"Евангельские сюжеты в мировой художественной культуре"

Автор: Алексеева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия в 8 коррекционном классе
Тема: "Евангельские сюжеты в мировой художественной культуре"
Дата публикации: 15.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сценарий внеклассного мероприятия по теме

«Евангельские сюжеты

в мировой художественной культуре» в 8 коррекционном классе

Алексеева Светлана Геннадьевна,

учитель истории и обществознания


«Евангельские сюжеты в мировой художественной культуре»
«Христианство – это то дерево, на котором растут великие плоды культуры и нравственности». Александр Мень.
Цель занятия:
Обучающая: познакомить учащихся с музыкальными, художественными и литературными произведениями мировой культуры на основе религиозных и евангельских сюжетов. Коррекционно- развивающая: способствовать развитию памяти, мышления; умению рассуждать, сравнивать, анализировать произведения искусства. Воспитательная: на примере евангельских идеалов и вечных общечеловеческих ценностей - мужества, свободы, любви, веры, надежды, терпения, - способствовать воспитанию у учащихся толерантности, человеколюбия, доброты, способствовать развитию эстетического вкуса. Здоровьесберегающая: способствовать формированию у учащихся навыков саморегуляции, снятия психоэмоционального напряжения.
Оборудование:
 мультимедийный проектор; экран;  карандаши, фломастеры, альбомы;  карточки с названиями чувств (впечатление возвышенности, ощущение чистоты, торжественное настроение, ощущение покоя);  доска и цветные мелки для записи терминов («Евангелие», «магнификат», «Оранта», «пьета», «Иисус» (гр.) - помазанник);  репродукции икон и картин:  (Икона неизвестного автора «Спас нерукотворный»;  А. Рублёв. «Спас», «Троица»;  Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря»;  Рафаэль Санти «Мадонна Коннестабиле», «Сикстинская мадонна»;  Микеланджело «Пьета»;  И. Крамской «Христос в пустыне»; А. Иванов «Явление Христа народу»;  К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»);  Джотто «Поцелуй Иуды»;  Дионисий «Распятие»; русские и византийские иконы XII века;  записи фрагментов музыкальных произведений:  И. С. Бах «Фуга», «Токката»;  Ф. Шуберт «Аве Мария»;  В. А. Моцарт Симфония № 40;  Н. Паганини «Каприс» № 24;  Л.В. Бетховен Соната № 5. 2
Этапы учебного занятия Время Цель Компетенция Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы Знания Умения I. Орг. момент 1 мин. Активизация внимания Психологический настрой Пожелания учителя Деятельность учителя Деятельность ученика
- Я хочу вам пожелать
 Активности;  Усидчивости;  Удачи;  Самостоятельности;  Хороших успехов. Учащиеся слушают пожелания учителя и следят за указкой.
Учитель
: «Очнись же, человек! Приди скорей к Христу. Прославь его всем сердцем без сомненья; И ты найдёшь в нём мира полноту И вечный дар любви и всепрощенья!» Звучит «Фуга» И. С. Баха (фрагмент).
Ученик
: (читает стихотворение Б. Пастернака «Гефсиманский сад») Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь, Сейчас должно написанное сбыться. Пускай же сбудется оно. Аминь. Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во время страшного её величья Я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.
Учитель
: Это отрывок из стихотворения Бориса Пастернака «Гефсиманский сад». Герой его, Иисус Христос, говорит: « Ко мне на суд, как баржи каравана, столетья поплывут из темноты». Действительно, шли годы, на смену одному общественному строю приходил другой, совершались и уходили в прошлое бурные исторические события, а образ Христа, пройдя сквозь столетия, дошёл до нас не только из Библии и церковных книг, но и из произведений мировой художественной культуры. Откуда мы знаем о Христе? О нём написано в четырёх книгах, которые по- русски называются «Радостная весть», по-гречески Евангелие. Это не просто биография Иисуса Христа и не просто сборник его изречений. Писали Евангелия в 1 веке его ученики: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В четырёх Евангелиях Иисус предстаёт с разных точек зрения: у Матфея он – учитель, у Марка – борец, у Луки – чудотворец, у Иоанна – слово Божие, пришедшее в мир. Почему эта книга называется «Радостная весть»? Человек всегда искал истину, смысл жизни. Когда родился Христос, Иудея находилась под властью Римской империи. Многие думали, что спасение им принесёт великий вождь, который свергнет римского императора. Его называли помазанником, что по-гречески означает Христос. Иисус Христос, по Евангелию, пришёл в мир с вестью о другой жизни, имя которой – Царство Божие, или Царство Небесное. В этой жизни должны восторжествовать 3
принципы любви и красоты, силы без насилия, дисциплины без подавления, свободы без анархии, единения человека с Творцом. Звучит «Токката» И. С. Баха (фрагмент).
Учитель
: День рождения Иисуса Христа был большим праздником, потому что через него открылась великая правда жизни. Этот праздник называется Рождество. Родился Иисус в хлеву. На Востоке хлев обычно находился за стенкой человеческого жилья, и вот там Дева Мария, спеленав, положила Иисуса в ясли – кормушку для скота. Демонстрация русских икон XIV-XVI веков на этот сюжет (развитие познавательной активности).
Учитель
: Сейчас прозвучит стихотворение Б. Пастернака и произведение «Аве Мария» Ф. Шуберта.
Задание:
закройте глаза и попытайтесь представить услышанное. Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта (фрагмент).
Ученик:
Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыхание вола, Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями тёплая дымка плыла. Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звёзд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем…
Учитель:
Какие образы вы увидели? Какие чувства испытали, прослушав музыку и стихотворение?
Ученики:
Торжественное. Впечатление возвышенности и чистоты происходящего. Если учащиеся затрудняются с ответами, то предложить им воспользоваться карточками с названиями чувств. Карточки прикреплены на доске и на стенах класса в произвольном порядке. Учащиеся могут подойти к выбранной карточке. Цель: 1. Знакомство с музыкальным и поэтическим произведением. 2. Развитие познавательной активности. 3. Развитие рефлексии. 4. Снятие эмоционального напряжения.
Учитель:
Этот день стал точкой отсчёта нового времени – с него начинается новая эра, эпоха христианства. Звучит фрагмент из «Магнификата» И. С. Баха №1 – «Величит душа моя, Господи».
Учитель
предлагает учащимся проиллюстрировать музыку, выразить возникшие чувства через движение, при этом сам выполняет движения, показывая пример.
Учитель:
Вы прослушали три произведения Иоганна Себастьяна Баха - фрагменты из «Магнификата» №1 – «Величит душа моя, Господи», «Токкаты» и «Фуги». Бах был не только величайшим композитором, но и гениальным создателем 4
церковной музыки. Им были написаны многочисленные произведения на евангельские сюжеты: церковные кантаты на воскресные и праздничные дни, мессы и магнификаты – хвалебные песнопения, оратории: пасхальные, рождественские и «Страсти Господни» (по Матфею и по Иоанну). Именно Бах, как никто другой, воплотил в музыке дух христианства. Мать Христа, Богородица, Дева Мария проходит словно бы стороной в жизни сына. Её жизнь – жертвенное служение ему, а затем страдание от потери его. Но её образ, светлый, чистый и жертвенный, стал идеалом духовной красоты в мировой культуре. Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта (фрагмент), демонстрируются репродукции картин Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», Рафаэля «Мадонна Коннестабиле» и «Сикстинская мадонна».
Учитель:
Сейчас прозвучала знаменитая «Аве Мария» Франца Шуберта. Как вы думаете, что это за произведение? Что оно напоминает?
Ученики:
Оно напоминает молитву.
Учитель:
Совершенно верно
.
Это молитва Богородице и восхваление её. Что поражает вас и других зрителей в облике Марии в «Сикстинской мадонне» Рафаэля?
Ученики:
Юная и величавая. В душе её затаилось что-то тревожное. Она несёт своего младенца людям, отдавая его на муки и смерть ради спасения человечества. Если учащиеся затрудняются с ответами,
учитель
задаёт наводящие вопросы. Демонстрируется репродукция картины Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»).
Учитель:
Картины Леонардо да Винчи, Рафаэля и Петрова-Водкина разделяют сотни лет. Какая мысль объединяет образы их мадонн?
Ученики:
Мысль о вечной жертвенности материнской любви, в которой воплощается духовная красота. Если учащиеся затрудняются с ответами,
учитель
задаёт наводящие вопросы.
Учитель:
В христианской религии Богородица особенно почитаема: она соучастница человеческого спасения, она страдает за сына. Икон с её изображением так же много, как икон с образом Христа. В изображении Девы Марии есть несколько сюжетов: Оранта (молящаяся) и Умиление. Демонстрация репродукций русских и византийских икон 12 века на этот сюжет (развитие познавательной активности).
Ученик
читает стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь»: В раскалённых горнах Византии, В злые дни гонения икон Лик Её из огненной стихии Был в земные краски воплощён…
Учитель:
Это было стихотворение Максимилиана Волошина «Владимирская Богоматерь». Есть такая древнерусская икона – «Не рыдай мене, мати» (Матерь, не плачь обо мне) – дева Мария с мёртвым Иисусом. Такие изображения Богородицы называются «Пьета» (оплакивание). Они были и в Византии, и в Древней Руси, и в Западной Европе. Такое же название носит и знаменитая скульптура Микеланджело. Демонстрация произведения Микеланджело (развитие познавательной активности).
Психолог
для снятия эмоционального напряжения проводит дыхательную гимнастику. 5

Учитель:
Каждый этап жизни Христа, описанный в Евангелии, отражён в произведениях искусства. Вот он в пустыне, где проводит 40 дней, перед тем, как выйти на проповедь. Здесь он подвергается искушениям дьявола, здесь обдумывает свой дальнейший путь. Этот момент отразил в своей картине «Христос в пустыне» русский художник Иван Николаевич Крамской. Демонстрация репродукции картины (развитие познавательной активности). Как художник изобразил Христа? Что выражает его лицо, поза?
Ученики:
Лицо измученное, осунувшееся; брови напряжённо сдвинуты, глаза усталые, полуприкрыты веками, рот крепко сомкнут; пальцы рук сжаты; он сидит на камнях в пустыне. Если учащиеся затрудняются с ответами,
учитель
задаёт наводящие вопросы.
Учитель:
Как вы думаете, какой момент его внутренней жизни отразил художник?
Ученики:
Он долго и мучительно размышлял, раздумья уже переходят в решение – твёрдое решение о самопожертвовании.
Учитель:
Когда Христос вышел из пустыни, в воздухе носилось ожидание; было ощущение, что должно свершиться что-то великое. На берегу реки Иордан появился отшельник по имени Иоанн, который говорил людям: «Идите и покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». В знак обновления, очищения от зла, лицемерия, чванства Иоанн омывал кающихся в водах реки Иордан. Это омовение получило название крещения, а Иоанн стал называться Крестителем. У Александра Иванова есть картина «Явление Христа народу». Демонстрируется репродукция картины. Кто изображён в центре картины?
Ученик:
Иоанн Креститель, возвещающий пришествие Христа.
Учитель:
На берегу Иордана собралось много народа: это и те, кто верит пророку, и те, кто пришёл обличить Иоанна, и воины, и юноши, и старцы. Посмотрите внимательно, что выражают их лица?
Ученики:
Одни смеются, другие пожимают плечами, третьи смотрят с надеждой. Если учащиеся затрудняются с ответами,
учитель
задаёт наводящие вопросы.
Учитель:
Целая гамма переживаний отражена художником в этой картине. А. Иванов показал переломный момент в истории человечества, когда необходимо совершить трудный выбор своего пути в меняющемся мире. Христос вышел на проповедь. Он говорил людям, что путь его труден, но цель прекрасна, потому что учит любить. Любовь – это связь между людьми. Но достигнуть этой цели не так-то просто, потому что человек любит только одного - самого себя. Отсюда главный постулат христианства: возлюби ближнего, как самого себя. Только любя ближнего, другого, можно быть счастливым. Христос говорит: кто хочет идти за мной, отвергни себя, т. е. гордыню, эгоизм, сосредоточенность только на своём как единственной ценности. Христос проповедовал свободу. Он говорил: познайте истину – и истина сделает вас свободными. Любовь и служение истине делают каждого членом огромного мирового сообщества. Если чувствуешь, что живёшь в согласии с нравственным миропорядком, то не надо ничего доказывать окружающим, не надо утверждать себя, унижать других. Согласно Евангелию, Христос не терпел насилия, но когда видел зло, слово его бичевало. Он обличал тех, кто стоял у власти, бессердечных и лицемерных людей. Демонстрация репродукций икон «Спас Нерукотворный» неизвестного автора конца XII века и «Спас» Андрея Рублева (XV век). 6

Учитель:
Чем отличается изображение Христа у Андрея Рублёва и неизвестного автора конца XII века?
Ученики:
На рублевской иконе Христос спокойный и умиротворённый, на иконе «Спас Нерукотворный» глаза его горят гневом, мечут громы и молнии.
Учитель:
Вот что пишет об этом историк культуры Сергей Аверинцев: «Мы должны признать правду: не только полный благости лик рублёвского Спаса, но и суровые, испытующие, огненные лики более ранних …русских изображений Христа – одно название «Спас Ярое Око» чего стоит! – в равной степени навеяны евангельскими текстами». Иисус Христос въезжает в Иерусалим, столицу Иудеи. У ворот его встречают толпы людей, встречают как царя, просят принять корону и возглавить восстание. Христос же отвечает, что «взявший меч от меча и погибнет». Он знал, что добро не может быть достигнуто через зло. Каждую ночь Иисус уходил в горы и ночевал в разных селениях, но один из учеников его, Иуда, предал своего учителя и указал то место, где он скрывался. В ту ночь Христос собрал учеников на трапезу. Он взял вино и хлеб, раздал ученикам и сказал: «Я всегда буду с вами, когда вы будете это повторять». С тех пор уже более 2000 лет совершается это таинство, называется причастием. Здесь же Христос сказал ученикам: «Один из вас предаст меня». Эти евангельские сюжеты нашли отражение в картинах разных художников. Демонстрация репродукций картин Джотто «Поцелуй Иуды» и Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (знакомство с художественным произведением; развитие познавательной активности).
Психолог
для снятия эмоционального напряжения проводит дыхательную гимнастику.
Учитель:
Сегодня мы увидели и услышали лишь несколько произведений, тема которых – жизнь Иисуса Христа. Этот ряд можно продолжить. Художники всего мира в разные времена постоянно обращались к евангельским сюжетам. Как вы думаете – почему?
Ученики:
Евангельские идеалы – мужество, свобода, любовь, вера, надежда, терпение – это вечные общечеловеческие идеалы. Звучит «Соната № 5» И. С. Баха (фрагмент).
Учитель
предлагает учащимся отразить свои чувства и ощущения от занятия через рисование: «Нарисуйте то, что вы испытываете». Цель: диагностика настроения через рисунок. Отражение чувств по прослушиванию музыкальных и поэтических произведений через рисование .
Учитель:
Кандидат богословия протоиерей Александр Мень говорил: «
Христианство – это то дерево, на котором растут великие плоды культуры и

нравственности».

Учащиеся
показывают свои рисунки и комментируют их. Рефлексия. Цели: 1. развитие памяти 2. развитие навыков анализа 3. подведение итогов занятия.
Учитель
предлагает учащимся вспомнить, что они сегодня увидели и услышали, какие новые слова узнали? (Репродукции картин и названия всех музыкальных, литературных и художественных произведений, использованных на уроке, с указанием автора, а также термины записаны на доске).
Учитель
: Что вам больше всего запомнилось? Что больше понравилось?
Заключительное слово учителя:
Мне очень понравилась наша сегодняшняя совместная работа. Вы все молодцы! Давайте скажем «спасибо» и поаплодируем друг другу! 7