"Как привить у ребенка любовь к чтению"

Автор: Абызова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 3 г.о. Чапаевск Самарской области
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как привить у ребенка любовь к чтению"
Дата публикации: 23.08.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья «Как привить у ребенка любовь к чтению»

«Литературе также нужны талантливые читатели, как и

талантливые писатели»

Самуил Маршак
Всем известно, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию интересных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Отношение к книгам формируется у ребенка постепенно, но есть некоторые секреты, которые помогут воспитать интерес к книгам и чтению: Чтобы дети читали книги, они должны расти в окружении книг. Согласно исследованиям ученых, наличие хорошей домашней библиотеки влияет на будущий уровень образования ребенка даже больше, чем образованность родителей. Ребенка воспитывают не слова, а поступки. Ребенок, который видит вас с книгой в руках, воспринимает это, как норму повседневной жизни. Сначала он станет подражать, а после и сам увлечется чтением.
Начинать читать детям нужно с рождения. Выбирать правильное время для чтения, не читать насильно, если ребенок хочет поиграть и побегать. Для чтения должно быть отведено специальное место. Оно должно быть тихим, удобным, с хорошим освещением. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Читать нужно медленно и выразительно, хорошо проговаривая все звуки, меняя интонацию и голос в зависимости от того, какой персонаж говорит. Необходимо читать ребенку даже тогда, когда он научится читать сам, этим взрослые определяют для него зону ближайшего развития: то, что он еще не в состоянии сегодня прочитать сам, но воспринимает в вашем прочтении, и через некоторое время вернется к книге самостоятельно. После прочтения произведения обязательно нужно говорить о героях прочитанных книг и их поступках. Детям очень нравится читать по ролям, разыгрывать сценки в лицах, рисовать героев книг, лепить их из пластилина и делать природных материалов. Такая театрализация позволяет ненавязчиво донести и закрепить мысли, которые иначе усваиваются с трудом. Регулярное чтение в одно и то же время является ритуалом, который действует на ребенка успокаивающе, являясь признаком стабильности и опоры в жизни. Лучше всего сделать успокаивающее чтение традиционным перед сном. Это не только отложится в подсознании ребенка, но и даст дополнительную близость и теплоту общения с малышом, создаст особую доверительную атмосферу между вами и ребенком. Выбирать книги необходимо по возрасту, достаточно сложные, чтобы они могли завладеть вниманием ребенка, и в то же время достаточные простые, чтобы он мог следить за развитием событий.
Предлагайте актуальные книги, сообразно интересам и увлечениям ребенка на данный момент. Постарайтесь заранее прочесть то, с чем собираетесь познакомить ребенка. Помните о тематическом разнообразии произведений и о сезонном принципе в подборе литературы.