю что мне полностью удалось реализовать поставленные задачи